Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имущественная ответственность гражданина как предпринимателя является полной, а это значит, что он по своим обязательства отвечает всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законом, независимо от того, используется или не используется это имущество для осуществления предпринимательской деятельности. Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен ст.446 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Таким образом, имущественный риск индивидуального предпринимателя выше риска юридического лица.

Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. С момента вынесения такого решения его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.

Возрастание роли правового регулирования, как самой предпринимательской деятельности и, в частности, индивидуальной предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства свидетельствует о заинтересованности предпринимателей в четких взаимоотношениях с органами власти и управления.

2.3. Государственные гарантии и поддержка как эффективное средство обеспечения и развития индивидуального предпринимательства

Эффективность применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются различные социально-экономические задачи, определяют место и роль государства в экономике каждой страны.

В современных условиях общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой, заключается в усилении государственного воздействия на экономические процессы, изменении организационных форм взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, существенных сдвигах в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Как отмечалось в литературе, в частности, Д.Н. Сафиуллиным, регулирование экономики осуществляется системами, которые по институциональным типологическим признакам разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы. Товарно-денежный механизм воздействует на уровень и структуру производства основным образом через рынок, а при использовании иерархического (государственного) механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной же экономике эти механизмы взаимодействуют и дополняют друг друга.


Однако в разных странах степень соотношения этих механизмов различна. Так в странах с административно-командной моделью регулирования экономики, действия товарно-денежного механизма существенно ограничены, а в промышленно развитых странах рыночные механизмы саморегулирования экономики применяются широко. Поэтому говорить о количественном соотношении между товарно-денежным и иерархическим механизмами в регулировании экономики, думается, вряд ли уместно. Ведь доля участия государства в регулировании предпринимательской деятельности определяется самим государством в лице его компетентных органов и конкретными потребностями общества.

Необходимость государственной гарантии, то есть, обеспечение развития индивидуальной предпринимательской деятельности обосновывается по-разному в экономической и юридической литературе. В решении данного вопроса важно указать на необходимость охраны публичных интересов.

Современные российские исследователи Н.А. Волгин и В.И. Кушлин в книге «Государственное регулирование рыночной экономики» систематизировали факторы, которые обусловливали необходимость государственного регулирования экономики, объединив их в три основные группы:

- первая группа –факторы, которые связанны с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма, куда вошли такие понятия как ограничение стихийности рыночных процессов, обеспечение эффективного совокупного спроса, обеспечение производства общественных товаров, потребностей и нужд, поддержка конкурентоспособности, открытости рынка и усиление конкурентоспособности на мировом рынке;

- вторая группа – факторы, которые обеспечивают экономическую стабильность, процесс расширенного производства, куда вошли такие понятия как создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, обеспечение антициклического развития экономики, роста деловой активности, формирование оптимальной структуры народного хозяйства, обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики, поддержка макроэкономического равновесия, потребность в государственных инвестициях, которые малорентабельны с точки зрения частного капитала, регулирование денежного обращения и содействие развитию науки, научно-технического прогресса;

- третья группа – факторы, которые связаны с решением социальных проблем, куда вошли такие понятия как обеспечение рационального перераспределения доходов, полной занятости населения, экономической основы социальной стабильности, сокращения социальной напряженности и формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы и проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовки кадров и т.д.). [24]


Думается, подобную систематизацию факторов, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, нет смысла отрицать, так как подобная группировка всесторонне охватывает социально-экономическое пространство государства и общества.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности согласно статье 1 ГК РФ не подрывает основные начала гражданского законодательства и происходит посредством социально-экономического прогнозирования, а на этой основе – воздействие на процессы социально-экономического развития, в том числе через определений приоритетных направлений и отраслей развития народного хозяйства, формирование инвестиционной, налоговой, кредитной, антимонопольной политики, разработку федеральных комплексных, а на уровне субъектов Федерации - региональных программ.

