Файл: Тенденция развития индустрии гостеприимства (Теоретические основы функционирования индустрии гостеприимства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным проблемам в индустрии гостеприимства в России можно отнести следующие (таблица 1.3.1).

Таблица 1.3.1.

Проблемы индустрии гостеприимства в России [30. С.250]

№ п/п

Проблемы

1

Отсутствие классификации у большинства российских отелей по звездам

2

Трудности получения въездных виз в Россию и комплекс регистрационных процедур

3

Высокая стоимость гостиничных номеров как в столичных городах (Москва, Санкт-Петербург), так и в регионах (Сочи, Ростов-на-Дону, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Нижний-Новгород, Владивосток, Красноярск, Новосибирск и т.д.)

4

Большинство гостиничных сетей и групп сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, при этом другие регионы не поощряют привлечение потенциальных инвесторов и туристов должным образом

5

Высокая стоимость передвижения по РФ

6

Недостаточный уровень профессионализма в сфере индустрии гостеприимства

7

Экономический спад и неопределенность в связи с санкциями

Итак, можно назвать следующие конкурентные слабости, сдерживающие развитие въездного и выездного туризма в России:

- недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны; высокая стоимость проживания, питания, транспорта и иных услуг, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

- препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, наличие административных барьеров, невыгодные условия земельной аренды;

- дефицит квалифицированных кадров во всех секторах туристской индустрии;

- сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, недостаточная реклама туристских возможностей страны;

- нерешенность вопросов упрощения порядка выдачи российских виз;

- неэффективное и нерациональное использование туристских ресурсов: располагая богатейшим потенциалом для развития туризма, России пока не удается разработать привлекательного туристского продукта, рассчитанного на массового туриста, как для внутреннего, так и международного туристического рынка [37. С.19].

Любое крупномасштабное событие мирового значения – спортивное, культурное, политическое или экономическое – это всегда толчок к развитию индустрии гостеприимства и туризма, в частности, к строительству новых гостиниц. В 2018 году в России пройдет Чемпионат мира по футболу. Предполагается, что в Москве к этому событию будет построено 60 новых гостиниц, в Самаре – 1, в Ростове-на-Дону – от 3 до 8, в Нижнем Новгороде – 28, в Саранске – 2, Санкт-Петербурге – 17 [48].


По правилам комиссии ФИФА страна, принимающая и проводящая чемпионат, должна предоставить гостям, а также фанатам, болельщикам, по меньшей мере, шестьдесят тысяч гостиничных номеров. Россия на сегодняшний день лишь условно располагает указанным размером номерного фонда, так как не все средства размещения соответствуют международным стандартам. Кроме того, реализация планов по увеличению гостиничного фонда за счет новых качественных объектов идет достаточно медленно ввиду того, что существует опасность простаивания большинства построенных объектов, разорения множества предприятий размещения и питания, упадок инфраструктуры после проведения Чемпионата мира-2018. Вышеперечисленные обстоятельства обуславливают объективную необходимость поиска и внедрения механизмов эффективного управления гостиничными предприятиями на основе изучения международного опыта и российской практики ведения гостиничного бизнеса.

Итак, можно сказать, что индустрия гостеприимства сегодня является важной составной частью сектора экономики, продуктом которого является гостиничная услуга, имеющая свою специфику. Гостиничные предприятия, оказывающие данный сервис, предоставляют не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр дополнительных услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Число гостиничных предприятий растет быстрыми темпами, и этот рост должен проходить в соответствии с современными требованиями к проектированию, дизайну, инженерии и безопасности отелей.Управление гостиничными структурами всех классов и типов в посткризисной экономике требует их оперативной и гибкой адаптации к постоянно изменяющейся ситуации с учетом высокой неопределенности окружающей среды.

