ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 483
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
объяснений: творческая работа уже сама является высокой наградой и потом, если все захотят быть престижными творцами, то кто будет мусор убирать? По поводу мусора можно также заметить, что культура вообще начинается с того, что производимый мусор не оставляется, а убирается или энергия мусора как-то аккумулируется в иное качество (подробнее см. главу 15).
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такие же профессиональные выборы, как и они, — это называется выбор «за компанию». И если сам товарищ даже
151
обосновал для себя свой выбор, то это не означает, что и ег друзья должны за ним следовать. Все-таки у каждого человека должен быть свой выбор, свое счастье.
Перенос отношения к человеку — представителю той или ино* профессии — на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый — прекрасный человек, занимающийся наукой, и подросток начинает думать, что все ученые — прекрасные люди,! В действительности в творческих профессиях работают разные люди, зачастую с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах,! Кроме того, далеко не всегда сама профессия собирает в cboi ряды наилучших людей, а прекрасные (умные, порядочные) людк есть в каждой профессии.
Увлечение внешней или какой-то частной стороной профессии! Например, в профессии геолога школьника может увлечь возмоЖ'| ность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолог много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тон-*! чайшими наблюдениями, химическими анализами, записями обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнс разные характеристики будущей профессии.
Отождествление школьного предмета с профессией (или плохс различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные пред| меты должны выполнять и профориентационную роль, т. е. ори!
ентировать школьников в соответствующей профессиональной дея| тельности. Но реально многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от практики. На пример, история как учебный предмет далеко не всегда соответ! ствует работе настоящего историка, буквально страдающего (име| ются в виду «творческие муки», которые являются естественны* и даже счастливым состоянием для ищущего человека) от неспо| собности понять специфику той эпохи, в которую он сам живет Само образование обычно носит более консервативный (и даж| догматичный) характер (учеников и студентов больше знаком* с консервативной частью данной науки или данной сферы произ водства), тогда как реальная практика больше ориентирована решение конкретных проблемных вопросов. И решение этих щ блемных практических вопросов предполагает особые сложнс профессионального общения с коллегами, руководителями, за| казчиками, клиентами и другими людьми, о чем в школе говор* явно недостаточно.
Устаревшие представления о характере труда в сфере матери ального производства. Многие технические профессии ранее вклк чали значительный элемент «ручного» и даже рутинного труда, также были связаны с не очень благоприятными условиями (по! вышенной загрязненностью, шумом, травмоопасностью и т.п.)! На многих современных предприятиях работники работают в rof
152
раздо более комфортных (эргономичных) условиях (недаром даже появился термин «синие воротнички»): если не в белых рубашках, то вполне прилично одетыми. На современном производстве все большее количество технологических процессов автоматизируется и не требует, как раньше, больших физических и психофизиологических затрат.
Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, но явный неучет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящим удовлетворение и счастье человеку.
Незнание или недооценка своих физических особенностей и недо
статков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивое™, может не только вызвать у неподготовленного человека нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.
Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, когда при внешней видимости какой-то активности результат может оказаться неудачным. И здесь могут помочь не только отдельные сонеты и консультации специалистов, но в идеале — систематическая профориентационная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность по поиску тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе.
К типичным ошибкам, выделенным Е.А. Климовым, можно добавить и другие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей.
В поиске консультантов и советчиков люди нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут достаточно высокие гонорары. Дело в том, что не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.
Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые х«тя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Конечно, мы не советуем настороженно относиться к профконсультантам (в том числе и к частнопракти-
153
кующим), но по возможности следует иногда и перепроверять их! рекомендации, а главное — понимать, что ответственность за| выборы лежит на самом самоопределяющемся человеке.
Неспособность и нежелание задумываться о перспективах развития общества (и производства). Часто выборы делаются с ориента-
i цией на сегодняшний день, однако в дальнейшем востребован-! ные ныне профессии могут оказаться избыточными или появится! потребность в других профессиях. Сложность подобных прогнозов! социально-экономического развития общества связана часто с| боязнью реально взглянуть на ситуацию в нашей стране. Поэтомз полноценное самоопределение — это часто преодоление в сеС страха размышлять о проблемах того общества, в котором челове! и собирается найти свое место.
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такие же профессиональные выборы, как и они, — это называется выбор «за компанию». И если сам товарищ даже
151
обосновал для себя свой выбор, то это не означает, что и ег друзья должны за ним следовать. Все-таки у каждого человека должен быть свой выбор, свое счастье.
