Файл: Тенденция развития индустрии гостеприимства (Теоретические основы функционирования индустрии гостеприимства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Классификация гостиничных предприятий

По классификации гостиничных предприятий, рекомендуемых ВТО, к ним относятся гостиницы, отели, пансионаты, пляжные отели, клубы с номерами, гостевые дома и другие аналогичные предприятия.

Отдельно выделяются еще три группы средств размещения: коммерческие и социальные средства размещения: туристические базы, бунгало, предприятия социального туризма и др., специализированные средства размещения: лагеря труда и отдыха, ботели, флотели и др., а также частные средства размещения: собственное жилье, арендованные комнаты и помещения и др.

На сегодня существует более тридцати различных видов предприятий гостиничного бизнеса, классифицировать которые можно по нескольким признакам [18. С.104].

Классификационные показатели гостиниц представлены на рисунке 1.2.1.

Технические показатели:

- месторасположение;

- вместимость;

- функциональное назначение;

- уровень комфорта номеров

Сервисные показатели:

- тип предоставляемых услуг;

- тип питания;

- формы организации питания;

- режим эксплуатации средства размещения;

- условия использования;

- длительность пребывания гостей;

- ассортимент услуг;

- уровень обслуживания и т.д.

Гостиничное предприятия

Показатели формы собственности:

- форма собственности гостиничного предприятия;

- принадлежность к гостиничным сетям

Стоимостные показатели:

- уровень цен на услуги

Рис. 1.2.1. Классификационные показатели гостиниц [42. С.144]

Остановимся на наиболее значимой характеристике предприятий гостиничного бизнеса - уровне комфорта, потому что он играет значительную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Под уровнем комфорта следует понимать комплексный критерий, состоящий из нескольких требований:

- состояния номерного фонда: площадь номеров, процент однокомнатных и многокомнатных номеров, наличие коммунальных удобств и т.д.;

- технического оснащения гостиницы: состояния мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;

- наличия и состояния предприятий питания: ресторанов, кафе, баров;

- состояния самого здания гостиницы, подъездных путей, состояния прилегающей к отелю территории;

- информационного обеспечения: телефон, телевизор, спутниковая связь, Интернет и т.д.;


- возможности предоставления дополнительных услуг: бассейн, сауна, спортзал, конференц-зал, прокат автомобилей, услуги химчистки, массажный кабинет и др.;

- квалификации персонала и ряда других требований.

Уровень комфорта на сегодня лежит в основе более тридцати известных в мире классификаций гостиниц. Наиболее распространенными среди них являются:

1. Европейская, или система «звезд», базируется на французской национальной системе классификации, в основе которой лежит деление гостиниц по категориям от 1 до 5 звезд [39. С. 190].

2. Система букв (A, B, C, D), используется в Греции. Отель класса А соответствует четырехзвездочному, класса В - трехзвездочному, класса С - двухзвездочному и D - однозвездочному. Для гостиниц высшей категории применяется термин DeLuxe.

3. Система корон, применяемая в Великобритании - это 6-уровневая система добровольной классификации: от 0 до 5 крон, для «перевода» на звезды надо от «короны» отнять 1, например 4 «короны» - это 3 *.

4. Система разрядов (люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый), использовалась на территории бывшего СССР.

В России отели классифицируются по следующим категориям: 5*, 4*, 3*, 2*, 1*, без категории.

В России номера в отелях классифицируются по следующим категориям:

Высшая категория:

- высшая категория «сюит» должен иметь площадь  > 75 м2, состоять из >=3 жилых комнат + дополнительно гостевой туалет, кровать не менее 200 на 200;

- высшая категория «апартамент» должен иметь площадь  > 40 м2, состоять из >=2 жилых комнат с кухней;

- высшая категория «люкс» должен иметь площадь  > 35 м2, состоять из >=2 жилых комнат для одно/двухместного размещения;

- высшая категория «джуниор сюит» должен иметь площадь  > 25 м2, для одно/двухместного размещения;

- высшая категория «студия» должен иметь площадь  > 25 м2, для одно/двухместного размещения с кухней.

Первая категория номера для одно/двухместного размещения, однокомнатный гостиничный номер с 1/2 кроватями и санузлом (душ или ванна, унитаз, умывальник).

Вторая категория номера для одно/двухместного размещения, однокомнатный гостиничный номер с 1/2 кроватями и неполным санузлом (унитаз, умывальник), либо санузлом, рассчитанным на блок из двух номеров [35. С. 269].

Третья категория номера для размещения 3 и более лиц (при площади 4,5-6 м2), однокомнатный гостиничный номер с количеством кроватей по числу проживающих и неполным санузлом (унитаз, умывальник), либо санузлом, рассчитанным на блок из двух номеров.


Четвертая категория номера для размещения 3 и более лиц (при площади 4,5-6 м2), однокомнатный гостиничный номер с количеством кроватей по числу проживающих и умывальником.

Пятая категория номера для размещения 3 и более лиц (при площади 4,5-6 м2), однокомнатный гостиничный номер с количеством кроватей по числу проживающих и умывальником в коридоре.

Сейчас в России действует добровольная система классификации отелей. Однако Федеральным законом Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2016 года были установлены требования по прохождению обязательной классификации для гостиничных предприятий, расположенных в
регионах, в которых будут проводиться матчи Чемпионата мира по футболу 2018. В дальнейшем дата прохождения обязательной классификации была сдвинута сначала на 1 июля 2017 года, а затем на 1 января 2017 года (таблица 1.2.1).

Таблица 1.2.1.