С целью формирования прозрачного гостиничного продукта для российских и иностранных гостей в первую очередь государство должно быть заинтересовано в мерах стимулирования гостиниц в прохождении классификации: это может быть представление гостиничных предприятий на различных международных выставках, снижение налоговой ставки, снижение комиссионных вознаграждений при взаимоотношении с системами бронирования и т.п.

Одной из самых больших проблем управления отечественными гостиничными предприятиями является отсутствие стратегического планирования работы объекта и неверное представление об оценки эффективности работы предприятия исключительно на финансовых показателях, ориентированное лишь на краткосрочную прибыль. Причины такой ситуации кроются в отсутствии до недавнего времени острой конкуренции на гостиничном рынке, а также существовании достаточного числа ведомственных гостиничных предприятий, что позволяло без применения эффективных методик управления обеспечивать приемлемый уровень доходов и финансовой устойчивости.


Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ «БУЛГАР»

2.1. Общая характеристика деятельности гостиничного предприятия

Гостиница «Булгар» расположена в центре Казани. Гостиница расположена в центре столицы Татарстана, городе Казани. Город Казань является крупным портом на левом берегу реки Волги. Это один из крупнейших экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России, а Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город имеет зарегистрированный бренд «третья столица России».

Гостиница предлагает своим гостям высокий уровень обслуживания, современную инфраструктуру и различные услуги в области делового туризма.

Гостиница «Булгар» предлагает своим клиентам следующие услуги:

- комфортабельные номера;

- ресторан (европейская и национальная кухни);

- бильярдный зал (русский бильярд – 250 руб./час.; американский пул – 250 руб./час.);

- сауна с бассейном (час-1500 руб., вместимость-до 8 человек);

- бесплатный wi-fi интернет;

- два конференц-зала («Модерн» – 900 руб./час до 50 человек, «Классик» – 1000 руб./час до 70 человек);

- салон красоты;

- аренда автомобиля/трансфер;

- массажный салон;

- услуги прачечной;

- бесплатная камера хранения;

- бесплатная охраняемая парковка.

Основные принципы работы гостиницы «Булгар» - это честность, внимание и доброжелательное отношение к гостям, отзывчивость, а также индивидуальный подход к каждому клиенту.

Стоимость номеров гостиницы представлена в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Стоимость номеров в гостинице «Булгар», руб.

Категория номера

Цена

Люкс

от 6500

Однокомнатный джуниор сюит

от 3200

Двухкомнатный джуниор сюит

от 3200

Одноместный номер с балконом первой категории

2800

Двухкомнатный номер первой категории

от 2800

Одноместный номер первой категории

2500

Двухместный номер первой категории

2500

Одноместный угловой номер

1900

Одноместный номер в блоке второй категории

1700

Двухместный номер в блоке второй категории

от 1900


Ресторан «Булгар» включает три малых банкетных зала на 6, 8 и 20 человек, а также большой банкетный зал. В уютных малых залах гости могут отдохнуть за чашечкой кофе или провести деловую встречу. Большой банкетный зал вмещает до 200 гостей. Любые блюда и напитки можно заказать в номер (Room Serviсe).

К услугам гостей:

- завтрак «шведский стол»;

- бизнес-ланчи;

- кофе-брейки и фуршеты;

- проведение свадебных банкетов и других мероприятий;

- заказ выпечки и блюд на дом.

Ежедневно с 7.00 до 10.00 предлагается шведский стол с большим выбором блюд на завтрак.

Гостиница «Булгар» предлагает своим клиентам конференц-зал вместимостью от 60 до 80 человек. Имеется возможность проведения мероприятий с размещением участников в комфортабельных номерах, проведением фуршетов, банкетов, а также использование различногопрезентационного оборудования. Минимальное время аренды зала - 2 часа. В стоимость аренды входит экран.

Аренда проектора - 500 руб./час (свыше 4 часов - 2000 руб./день).

Флипчарт с маркерами - 200 руб./день.

Музыкальное оборудование (микрофон и колонки) - 500 руб./час (свыше 4 часов - 2000 руб./день).

Бумага - 1000 руб./блок.