Перенос отношения к человеку — представителю той или ино* профессии — на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый — прекрасный человек, занимающийся наукой, и подросток начинает думать, что все ученые — прекрасные люди,! В действительности в творческих профессиях работают разные люди, зачастую с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах,! Кроме того, далеко не всегда сама профессия собирает в cboi ряды наилучших людей, а прекрасные (умные, порядочные) людк есть в каждой профессии.
Увлечение внешней или какой-то частной стороной профессии! Например, в профессии геолога школьника может увлечь возмоЖ'| ность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолог много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тон-*! чайшими наблюдениями, химическими анализами, записями обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнс разные характеристики будущей профессии.
Отождествление школьного предмета с профессией (или плохс различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные пред| меты должны выполнять и профориентационную роль, т. е. ори!
ентировать школьников в соответствующей профессиональной дея| тельности. Но реально многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от практики. На пример, история как учебный предмет далеко не всегда соответ! ствует работе настоящего историка, буквально страдающего (име| ются в виду «творческие муки», которые являются естественны* и даже счастливым состоянием для ищущего человека) от неспо| собности понять специфику той эпохи, в которую он сам живет Само образование обычно носит более консервативный (и даж| догматичный) характер (учеников и студентов больше знаком* с консервативной частью данной науки или данной сферы произ водства), тогда как реальная практика больше ориентирована решение конкретных проблемных вопросов. И решение этих щ блемных практических вопросов предполагает особые сложнс профессионального общения с коллегами, руководителями, за| казчиками, клиентами и другими людьми, о чем в школе говор* явно недостаточно.
Устаревшие представления о характере труда в сфере матери ального производства. Многие технические профессии ранее вклк чали значительный элемент «ручного» и даже рутинного труда, также были связаны с не очень благоприятными условиями (по! вышенной загрязненностью, шумом, травмоопасностью и т.п.)! На многих современных предприятиях работники работают в rof
152
раздо более комфортных (эргономичных) условиях (недаром даже появился термин «синие воротнички»): если не в белых рубашках, то вполне прилично одетыми. На современном производстве все большее количество технологических процессов автоматизируется и не требует, как раньше, больших физических и психофизиологических затрат.
Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, но явный неучет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящим удовлетворение и счастье человеку.
Незнание или недооценка своих физических особенностей и недо
статков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивое™, может не только вызвать у неподготовленного человека нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.
Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, когда при внешней видимости какой-то активности результат может оказаться неудачным. И здесь могут помочь не только отдельные сонеты и консультации специалистов, но в идеале — систематическая профориентационная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность по поиску тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе.
К типичным ошибкам, выделенным Е.А. Климовым, можно добавить и другие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей.
В поиске консультантов и советчиков люди нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут достаточно высокие гонорары. Дело в том, что не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.
Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые х«тя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Конечно, мы не советуем настороженно относиться к профконсультантам (в том числе и к частнопракти-
153
кующим), но по возможности следует иногда и перепроверять их! рекомендации, а главное — понимать, что ответственность за| выборы лежит на самом самоопределяющемся человеке.
Неспособность и нежелание задумываться о перспективах развития общества (и производства). Часто выборы делаются с ориента-
i цией на сегодняшний день, однако в дальнейшем востребован-! ные ныне профессии могут оказаться избыточными или появится! потребность в других профессиях. Сложность подобных прогнозов! социально-экономического развития общества связана часто с| боязнью реально взглянуть на ситуацию в нашей стране. Поэтомз полноценное самоопределение — это часто преодоление в сеС страха размышлять о проблемах того общества, в котором челове! и собирается найти свое место.
5.2. Основные варианты (схемы) планирования субъектом своей карьеры
Во многом планирование карьеры связано с разными вари! антами выделения психологических «пространств» профессио! нального и личностного самоопределения (см.: Пряжников H.C.j 1999, с. 30 — 35). Поскольку сущность профессионального само-] определения связана с поиском смыслов предстоящей профес! сиональной деятельности, постольку в немалой степени вари] анты планирования карьеры зависят от понимания того, что яв| ляется «смыслом» и какие вообще возможны смыслы (см.: Ле| онтьев Д.А., 1999).
Тема смысла является достаточно сложной, явно выходит рамки традиционной психологии, и на сегодняшний день не су| ществует единой типологии смысловой реальности.
