Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- точностью, доступностью, апробированностью и др.

Любая форма подразумевает применение комплекса нескольких методов. Выбор метода должен осуществляться на основе возможности его использования, достоверности и других факторов. Вся совокупность используемых методов должна быть направлена на достижение запланированного результата воздействия. Требования к механизму регулирования: „ соответствие существующим экономическим условиям; „ согласованность всех звеньев и составляющих механизма; „ воздействие механизма на все уровни социально-экономических процессов.

Формы государственного регулирования можно разделить на три группы:

1) правовую;

2) финансово-кредитную (здесь выделяют бюджетно-налоговую и кредитно-денежную формы);

3) административную (с подразделением на экономическую и организационную). Выбор формы регулирования не означает исключительность ее использования. Возможна и комбинация нескольких форм.

Наиболее значимой является правовая, она же законодательная, форма. Это совокупность законодательных механизмов и актов, лежащих в основе устройства общества и государства, вытекающие из них права и обязанности субъектов хозяйствования и граждан и прочие фундаментальные правовые принципы построения взаимоотношений как внутри страны, так и между странами.

Финансово-кредитная форма отражает бюджетно-налоговое регулирование, которое тесно связано с кредитно-денежным. Первое включает в себя государственные сборы и налоги, льготы и расходы, направленные на регулирование совокупного предложения или спроса, ограничения или повышения макроэкономической активности. Кредитно-денежное регулирование, как следует из названия, подразумевает применение таких инструментов, как изменение учетной ставки процента по кредитам, эмиссия денежной массы и государственных ценных бумаг. Составной его частью является и валютно-финансовое регулирование, значение которого возрастает с расширением внешнеэкономической деятельности. Специфика валютно-финансового регулирования позволяет рассматривать его и как отдельную форму. При использовании названных инструментов финансово-кредитного регулирования необходимо понимать и учитывать их неразрывную связь и долгосрочное влияние на экономические процессы. Так, состояние федерального бюджета неразрывно связано с уровнем цен, нормой процента, уровнем спроса и предложения и объемами производства.

Административная форма регулирования использует такие инструменты, как разработка системы взаимодействия подчиненных друг другу звеньев экономической системы и типовых процедур воздействия. Рассмотренные выше методы финансово-кредитного регулирования (экономические методы управления) для повышения эффективности часто требуют дополнения методами административными, т.е. решениями и приказами. К примерам таких комбинированных инструментов можно отнести введение экономических нормативов, централизованное ценообразование и прочее.[11]


Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Следует отметить, что данный принцип оперативного управления государственными финансами используется в процессе маневрирования бюджетными средствами в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, что определено в ст. 34 БК РФ.

В соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации под принципом эффективности использования бюджетных средств понимается, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).[12]

Другим функциональным элементом выступает финансовый контроль. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.

Остановимся подробнее на государственном (муниципальном) финансовом контроле.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.[13]

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются:

- главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами;

- государственные (муниципальные) учреждения;

- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

- государственные корпорации и государственные компании;

- хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

- юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц;


- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.[14]

Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

- контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

- проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- направляются финансовым органам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.[15]

Таким образом, под управлением государственных финансов можно понимать как «процесс направленного воздействия на финансовые отношения при помощи специальных приемов и методов с использованием различных видов финансовых ресурсов с целью реализации своих функций».


Опыт реформирования системы управления общественными финан­сами в развитых странах за два последних десятилетия показал, что внедрение программно-целевых принципов бюджетирования в практи­ку деятельности органов государственной власти дает положительный результат, несмотря на то, что концепции построения программного бюджета в каждом отдельном государстве имеют свои особенности, что в значительной степени затрудняет их сравнение. В целом же еди­ным остается сам принцип формирования бюджета в разрезе миссий (направлений деятельности) правительства, объединяющих несколько бюджетных программ в соответствии с тем, на достижение каких целей государственной политики они направлены.

В большинстве стран мира под качественным бюджетным планированием понимается бюджетирование, ориентированное на результат, основным инструментом которого выступает программно-целевой метод.

Зарубежный опыт программно-целевого метода управления общественными финансами показал, что масштабное применение данного метода финансового планирования повышает гибкость в управлении государственными финансами, способствует минимизации затрат и повышению эффективности предоставления государственных услуг, а также обеспечивает большую прозрачность и открытость бюджета. [16]

Рассмотрение зарубежного опыта программно-целевого управления развитием Российской Федерации необходимо для выявления: общих закономерностей его применения в различных странах,− негативных черт и позитивных последствий использования,− степени универсальности: для возможного применения опыта в− России с целью совершенствования механизмов и методов ее устойчивого социально-экономического развития.

Далее представим основные отличительные особенности применения программно-целевого метода управления государственными финансами в развитых странах мира. В большинстве практик этот метод рассматривается во взаимосвязи с бюджетированием, ориентированным на результат.Так, для России представляет интерес французский опыт использования программно-целевого метода. Во Франции программный бюджет имеет трехуровневую структуру (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура программного бюджета во Франции[17]

Парламент утверждает бюджет в разрезе миссий. Он может перераспределить ассигнования межу программами внутри одной миссии.