Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В процессе становления российского предпринимательства, и, в частности, индивидуального предпринимательства отчетливо прослеживается взаимосвязь предпринимательской деятельности с применяемыми подходами, более того, обращаясь к истокам предпринимательской деятельности, следует отметить тот факт, что это важная составная часть отечественной истории, которая рассказывает, как появились разные виды предпринимательства в России, какие категории населения этим занимались, какое влияние оказали на развитие предпринимательской деятельности экономические, территориальные, политические и социальные особенности.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что индивидуальная предпринимательская деятельность – это важная область, где гражданин Российской Федерации может использовать свою правоспособность, дееспособность и серьезная поддержка в государственной политике по вопросу обеспечения трудоустройства и сокращения безработицы в стране, но остается ряд проблем, связанных с несовершенством нормативно-правовой базы касающейся индивидуальной предпринимательской деятельности.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения правовых средств обеспечения индивидуальной предпринимательской деятельности в современной России.

Предметом исследования являются нормы действующего гражданского законодательства, устанавливающие правовые средства обеспечения деятельности индивидуального предпринимателя, а также нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти и регулирующие экономическую деятельность индивидуального предпринимателя, основанные на Конституции Российской Федерации.

Цель исследования заключается во всестороннем анализе норм гражданского законодательства, а также подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих правовые средства обеспечения индивидуальной предпринимательской деятельности.

Задачи исследования:

- исследовать становление и правовое развитие индивидуального предпринимательства в Российской Федерации;

- рассмотреть понятие индивидуальной предпринимательской деятельности;

- исследовать порядок, условия государственной регистрации и прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;


- изучить правовой статус индивидуального предпринимателя по российскому законодательству;

- охарактеризовать государственные гарантии и поддержка как эффективное средство обеспечения и развития индивидуального предпринимательства;

- исследовать государственный и муниципальный контроль (надзор) за деятельностью индивидуального предпринимателя.

Степень научной разработанности. В силу того, что российское индивидуальное предпринимательство относительно новая категория, потому она еще и не стала предметом повышенного внимания ученых юристов. В литературе делаются попытки сформулировать определение этого понятия в общем смысле, используя при этом теоретические разработки таких исследователей как Ю.А. Тихомиров, М.М. Агарков, В.В. Мартемьянов, М.С. Гринберг, И.В. Ершова и другие. А между тем существует потребность в научном осмыслении ряда вопросов согласно требованиям времени, которое постоянно открывает новые аспекты, рассматриваемой проблемы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

1.1 Становление и правовое развитие индивидуального предпринимательства в Российской Федерации

В соответствии с пространственными и временными понятиями человечеством выстраиваются параметры жизнеустройства, ведь пространство и время, как формы бытия материи, человека окружали всегда. Именно с этими понятиями соотносились у человека почти все формализованные факторы отношений с обществом, природой и межличностным общением. Чем дальше в прошлое, тем беднее становятся производительные силы, добывается ограниченное количество самых необходимых для жизни продуктов, то есть ведется замкнутое хозяйство, которое нацелено на обеспечение необходимым лишь себя.

Интересны предположения К.Е. Сигаловаи, А.А. Панарина в отношении того, что «разделение труда в человеческом обществе стало возможным именно благодаря тому, что сначала была создана экономика самоудовлетворения, то есть замкнутое в себе экономика» [1], апеллируя тем, что и по настоящее время некоторые локальные культуры, которые находятся на периферии цивилизации, основаны на определенном типе хозяйствования, обусловленного определенными условиями проживания людей, как, например, потребление морского зверя, рыбы, продуктов тайги, тропического леса и тому подобное. И история становления человечества предстает как в виде появления специализированного производства по районам природных условий: горных, степных, приморских и т.д. Потому развитие производства способствует расширению связей и торговли между людьми. Случайные первоначально, а затем и постоянные контакты между отдельными районами и народами по товарному обмену и другим сферам деятельности постепенно подводили людей к цивилизованному обществу. Конкретные условия же бытия каждой цивилизации обусловливают и особенности ее исторического развития. Ориентированные на пространственно-временные факторы государственные, правовые и экономические явления складываются в глубокой древности. Если пространственные факторы включают в себя географическое своеобразие местности, природу, климат, население, его численность, условия проживания и род занятий, то временные факторы включают такие понятия как ментальность народа, договорные или традиционно-обычные характеристики отношений, значимость времени как такового, оперирование им в реальных жизненных ситуациях и прогнозах на будущее и своем месте в этом будущем. [2]


Человечеством и, в частности, человеком движут потребности, которые удовлетворяются посредством экономической деятельности. История экономики – ровесница рынка и гораздо старше денег. Экономика есть сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности, удовлетворяющие самые разнообразные потребности человека, а с изменением системы потребностей требуется и соответствующее изменение в структуре производства. Но как только удовлетворяются одни потребности, возникают качественно новые потребности. Процесс непрерывного возвышения потребностей есть суть истории экономических цивилизаций. Одной из причин общественного разделения труда является ограниченность природных ресурсов. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость решения извечной проблемы: как удовлетворить растущие потребности ограниченными природными ресурсами.