Условно можно выделить следующие основания для m строения типологии вариантов самоопределений в перспективе:
-
связь смысла с прошлым, настоящим или будущим (М. Р. Гинз
бург на этой основе выстраивает свою типологию вариантов са|
моопределения личности — см.: Гинзбург М. Р., 1995);
-
устойчивость смысла, его соотнесенность со всей жизнь»!
или, наоборот, фрагментарность смысла, его соотнесенность лищ|
с определенными жизненными периодами (тогда как другие пе
риоды вообще могут оказаться «бессмысленными»);
-
многоплановость смыслов, что иногда приводит к путанщ
и внутреннему хаосу (личность как бы «расщепляется», мече
между разными смыслами). Или же, наоборот, такая многоплане
вость как бы «подстраховывает» человека: в случае невозможна
сти реализовать какой-то из смыслов остается возможность
лизации других смыслов;
154
-
степень иерархичности (соподчиненности) смыслов и цен
ностей, когда у человека есть возможность выделить для себя что-
то более или менее значимое, а следовательно, возможность скон
центрировать свои усилия на главном деле жизни;
-
сама направленность на те или иные смыслы (например,
зто может быть эгоистическая или альтруистическая ориентация
пли же ориентация на ценности массового сознания или на цен
ности уникальности и творчества — см. 2.1 настоящего пособия);
-
степень творческого участия самого человека в построении
тех или иных жизненных и профессиональных смыслов (напри
мер, человек самостоятельно ориентируется в мире профессий и
в социальном мире вообще, или же он не может обойтись без ква
лифицированных советчиков и друзей).
Организация активизирующей профконсультации в немалой степени зависит от изначальной установки клиента на тот или иной вариант построения своих профессиональных и жизненных перспектив. Для практической работы полезно выделить типичные варианты самоопределения, основанные на обобщении эмпирического опыта взаимодействия с разными группами клиентов (см.: Пряжников Н.С., 2001, с. 36—41). Рассмотрим их.
«Тыловик». Этот вариант предполагает примерно следующую логику планирования своих перспектив. Сначала надо как-то обеспечить себе «тылы» для любимого дела своей жизни, а уж потом и заниматься этим делом. В качестве «тылов» могут выступать: 1) деньги (как возможность для личностного роста и решения многих бытовых проблем); 2) образование; 3) «выгодные» связи; 4) хорошее здоровье; 5) проживание в культурных центрах страны, где проще получить доступ к достижениям культуры, и т. п. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев человек, потратив все свои силы и таланты для построения такого «тыла», уже не способен к настоящему творчеству, о котором мечтал ранее. У такого человека на само дело (на работу, которая по душе) уже ничего не остается. Кроме того, не каждому удается разорвать сложные и крепкие связи с другими людьми (своими компаньонами или со своими подчиненными), которые у него сложились в ходе создания «тыла». И тогда он начинает реализовывать свои несостоявшиеся мечты в детях («пусть хоть они выберут себе что-то по душе»).
«Гуляка». Ход рассуждения таков: сначала надо познать все радости жизни («нагуляться вдоволь»), а уж потом заняться серьезным делом. Здесь как бы предполагается, что основное дело жизни («серьезное дело») не связано с главными «радостями жизни». Правда, иногда подобные «загулы» приводят человека к пресы-Щению ими и он все-таки обнаруживает для себя в жизни новые Радости, например радость честного и творческого труда. Но эта
155
радость многим так и остается непонятной, и они, уже будуч| работниками какой-то профессии, главный смысл видят в то\ чтобы поменьше работать, но побольше развлекаться. А поскол! ку на работу тратится основное время, то у этих людей усиливае ся ощущение, что они явно «не догуливают», и в итоге жизнь, них становится нерадостной. Правильно сказал Б. Шоу: «Труд щ| обязанности — это работа, а работа по склонности — это дос> Кроме того, такие «загулы» могут испортить репутацию человек что в будущем может осложнить построение карьеры.