Кулер - 1500 руб./день.

Кликер – 300 руб./день.

Организационная структура гостиницы представлена на рисунке 2.1.

Кадровая служба

Руководство гостиницы

Инженерно-техническая служба

Служба бронирования

Отдел маркетинга

Служба приема и размещения

Дежурный администратор

Служба обслуживания номерного фонда

Прачечная

Горничные

Служба питания

Официанты

Кассир

Бухгалтерия

Финансовая служба

Рис. 2.1.1. Организационная структура гостиницы «Булгар»

Как видно по рисунку 2.1.1, организационная структура гостиницы является линейно-функциональной. К основным службам, имеющимся в гостинице, относятся:

- служба приема и размещения;

- служба обслуживания номерного фонда;

- служба общественного питания;

- финансовая служба;

- инженерно-техническая служба;

- кадровая служба;

- вспомогательные и дополнительные службы.

Динамика количества гостей, проживавших в гостинице, представлена на рисунке 2.1.2.

Рис. 2.1.2.Динамика количества гостей, проживавших в гостинице «Булгар», за 2015-2017 гг., чел.

Как видно по рисунку 2.2, за исследуемый период наблюдается ежегодное снижение количества гостей гостиницы. Это связано, как с кризисом в экономике и, как следствие, сокращением доходов населения, а также появлением новых конкурентов гостиницы, предлагающих услуги по более дешевой цене. В целом за 2015-2017 гг. количество гостей сократилось на 499 чел. и составило в 2017 году 2 786 чел.


Динамика коэффициента загрузки гостиницы по месяцам представлена на рисунке 2.1.3.

Рис. 2.1.3. Динамика коэффициента загрузки гостиницы «Булгар» по месяцам за 2017 год, %

По рисунку 2.3 можно сделать вывод, что максимальная загрузка гостиницы наблюдается за период июнь-июль, а также сентябрь-ноябрь. Минимальная загрузка гостиницы отмечается в январе, что связано с новогодними праздниками.

Длительность пребывания клиентов в гостинице показана на рисунке 2.4.

По данным рисунка 2.1.4 можно сделать вывод, что наиболее частым сроком пребывания клиентов в гостинице является три дня и менее, что обусловлено частыми короткими командировками многих постоянных клиентов гостиницы «Булгар» - данные клиенты составили 81% в 2017 году.

Рис. 2.1.4. Длительность пребывания клиентов в гостинице

«Булгар» в 2017 году, %

Прибыль гостиницы формируется из структуры реализуемых услуг. Структура выручки гостиницы за 2017 год представлена на рисунке 2.5.

Рис. 2.1.5. Структура выручки гостиницы «Булгар» за 2017 год, %

По рисунку 2.1.5 видно, что в 2017 году в структуре выручки гостиницы преобладала выручка от реализации услуг номерного фонда (56%), услуг конференц-залов (15%) и услуг ресторана (10%).

Наименьшую долю в структуре выручки гостиницы составляют массажный салон, сауна и аренда автомобиля.

Динамика чистой прибыли гостиницы представлена на рисунке 2.1.6.

Рис. 2.1.6. Динамика чистой прибыли гостиницы «Булгар»,

за 2015-2017 гг., тыс. руб.

По рисунку 2.1.6 можно сказать, что за исследуемый период наблюдается негативная тенденция снижения чистой прибыли гостиницы. Снижение показателя связано с сокращением числа гостей, проживавших в гостинице. В целом за 2015-2017 гг. чистая прибыль гостиницы сократилась на 110 тыс. руб. и составила в 2017 году 1 503 тыс. руб.

Таким образом, гостиница «Булгар» предоставляет своим клиентам широкий спектр услуг и пользуется достаточной популярностью у гостей. Организационная структура управлениягостиницей рациональна и способна обеспечить правильное руководство деятельностью гостиницей. Однако недостатками управления гостиницей следует назвать отсутствие участи персонала в управлении.