Ранее было отмечено, что предпринимательская деятельность и, в частности, деятельность индивидуального предпринимательства, эффективно развивается в рыночной экономике, но рынок своими механизмами поощряет и принуждает субъектов рынка к предпринимательской активности и в тоже время формирует условия нестабильности внешней среды и дополнительного риска, который связан с высокой неопределенностью и риском востребованности нового товара, услуги или технологии. Действие рынка противоречиво, как и любой другой категории экономики. Поэтому сначала надо создать равновесный рынок, где главный показатель - это единство цены на один и тот же предмет рыночного оборота (товар, кредит, услуга и т.д.), а затем применить к нему совершенную систему регулирования или поддержания равновесия и всех начинаний научно-технического и экономического прогресса. Это предопределяет необходимость вмешательства государства в экономическую среду предпринимательства. В целом же объективность государственного регулирования и государственной гарантии предпринимательской деятельности можно объяснить рядом факторов, которые выделяют такие исследователи как Р.В. Савкина, Е.Г. Мальцева, Р.Н. Федосова и др. [25] Это факторы следующего порядка:

- система частного предпринимательства не гарантирует наличия конкуренции, хотя ее выгоды и общепризнаны, диспропорции в рыночной структуре могут возникнуть в результате деятельности крупных предпринимателей (сговор сопредельных и взаимозависимых предприятий), а также государственного лоббирования отдельных предпринимательских проектов;


- рыночная экономика не всегда обеспечивает оптимальные экономические условия развития предпринимательства и безопасность новых товаров и услуг, реализуемых субъектами рынка;

- система частного предпринимательства не обеспечивает гарантированное, безопасное и доступное предоставление социально значимым товаров и услуг, которые потребляются всеми членами общества, что является предметом компетенции правительства;

- частное предпринимательство не обеспечивает равные возможности для реализации инновационных проектов и распределения рисков между участниками, разработчиками инноваций и их потребителями;

- баланс интересов предпринимателя, инвестора и государства может быть обеспечен при наличии достаточно формализованных правил и норм.

Создание оптимальных условий реализации предпринимательских проектов через систему законов, норм, нормативов и гарантий, которые обеспечивают защиту и поддержку всех участников, безопасность и надежность нововведений.

Реализация принципов государственного регулирования и государственных гарантий через систему государственных регуляторов включает:

- формирование совершенной нормативно-правовой базы, которая обеспечивает экономическую и правовую безопасность предпринимательской деятельности;

- приведение научной, методологической основы организации предпринимательства в соответствие с принципами экономики инновационного типа;

- формирование системы процедур контроля безопасности и эффективности предпринимательских проектов, в том числе, которые реализуются с

поддержкой государства;

- создание целевых научно-исследовательских и учебных баз, которые обеспечивают непрерывную подготовку инновационно-ориентированных предпринимателей, способных реализовать наукоемкие предпринимательские проекты;

- организацию адекватной информационно-коммуникативной инфраструктуры, которая обеспечивает поиск, экспертизу и реализацию научных идей, результатов НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).

Государство как структура власти, которая обеспечивает экономические и социальные гарантии обществу, призвано сбалансировать интересы этого общества, предпринимателя, наемных рабочих и служащих, потребителя. При этом применяются методы и формы, как стимулирования, так и принуждения. Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это допустимое (непроизвольное) вмешательство, основанное на законе, в отличие от произвольного вмешательства как незаконного явления. Рамки закона ограничивают государственное регулирование предпринимательства. Однако с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности и поддержки обеспечения и развития индивидуального предпринимательства дело обстоит сложнее, так представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности[26]. Однако данный принцип в Конституции РФ не сформулирован, но, по мнению Г.А. Гаджиева, принципы соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности следует из анализа отдельных конституционных положений. Как отмечает В.С. Белых - это весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается[27]. И действительно с эти не согласиться нельзя. Остается на этот счет выработать критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.


Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Например, это государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования как нормы, нормативы, квоты, система государственных региональных и муниципальных заказов; государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений.

Следует отметить, что государственные гарантии и поддержка как эффективное средство обеспечения и развития индивидуальной предпринимательской деятельности должен представлять собой целостную совокупность методов и форм воздействия на предпринимательство, а его эффективность должна опираться на административно-контрольные и экономические инструменты. Но в тоже время учитывать надо социально-политические, морально-нравственные, психологические и ряд других факторов развития общества.

Как показывает практика хозяйствования, от государственного регулирования предпринимательской деятельности наибольший результат достигается при комплексном использовании всех форм и методов. Таким образом, следует, что государственное регулирование предпринимательской деятельности есть комплекс форм и методов «государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых ею» [28].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть как прямым (директивным), так и косвенным (экономическим). В отношении различных аспектов предпринимательской деятельности в правовых актах содержится большое количество директивных правил. Исходя из этого, в юридической литературе рассматриваются следующие направления прямого государственного регулирования:

- установление требований, которые предъявляются к предпринимательской деятельности (например, требования лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательной сертификации объектов технического регулирования и др.);

- установление запретов на различные направления при ее осуществлении (например, запрет на осуществление монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и др.);

- применение государством санкций и мер ответственности;