«Максималист». Он хочет все сразу. Иногда он стремится к: му, полагаясь только на свои силы, и нередко не достигает жела емого, чаще — полагаясь на помощь других людей, но и они могут ему дать «все сразу». В остальных случаях такие люди всю жиз надеются на случай (например, надеются, что где-то в Америк объявится некая троюродная бабушка или дальняя родственни! которая оставит им богатое наследство, что и решит все их nj блемы). О таких людях Э. Фромм говорил, что они всю жизнь м€ гут прождать благодеяния от кого-то, сами ничего не предпри* мая, поэтому он и называл такую ориентацию неплодотворнс Кроме того, часто наследники вынуждены свои силы и тала* расходовать на выяснение отношений с другими претендентал на такое «счастье». Другой разновидностью «максималистов» я^ ляются девушки (иногда и молодые люди), стремящиеся с п<| мощью выгодного брака сразу переместиться «из грязи в княз* и нередко у них это получается. Заметим, что такой вариант пос роения счастья является основой многих сказок, когда главн! герой-простолюдин женится на принцессе или девушка-зол> очаровывает прекрасного принца. Но при этом в реальности зение» часто оборачивается трагедией, поскольку родня «прин1 обычно намекает бывшей простолюдинке, что ее счастье незасл| женное, и отравляет этим и жизнь счастливой избранницы, и жиз самого благодетеля.
«Придворный». Человек старается быть поближе к влиятельнв и преуспевающим людям, стремясь пристроиться к людям успе в надежде на то, что и ему «перепадет» кусочек их счастья.
«Подпольщик». Человек скрывает свои истинные стремления! цели, ведя как бы двойную жизнь. К сожалению, творческие часто вынуждены вести такую жизнь, поскольку рискуют быть ] только не понятыми окружающими, но и осмеянными и да наказанными за свою непохожесть на окружающее большинс Нередко такая двойная жизнь становится основой серьезных пс| хических нарушений, поэтому далеко не каждый человек спос<| бен это вынести.
«Непотопляемый». Человек способен на тотальную адаптации любым (в том числе и принципиально меняющимся) условия Возможны разные варианты такой «непотопляемости»: 1) «се
парень» находит общий язык с любыми людьми (даже с теми, кого следовало бы презирать); 2) «неуловимый» умудряется из всех сложных ситуаций выходить «сухим из воды», в трудную минуту исподтишка подставляя вместо себя своих недавних приятелей; 3) «предатель» (прежде всего, «научившийся» предавать или продавать самого себя); 4) «дипломат» имеет явную способность искать компромиссы и находить общие интересы с разными людьми, даже со своими антиподами, эта способность позволяет решать определенные жизненные и профессиональные проблемы и т.п.
«Одноразовый». Человек всю жизнь вспоминает о каком-то одном интересном и значительном событии в своей жизни. Главный смысл и главная ценность для такого человека как бы находятся в прошлом, а будущее существует лишь для того, чтобы вспоминать об этом событии и рассказывать о нем окружающим. Осуждать таких людей за это не следует (хуже, когда вообще не о чем вспомнить). Их проблема состоит в том, что на свое будущее они смотрят без особого оптимизма, а иногда даже боятся этого будущего (вдруг произойдет что-то такое, что по значимости станет конкурировать с главным событием прошлого, и тогда красивая сказка о себе и своей судьбе может разрушиться или сильно запутаться).
«Запрограммированный» человек реализует стереотипные представления о путях к жизненному и профессиональному успеху, характерные для массового сознания. Это могут быть также и запрограммированные неудачи, и даже планируемая трагедийность жизни (например, по образцу героев популярных романов, телесериалов и кинофильмов). С одной стороны, такой человек обеспечивает себе «гарантированное» счастье (или приближение к образцу такого счастья), понятное для большинства окружающих, а значит, и «признаваемое» окружающими людьми. Это очень важно — быть понятым и признанным окружающими, ведь известно, что жизнь некоторых людей омрачается тем, что они не могут разобраться, «правильно» ли они живут, «правильное» ли счастье они построили. С другой стороны, такой человек ограничивает себя в творческом поиске своего, неповторимого варианта счастья. Если он позже поймет, что не реализовал свой шанс прожить жизнь уникальную, непохожую на стандартизированное счастье окружающих, то у него, «прозревшего», может наступить глубокое разочарование и серьезный внутренний кризис.
«Застрявший». Человек когда-то, в какие-то периоды или в каких-то ситуациях почувствовал себя значительной личностью, кызывающей восторг, страх, уважение, понимание или просто одобрение со стороны окружающих, и всю оставшуюся жизнь пытается воспроизводить эти периоды или ситуации. Например, возможны следующие варианты «застревания»: 1) «вечный студент»,
156
157
постоянно воспроизводящий стереотипы поведения и образ жиз-| ни, характерный для этого замечательного и свободного периода! молодости; 2) «вечный младший научный сотрудник», так и не осмелившийся сделать следующий карьерный шаг (часто из-за| страха быть отторгнутым своей социально-профессиональной груп-| пой); 3) «застрявший» на какой-то идее (например, молодой уче-| ный, разработавший какую-то оригинальную методику и безре-| зультатно пытающийся где-то ее продать «подороже», на что ухо-> дят лучшие годы и все оставшиеся творческие силы) и т. п. Сюд же можно отнести «застревание» на каких-то социально-профессиональных ролях, которые во многом определяют часто и вес! образ жизни человека.
