Файл: Процедура банкротства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

С развитием рыночной экономики в России и существованием жесткой конкуренции одним из правовых инструментов регулирования имущественного оборота является институт банкротства. При этом степень актуальности правовых проблем несостоятельности и банкротства юридических и физических лиц с каждым годом повышается.

Согласно сведениям, предоставленным Статистическим бюллетенем Федресурса (ЕФРСБ) от 31 декабря 2018 г.[1], динамика банкротств российских юридических лиц, признанных банкротами, в 2018 году сократилось на 3,1% по сравнению с 2017 годом - до 13117. Число введенных судами реабилитационных процедур (внешнее управление и финансовое оздоровление) снизилось до 297 шт. или 1,2% всех процедур в 2018 году, по сравнению с 395 шт. или 1,5% в 2017 году. Заявителями в делах о банкротстве юридических лиц, как правило, выступают кредиторы. В 2018 году они инициировали 76% дел, в отношении которых раскрыты такие данные, в 2017 году – 79% дел. Доля заявлений Федеральной налоговой службы Российской Федерации выросла с 10% до 14%, а самих должников осталась на уровне 9%.

А вот динамика банкротств граждан в 2018 году увеличилась, так, число судебных решений о признании граждан несостоятельными выросло в 1,5 раза к 2017 году, до 43 984 шт. Количество завершенных процедур реализации имущества в 2018 году увеличилось в 1,7 раза к 2017 году, до 21 358 шт. Число признанных судами несостоятельными граждан за весь период - 94 255 человек или 13% потенциальных банкротов (на 01.01.2019 - 748,2 тыс. человек, по данным Объединенного кредитного бюро). На 100 тыс. человек населения в России приходится 64 банкрота[2].

В июле 2019 года Федресурс разместил на сайте статистический бюллетень по итогам 1 полугодия. И даже беглый анализ цифр документа показывает, наличие острых проблем, как в российской экономике, так и в законодательстве о банкротстве.

Процент подачи заявлений в первом полугодии 2019 года конкурсными кредиторами составил 78,10%, ФНС - 12,40%, должниками - 8,60%, работниками - 0,40%, государственными контрольными органами - 0,50%.

Конкурсные кредиторы являются главными инициаторами банкротства юридических лиц. Интересно, что в январе — июне 2019 года ФНС подало 12,4% заявлений. В прошлом году за аналогичный период территориальные органы ФНС РФ направили 14,5% заявлений.

Возможно, региональные ИФНС сократили подачу заявлений после вынесения 05.03.2019г. Конституционным Судом РФ Постановления № 14-П "По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 200 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, абзаца второго пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 10 и пункта 3 статьи 59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина В.А. Нужина"[3]. В нем Конституционный Суд РФ указал фискальным органам, что ИФНС не должна подавать заявление о банкротстве, если "такое обращение не ведет к должному экономическому эффекту и лишь вызовет напрасные расходы"[4].


Совсем иная картина открывается в ходе банкротства граждан. Здесь главными заявителями выступают сами должники. В первом полугодии 2018 года они инициировали 84,5% дел. В январе — июне 2019 года на долю должников пришлось 89,8% заявлений.

Основной процедурой при несостоятельности юридических лиц по-прежнему остаётся конкурсное производство.

Второе место по частоте применения занимает наблюдение. И совсем всё плохо с процедурой финансового оздоровления. В январе — июне 2019 года суды вводили его только 8 раз. Это еще раз подчеркивает, что реабилитационные процедуры в России не работают.

В сфере банкротства граждан самой применяемой процедурой остается реализация имущества. И число банкротств ежегодно растет ударными темпами. Так, за первое полугодие 2019 года суды признали банкротами уже 29017 человек, что на 52,3% больше чем за аналогичный период прошлого года.

Эффективность банкротства юрлиц находится на низком уровне. По итогам первого полугодия 2019 года 63% дел завершилось впустую. Получается, что реальный КПД банкротства составляет 37%. Более того, по многим делам ничего не получили и залоговые кредиторы[5].

Похожая ситуация складывается и в ходе банкротства граждан. Такие низкие показатели эффективности банкротства имеют множество причин. Среди них можно отметить отсутствие у арбитражных управляющих прав на проведение некоторых исполнительских действий, затягивание арбитражного производства и даже низкую квалификацию многих арбитражных управляющих.

Из цифр, предоставленных Федресурсом, следует несколько важных выводов. Во-первых, в России существует проблема потребительской закредитованности граждан. Рост числа необеспеченных кредитов, падение доходов населения и неумение людей соизмерять потребности с доходами ведёт к увеличению банкротств физических лиц. Данный процесс набирает обороты.

Во-вторых, законодателю необходимо реформировать процедуру финансового оздоровления. Она в России не работает. Единичные случаи ее применения говорят, что в нынешнем виде оздоровление не интересно кредиторам, должникам и потенциальным инвесторам. В результате предприятия, которые могли работать и приносить доход, прекращают существование.

