Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий);

- заключение договоров с целью обеспечения целевых программ и иных государственных нужд.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование предпринимательской деятельности как стимулирует различные виды предпринимательской деятельности через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании, пошлин и т.п., так и может быть направлено на дестимулирование деятельности. В условиях рыночной экономики приоритет все-таки отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов.

Государственное регулирование и гарантии индивидуальной предпринимательской деятельности, облекаясь в определенную форму, то есть систему организации воздействия выполняет, обеспечивает интересы и государства, и общества, и граждан.

Россия как демократическое федеративное правовое государство, деятельность которого в сфере экономики многообразна, имея подписанный Федеративный договор, в котором проведено разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих республик и иных территориальных образований и с учетом разграничения компетенции согласно договора, государственное воздействие на экономику и, в частности, на предпринимательскую деятельность осуществляется:

- на федеральном уровне - в качестве федерального собственника и представителя интересов всего общества;

- на уровне республики, - которая в составе РФ, является собственником своих имущественных фондов и выражает интересы народа республики;

- на уровне краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые являются собственниками закрепленного за ними государственного имущества, и выражает интересы населения их территорий;

- на уровне автономной области и автономного округа, которые являются собственниками своих имущественных фондов и выражают интересы населения их территорий.

При оценке действия соответствующих правовых актов подобное подразделение по масштабу действия необходимо иметь в виду. Исходя из этого, государственное воздействие делится на общее, так как государство и его органы выступают от имени народа и в публичных интересах и особенное, когда государство (его органы) выступает в качестве собственника, управляя своими имущественными фондами. Подобное подразделение, как считает Т.А. Гусева, оправданы обособленностью в определенной мере деятельностью государства и, соответственно, обслуживаются разными правовыми массивами. Например, обеспечение занятости населения обеспечивается законодательством о занятости населения, бюджетные интересы - законодательством о налогах, экологические задачи - законодательством об охране природы, экономические и социальные приоритеты - законодательством о поставках товаров и закупках сельхозпродукции для государственных нужд и т.д.


В качестве собственника же деятельность государства и его органов обеспечивается законодательством о собственности, актах о компетенции органах, которые реализуют это право, создающих и прекращающих предприятия, заключающих договоры с их руководством и осуществляющих преобразование государственной собственности в иные формы. Государственное воздействие по содержанию может подразделяться на создание и прекращение субъектов хозяйствования, на планирование, на регулирование и контроль хозяйственной деятельности. Регулирование хозяйственной деятельности как форма государственного воздействия имеет цель недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или наоборот поддержания ее в должном состоянии в отношении определенного субъекта.

Регулирование может быть как прямым (директивным) решением вопроса (запрет, разрешение), так и косвенным с применением экономических рычагов и стимулов, но возможности его определяются рамками закона. Однако необходимо, чтобы всякое воздействие проводилось в пределах установленной законом компетенции на основании соответствующей уполномочивающей нормы. Отсюда следует, что все виды воздействия имеют правовую форму акта, то есть действия соответствующего государственного органа, с которым связываются предусмотренные законом правовые последствия, облеченные в установленную форму. Акты имеют свое наименование. Это может быть целевая программа, разрешение, лицензия, квота, предписание, плановый акт и др., которые имеют адресата, назначение, содержание. Государственное воздействие вне такой правовой формы не может существовать. Из содержания каждого акта, который предусмотрен законом, вытекают правовые последствия его принятия или, наоборот, неприятия. В форме устного распоряжения государственная воля не может быть выражена и законодательство не предусматривает разрешение в устной форме каких-либо вопросов. Государственное регулирование предпринимательской деятельности как совокупность форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства являет собой государственные гарантии, то есть, условия, которые государство обеспечивает для развития индивидуального предпринимательства допустимое вмешательство на основе закона. Способы и формы регулирования, которые основываются на силе государственной власти, включает мероприятия запрета, разрешения и принуждения и воплощаются в жизнь указами и распоряжениями - объединены в административные методы. В сложных критических ситуациях роль административных методов значительно возрастает. В развитых странах мира эти методы регулирования предпринимательской деятельности применяются в формах:


- управление государственной собственностью;

- лицензирования и квотирования;

- применения санкций;

- охраны окружающей среды.

Способы и формы регулирования предпринимательской деятельности, которые осуществляются на практике с помощью принятия соответствующих законов, представляют собой правовые методы. Антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства - есть пример такого регулирования. [29]

Способы и формы регулирования, которые основаны на использовании налогов, цен и тарифов, денежно-кредитных рычагов и т.п., представляют экономические методы. В данной категории методов различают:

- прямые (формирование и использование бюджета, установление минимальной зарплаты, регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг, антимонопольная политика, защита конкуренции);

- косвенные (индивидуальное планирование, целевое программирование, регулирование налоговой системы, определение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки центрального банка, кредитно-денежные инструменты).

Прямые методы обычно дают быстрый эффект, а косвенные же - через относительно продолжительный промежуток времени. Так, например, после принятия нового налогового законодательства, как правило, ожидаемый эффект наблюдается через 1,5-2 года.