«Вечный мечтатель». Такой человек живет в фантазиях, в не| котором виртуальном мире, но не в настоящем времени, коте рого страшно боится. Для кого-то этот вариант является спаси| тельным, но есть ли для данного человека вообще жизнь? Извест но, что мечта часто является основой изменения (улучшения! реальной жизни, но известно также, что далеко не все мечт реализуются.
«Восторженное ничто». Такой человек всю жизнь кем-то восх* щается. При этом часто реализуется такая позиция: «Я восхища| юсь вами, потому что сам по сравнению с вами являюсь ничте жеством», «Чем я сам ничтожнее, тем больше я восхищаюсь ваг умом (величием, благородством, предприимчивостью и т.п.)». это ни парадоксально, нередко восхищение кумиром позволяв самому такому человеку повышать чувство собственной значимс сти (по принципу «мой кумир лучше вашего»). Нередко такие люд очень агрессивны по отношению к тем, кто не демонстрир> подобного восхищения их кумиром (например, театральные, эст| радные, политические, спортивные и прочие «фанаты»).
«Вечный борец». Человек за какую-то идею готов по-настояще му рисковать своим благополучием и именно в этом находит ос бое очарование жизни. Это может проявляться в самых разнь вариантах, например: 1) «новатор», который «пробивает» сво| (или даже чужую) идею; 2) «революционер», стремящийся образовать мир по-своему (хотя лично для себя он выгоды не ище 3) имитатор борца, для которого «борьба за идею» — это все! лишь игра, где главная жертва — не собственное благополучие, 1 лишь потерянное время и какие-то нереализованные возможн<щ сти; 4) «склочник», которому нужно обязательно с кем-то «С роться», и т.п.
«Вечная прелесть». Человек стремится обязательно кого-то оч ровать, кому-то понравиться. В силу того что современный mi характеризуется театрализацией самых разных аспектов наше жизни (вплоть до образования и политики), такой стереотип ст новится все более и более реальным. Можно выделить следую!
158
основные варианты реализации стереотипа «прелесть»: 1) активная позиция, когда сам человек стремится всех обольстить; 2) пассивная позиция — человек лишь ждет, что им будут восхищаться окружающие (и естественно, очень обижается, когда восхищаются кем-то «менее достойным»).
«Трудоголик» (или близкий к нему — «усердный»). В основе — уверенность в том, что счастье выстраивается в тяжких трудах и даже при отсутствии каких-то выдающихся талантов можно добиться очень многого, усердно выполняя порученную работу. При этом считается, что главное, чтобы окружающие и руководство заметили такое усердие, и тогда рано или поздно оно будет вознаграждено. В этом есть определенный резон, ведь даже многие ученые признаются, что свои открытия они делали, прежде всего, опираясь на свое усердие и лишь немного — на талант и удачу. И все-таки для настоящего творчества нужна собственная идея (идея собственного счастья), а поиск такой идеи гораздо мучительнее, чем реализация уже кем-то обозначенных идей. Поэтому если человек все свои силы и даже волю направляет на реализацию чужих идей — это не есть идеал подлинного самоопределения. Хотя еще хуже вообще жить без идеи (даже без чужой). Другая проблема «трудоголиков» и «усердных» в том, что они фиксируются на каких-то одних идеях, хотя жизнь гораздо разнообразнее. В итоге они часто сами себя обманывают, обделяют. При этом «трудоголики», в отличие от «усердных», к своим целям идут напролом и часто достигают успеха, ломая чужие судьбы, поскольку одержимы идеей успеха любыми средствами. Усугубляет ситуацию здесь то, что на уровне обыденного сознания «трудоголики» и «усердные» поощряются, ведь для постороннего наблюдателя важнее оказываются внешняя активность и внешние признаки успеха, чем то, ради чего такая активность осуществляется.