Третий момент заключается в том, что эффективность взыскания в ходе банкротства остается на низком уровне и составляет 35% - 37%. Поэтому следует расширить полномочия арбитражных управляющих. Например, наделить их правом устанавливать временный запрет на отчуждение имущества должника, а также контрагентов и КДЛ, если сделки банкрота по передаче им своего имущества могут быть оспорены. Но для начала стоит принять хотя бы профессиональный стандарт «Арбитражный управляющий», разработанный профсообществом еще в 2017 году.


В обстоятельствах конкуренции банкротство выступает естественным следствием в отношении наименее развитых и низкотехнологичных юридических лиц разнообразных отраслей экономики. Помимо того, банкротству отдельных юридических лиц способствуют другие субъективные и объективные факторы, имеющие место в современном политико-экономическом поле страны. Это значительный износ основных производственных активов промышленных организаций, недостаточный объем инвестиций в экономику, повторяющие региональные и общемировые финансовые кризисы.

Воздействие на юридическое лицо - должника на различных этапах процесса его несостоятельности реализуется посредством разнообразных мер, регламентированных законодательством. Первоначально, на этапе возбуждения производства по делу, в качестве таких мер выступают - обеспечительные (к примеру, наложение арестов на имущество должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового положения должника и др.); если имеется возможность восстановления платежеспособности должника - восстановительные (к примеру, меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника; меры, реализуемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов; меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные -применяемые в соответствии с решением о признании юридического лица - должника банкротом, направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, регламентированных законодательством.

Таким образом, процедура банкротства представляет собой регламентированную законодательством совокупность мер в отношении должника, которые направлены на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа нормативно-правовых актов, учебной и специальной литературы, материалов судебной практики дать общую характеристику банкротства; изучить процедуры, применяемые в деле о банкротстве юридического и физического лица; проанализировать практику применения процедур банкротства.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКРОТСТВА


1.1. Нормативно-правовое регулирование банкротства в Российской Федерации

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим процедуры банкротства юридического лица, является Конституция Российской Федерации[6], в которой закреплены принципы, положенные в основу действующей концепции банкротства, так:

- на принципе признания и защиты равным образом всех форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) базируется регламентация взаимоотношений кредиторов с должниками;

- принцип недопустимости лишения своего имущества иначе, как на основании судебного акта (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ) защищает имущество должника от произвола со стороны кредиторов, при отсутствии согласия должника на ее отчуждение;

- принцип ограничения прав и свобод гражданина федеральным законом только в той степени, в какой это необходимо с целью защитить права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)[7] находит своё выражение, в частности, в моратории на удовлетворение требований кредиторов в ходе проведения процедуры банкротства (ст. 95 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[8] (далее – Закон о банкротстве)).

Далее по значимости – Гражданский кодекс Российской Федерации[9] (далее - ГК РФ), положения о банкротстве юридического лица которого можно разделить на три группы:

- непосредственно регулирующие банкротство юридических лиц (ст. 65);

- содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые правомочны давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

- непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но обладающие определяющим значением для решения вопросов, возникающих в связи с банкротством юридических лиц (например, положения о организационно-правовых формах юридических лиц, об ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

В связи с тем, что дела о банкротстве разрешаются арбитражными судами[10], ход судебного процесса по таким делам полностью регулируется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации[11] (далее - АПК РФ). Отдельная глава посвящена особенностям процесса рассмотрения дел о банкротстве в суде (гл. 28 АПК РФ). Согласно ей (п. 1 ст. 223), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, которые установлены федеральными законами, регламентирующими вопросы несостоятельности (банкротства) дела о банкротстве. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено нормами АПК РФ. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.[12]


Коллегиально дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются, если (п. 2 ст. 17 АПК РФ):

- дело направлено в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на такое рассмотрение;

- решение о коллегиальном рассмотрении принято председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.

Особое место в системе нормативно-правового регулирования банкротства юридических лиц в Российской Федерации занимает Закон о банкротстве, задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным юридическим лицам улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Также, в систему нормативно-правовых актов, регулирующих несостоятельность (банкротство) юридических лиц, входят: Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»[13], Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (вместе с «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»)[14], Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации»[15] и др.

Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[16], Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»[17], Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»[18], Постановление Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г. № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)»[19], Постановление Пленума ВАС РФ от 06 декабря 2013 г. № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве»[20], Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.07.2019 N 310-ЭС18-17700(2) по делу N А62-6145/2015. Обстоятельства: Определением отказано в удовлетворении заявления об обжаловании действий конкурсного управляющего по преимущественному погашению требований отдельного кредитора. Решение: Определение отменено, заявление удовлетворено, поскольку, погасив после поступления в массу средств, не связанных с продажей предмета залога, требования кредиторов третьей очереди, за исключением банка, арбитражный управляющий фактически нарушил закрепленные Законом о банкротстве принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов[21].