Исходя из вышеизложенного, следует, что государство гарантирует поддержку развития индивидуальной предпринимательской деятельности, осуществляет ее различными способами и посредством разнообразных инструментов, но это не должно нарушать интересов государства, общества и граждан на современном этапе в условиях рыночной экономики. Целенаправленное действие составляет основу практической деятельности человека. Гражданский кодекс РФ достаточно подробно регулирует основные вопросы организационно-правовых форм предпринимательства. Кроме того, существует целый ряд законов, которые устанавливают правила деятельности различных форм предпринимательских структур.

Конституционное право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности обеспечено такими гарантиями как возможность судебной защиты всех форм собственности и ограничения прав только на основании ФЗ и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Так решение об отказе в государственной регистрации физического лица как индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом может быть обжаловано в судебном порядке, при этом возместить ущерб, причиненный необоснованным отказом в государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине, должен регистрирующий орган. За неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или уклонения от регистрации уголовным и административным законодательством установлена уголовная и административная ответственность.


Исходя из вышеизложенного следуют такие выводы:

- действующее законодательство исходит из регистрационного режима для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, поэтому все лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в этом качестве в установленном законом порядке согласно ст. 2 ГК РФ, физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в данном качестве в нарушение требований ГК РФ, при исполнении своих налоговых обязанностей не имеют права ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями, за предпринимательскую деятельность без регистрации предусмотрена ответственность в КоАП РФ;

- процедура регистрации индивидуального предпринимателя не требует регистрации в качестве юридического лица согласно ст. 23 ГК РФ, внесения в уставной капитал денежных средств и более в развернутом виде урегулирована в нормативных актах федерального и регионального значения. Федеральный закон от 8 августа 2001 г., № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее, Закон № 129-ФЗ) и постановление Правительства РФ от 19 июля 2002 г. № 438 и № 439 (в ред. постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110) предусматривает пошаговые требования государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, которые, согласно п. 3 ст. 8 Закона №129-ФЗ, начинаются с визита в налоговую инспекцию по месту жительства;

- правовой статус индивидуального предпринимателя по российскому законодательству имеет двойственную природу, поэтому к нему одновременно применяются нормы законодательства, распространяемые на физических лиц, а также на субъекты предпринимательской деятельности, думается, наиболее верный вариант в определении правового статуса индивидуального предпринимателя - это отнесение его к отдельно выделенной группе физических лиц, которые не причисляются к юридическим лицам, но в связи с ведением хозяйственной деятельности в коммерческих целях они наделяются специфическими полномочиями, которые распространяются на сферу предпринимательства, статус индивидуального предпринимателя, с правовой точки зрения, определяется особенностями происхождения, индивидуальный предприниматель признается участником процессов хозяйствования, так как осуществляет деятельность предпринимательского характера.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решающая роль в развитии экономики принадлежит государственному регулированию, без которого современная экономическая система, в том числе и предпринимательская деятельность не может существовать, а государственные гарантии и поддержка являются эффективным средством обеспечения и развития индивидуального предпринимательства.

История предпринимательства показывает, каким образом на протяжении большого исторического периода осуществлялось регулирование предпринимательской деятельности, что выражалось как в принятии различных законодательных документов, которые касались экономического развития, ценообразования и налогообложения, так и посредством общечеловеческих норм и правил.

В нынешних условиях со стороны государства практически отсутствует прямое, директивное управление экономикой и в то же время допускать стихийного процесса создание рынка нельзя, так как это приводит к возрастанию роли криминальной экономики, к появлению новых монополистов-частников, уклонению от уплаты налогов и т.д.

Предприниматели заинтересованы в четких, хорошо организованных взаимоотношениях с органами власти и управления, а потому роль правового регулирования, как самой предпринимательской деятельности и деятельности индивидуального предпринимателя, так и контрольных функций государства возрастает. Коренные изменения государственного регулирования предпринимательской деятельности и индивидуального предпринимательства, в частности, объективно потребовали усиления роли законов в правовом регулировании и создания новой правовой основы предпринимательской деятельности, которая базируется на равенстве различных организационно-правовых форм предпринимательства.

Предпринимательская деятельность связанна с эффективным использованием всех факторов производства для экономического роста и удовлетворения потребностей, как отдельных граждан, так и общества в целом.

Предприниматель может добиться больших успехов, если сумеет воплотить научно-технические идеи в той сфере деятельности, в которой будет создавать собственное дело, использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно и не хищнически использовать все виды ресурсов. Для успешного осуществления своего бизнеса индивидуальный предприниматель должен хорошо знать законодательство, которое регулирует эту деятельность.

Практика хозяйствования вынуждает индивидуальных предпринимателей рационально управлять своим производством и мыслить неординарно многовариантно. Для предпринимателя наиболее важно увеличение функционирующего, то есть, действующего, работающего капитала и сокращение бездействующих активов, то есть, совокупность имущественных прав ему принадлежащих, повышение конкурентоспособности, и в итоге - это рост доходов.