Отчет о подготовке инфраструктуры коллективных средств размещения к Чемпионату миру по футболу-2018 на октябрь 2017 г. [33. С.45]

Наименование субъекта РФ

Всего объектов

Всего классифицировано объектов

Доля классифицированных объектов, %

Волгоградская область

323

280

86,7

Калининградская область

198

181

91,4

Краснодарский край

4409

4409

100

Москва (Регион)

788

788

100

Нижегородская область

285

200

70

Республика Мордовия

39

31

79,5

Республика Татарстан

359

304

84,7

Ростовская область

278

237

85,3

Самарская область

304

223

73,4

Санкт-Петербург (регион)

700

700

100

Свердловская область

270

176

65,2

Всего

7953

7529

94,7


При анализе гостиничного рынка РФ становится ясно, что данная мера значительно стимулировала гостиницы к прохождению классификации (табл. 2). С целью формирования спроса на гостиничные услуги в нашей стране необходимо стимулирование гостиниц в прохождении классификации и в дальнейшем.

Можно отметить, что в настоящее время на рассмотрении Государственный думы находится проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг, предусматривающий введение обязательной классификации средств размещения. Документ устанавливает обязательность прохождения классификациями всеми средствами размещения, за исключением молодежных туристических лагерей, турбаз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, железнодорожных спальных вагонов, а также меблированных комнат для сдачи внаём [26. С.58].

Согласно текущей редакции законопроекта, обязательная классификация средств размещения будет действовать по следующей схеме: с 1 января 2018 года в отношении гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом более 50 номеров; с 1 января 2019 года в отношении гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом более 15 номеров; с 1 января 2020 года в отношении всех гостиниц и иных средств размещения.

Учреждения, работающие в гостиничной сфере, классифицируются по многим показателям. Самыми распространенными показателями являются вместимость номерного фонда и уровень комфорта. Номерной фонд — это вместимость гостиницы, выраженная в количестве номеров и мест. По этому показателю гостиницы подразделяются на:

- малые, с числом номеров меньше 100;

- средние, в которых имеется от 100 до 300 номеров;

- большие, с количеством номеров до 1000;

- гиганты, имеющие более 1000 номеров.

Номерной фонд напрямую связан с функциональным назначением гостиниц. Гостиницы делового назначения, предназначенные для размещения туристов, путешествующих в связи со своей деятельностью. Такой деятельностью чаще всего являются: ведение бизнеса, деловые поездки, участие в совещаниях, симпозиумах, конференциях, выставках, презентациях товаров и услуг, обучение. Разновидностью деловых гостиниц являются бизнес-отели, конгресс-центры, профессиональные клубные отели и ведомственные гостиницы, относящиеся к малым и средним предприятиям размещения [20. С.283].

Таким образом, в каждой стране формируются свои типы гостиниц, учитывающие особенности сложившейся инфраструктуры, географического положения, климатических условий и ряда других факторов. Кроме типологии гостиниц, категории звездности, очень важной составляющей их деятельности является комплексный характер гостиничного предложения или гостиничный продукт, потому что специфический характер маркетинга в гостиничном бизнесе определяется особенностями и отличительными характеристиками гостиничного продукта, а также особенностями потребителей и производителей гостиничных товаров и услуг.


1.3. Тенденции развития индустрии гостеприимства в современных условиях

Для ряда стран индустрия гостеприимства — источник значительных валютных поступлений — способствует созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению занятости населения, расширению международных контактов. Развитие гостиничного хозяйства является стратегически важным направлением для туристической отрасли. По данным Всемирной туристической организации, в мире насчитывается более 16 млн. гостиниц [25. С.175].

Анализируя рынок гостиничных услуг, можно увидеть, что в 2016 году номерной фонд России, стран СНГ и Грузии увеличился на 6 тыс. номеров. Чуть больше половины номеров (3300) пришлось на Россию (рисунок 1.2).

Предполагалось, что в 2016 году будет введено более 8900 номеров, в том числе 5200 в России. Вторым по количеству введённых номеров рынком в 2016 году стал Азербайджан, с тремя международными проектами и номерным фондом около 1200 номеров. Третье место по введенным в эксплуатацию номерам занимает Казахстан с тремя гостиницами и 569 номерами. В Грузии были запущены три гостиницы с номерным фондов 463 номера.

Рис. 1.3.1. Количество номеров, введенных в эксплуатацию международными гостиничными сетями в 2016 году, % [48]

Необходимо отметить, что в 2016 году в сегменте Luxury не было открыто ни одной гостиницы, а большая часть пришлась на средний и высокий ценовой сегмент. Корпорацией Accor были введены в эксплуатацию 1125 номеров.

Лидером среди гостиничных сетей можно выделить компанию Marriott International, количество введенных номеров которой в 2016 году составило 1345.

При всей значимости индустрии гостеприимства не всеми государствами она признана в качестве стратегического направления развития страны. В частности, в Российской Федерации официальными властями в официальных источниках об этом не заявлялось. Однако следует констатировать тот факт, что определенные качественные изменения в этой сфере все-таки произошли, в немалой степени это связано с проведением Зимней Олимпиады в Сочи 2015 г., Всемирной Универсиады в Казани 2013, предстоящим чемпионатом мира по футболу 2018.

Основная причина того что 30 процентов проектов строительства гостиниц в России в 2016 году были отложены — это текущая сложная экономическая ситуация, которая оказывает волновой эффект на весь регион. Проведенный анализ показывает, что в текущих условиях наблюдается не самое удачное время для выхода на рынок России международных гостиничных сетей. С одной стороны, в настоящее время для многих проектов не хватает финансовых средств, необходимых для завершения проекта. С другой стороны, инвесторы предпочитают замораживать свои проекты вместо того, чтобы вкладывать деньги в строительство и отделочные работы без уверенности в будущих эксплуатационных характеристиках проекта. Одной из проблем прогнозирования на гостиничных предприятиях выступает многофакторность.