Первой предпосылкой появления обмена и рынка становится разделение труда.

Экономическая обусловленность производителей становится вторым развитием рынка.

Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства - есть третье условие развития рынка.

Товар становится важнейшим объектом рыночной экономики, который обладает свойством удовлетворять потребности людей и обмениваться. Посредством купли-продажи он удовлетворяет различные потребности.

История торговой деятельности уходит вглубь тысячелетий. Почти во всех памятниках древности встречаются властные установления о торговле и правила купеческой деятельности. С возникновением городов и земледельческих поселений началась торговля в собственном ее значении. Разделение труда способствовало созданию избытка ресурсов и потребности их в обмене на товары, которые имелись в других метах. Для последующего развития торговли, огромное значение имели успехи в судостроении и мореплавании, так как перевозка по водным путям обходилась недорого и совершалась достаточно быстро. Изобретение денег позволило поставить торговые операции в независимое положение от непосредственной мены.

Понимание полезного значения торговли у просвещенных народов утверждается, так как развитие торговых связей укрепляло производительные силы государства и обеспечивало успехи цивилизации. Власти предпринимают различные меры, в том числе и законодательные для обеспечения упорядоченности и безопасности торговых отношений. Основой для дальнейшего развития торговли и перехода к современным ее формам стало введение цехового устройства в городах Европы и ремесленничества в городах Руси.


Торговая деятельность или торговый оборот выполняет важные функции экономического и социального характера, обеспечивая продвижение товаров от производителя к потребителю и оказывая первостепенное влияние на все экономическое развитие.

Если ранее в наших толковых словарях и специальных справочниках (экономических, политических, философских, юридических) в понятие «бизнес» привносился некоторый пренебрежительный оттенок, считая, что предпринимательская деятельность связанна, прежде всего, с личной наживой, а бизнесмен трактовался как делец, капиталист – в смысле воротила, который стремится из всего извлечь крупную выгоду, не гнушаясь никакими средствами, в целях личной наживы, то переход России к рыночной экономике изменил многие формулировки. Так, например, «Словарь иностранных слов» 1986 года издания так определяет эти понятия: «бизнес [англ. business] –любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды» [3]. В новых словарях и справочниках «бизнес» тактично называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики. Так, например Большая Российская энциклопедия 2005 года издания дает такое понятие «бизнес (англ. business) (предпринимательство), экономическая деятельность в условиях рынка, направленная на получение прибыли. Может осуществляться как сфере материального производства, так и в отраслях экономики производящих услуги. Бизнесмен (предприниматель) как самостоятельный субъект рынка, в отличие от управляющего (менеджера) как наемного работника, действует на свой страх и риск» [4].

Бизнесмен в современных изданиях хотя и называется по-прежнему дельцом, но в тоже время представлен уважительно как вообще человек, который занимается любым видом экономической деятельности, приносящей прибыль и имеет при этом необходимые собственные или заемные средства. Американские толковые словари трактуют понятие «бизнес» как коммерческую деятельность, которая определяет способ существования человека и позволяет ему быть независимым в суждениях и принятии решений. Синонимы слова «бизнес» - коммерция, торговля, отрасль, фирма, дело, начинание, предприятие. Надо отметить, что коммерция [лат. commercium] в переводе с латинского языка и означает торговля. Таким образом, следует, что хоть эти понятия и синонимы, но они не однозначны, имеют разный смысл. Нередко понятия «предпринимательство», «коммерция», «бизнес» связывают между собой. В научной литературе до сих пор нет однозначного определения сущности предпринимательства. Это вполне объяснимо, так как представители различных отраслей знаний (экономисты, правоведы, социологи, философы, политологи и др.) содержание этого термина трактуют по-разному, исходя из поставленной цели исследования и накопленных знаний. Однако отсюда следует, что подобное разномыслие в толковании содержания термина «предпринимательство» свидетельствует не только о неоднозначности экономической, социальной, финансовой, правоведческой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы хозяйствования. Нередко в применении терминов допускаются массовые ошибки. Например, распространенно смешение коммерции (торговли) и предпринимательства. Зачастую коммерцией называют всякое предпринимательство, говоря о коммерческих учебных заведениях, коммерческих банках, поликлиниках и т.п. Такая неточность коренится в новом Гражданском Кодексе Российской Федерации, например, в статье 50 главы 4 ГК РФ говорится:


«1.Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)» [5].

«С 1 сентября 2014 года юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; (в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ) 2.1 общественных движений; (п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ);

- ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты; (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 268-ФЗ);

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья;

-казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;