Каждый из рассмотренных вариантов самоопределения по-своему хорош для тех или иных конкретных людей (клиентов), иначе все эти варианты не были бы столь живучи. Поэтому совместно с консультируемым психологу очень сложно однозначно определить, какой вариант наиболее соответствует уровню общекультурного развития данного клиента. Выход из этой ситуации заключается в том, чтобы помочь клиенту преодолеть определенный и ставший таким привычным стереотип и шире взглянуть на имеющиеся варианты построения своей жизни и карьеры. Э.Берн призывал лучше понять себя и свою жизнь, а это означает «вырваться из-под власти определенных жизненных сценариев», перестать «играть в жизнь и начать жить по-настоя-Щему».
Проблема лишь в том, готовы ли люди отказаться от этой заманчивой игры — «игры в настоящую жизнь»?
159
5.3. Развитие субъекта профессионального самоопределения
Проблема развития субъектности и личности изучается многи-j
ми современными авторами (см.: Петровский В.А., 1996). i
«Развивается ли личность? — размышляет В.А.Петровский. —J Кощунственное сомнение возникает в связи с тем, что без друго-] го человека никакое собственное развитие индивида, очевидно, не происходит... Человек включен в другого человека и через эту вклю
ченность развивается как личность» (там же, с. 232). По мнению, В.А.Петровского, развитие личности — это становление целости ности в четырех основных формах субъектности: субъект витального отношения к миру («Природа»); субъект предметного отношен ния к миру («Предметный мир»); субъект общения («Мир людей»)! субъект самосознания («Я сам»). Человек входит во все эти «миры»] но их значимость для человека меняется на каждом этапе его pa3J вития. «Суть образовательного процесса согласно личностно-орщ ентированному подходу заключается в порождении человека кИ субъекта активности в единстве четырех ипостасей» (природь предметного мира, других людей и самого себя): обучать — — значит порождать средства освоения универсума в четырех ипоста! сях; воспитывать — приобщать к ценностям постижения и действо вания (ценности Истины, Творчества и Любви соприкасаются и четырьмя ипостасями) (там же, с. 242). Важно исследовать саг «потребность ребенка стать личностью» (там же, с. 257).
В.А.Татенко рассматривает субъект психической активное! как «регулятивно-развивающий центр» на всех уровнях психиче ского (см.: Татенко В. А., 1996, с. 249). Субъектное ядро рассматру вается как некая центральная часть, вокруг которой группирут
5.2. Основные варианты (схемы) планирования субъектом своей карьеры
Во многом планирование карьеры связано с разными вари! антами выделения психологических «пространств» профессио! нального и личностного самоопределения (см.: Пряжников H.C.j 1999, с. 30 — 35). Поскольку сущность профессионального само-] определения связана с поиском смыслов предстоящей профес! сиональной деятельности, постольку в немалой степени вари] анты планирования карьеры зависят от понимания того, что яв| ляется «смыслом» и какие вообще возможны смыслы (см.: Ле| онтьев Д.А., 1999).
Тема смысла является достаточно сложной, явно выходит рамки традиционной психологии, и на сегодняшний день не су| ществует единой типологии смысловой реальности.
Условно можно выделить следующие основания для m строения типологии вариантов самоопределений в перспективе:
-
связь смысла с прошлым, настоящим или будущим (М. Р. Гинз
бург на этой основе выстраивает свою типологию вариантов са|
моопределения личности — см.: Гинзбург М. Р., 1995);
-
устойчивость смысла, его соотнесенность со всей жизнь»!
или, наоборот, фрагментарность смысла, его соотнесенность лищ|
с определенными жизненными периодами (тогда как другие пе
риоды вообще могут оказаться «бессмысленными»);
-
многоплановость смыслов, что иногда приводит к путанщ
и внутреннему хаосу (личность как бы «расщепляется», мече
между разными смыслами). Или же, наоборот, такая многоплане
вость как бы «подстраховывает» человека: в случае невозможна
сти реализовать какой-то из смыслов остается возможность
лизации других смыслов;
154
-
степень иерархичности (соподчиненности) смыслов и цен
ностей, когда у человека есть возможность выделить для себя что-
то более или менее значимое, а следовательно, возможность скон
центрировать свои усилия на главном деле жизни;
-
сама направленность на те или иные смыслы (например,
зто может быть эгоистическая или альтруистическая ориентация
пли же ориентация на ценности массового сознания или на цен
ности уникальности и творчества — см. 2.1 настоящего пособия);
-
степень творческого участия самого человека в построении
тех или иных жизненных и профессиональных смыслов (напри
мер, человек самостоятельно ориентируется в мире профессий и
в социальном мире вообще, или же он не может обойтись без ква
лифицированных советчиков и друзей).
Организация активизирующей профконсультации в немалой степени зависит от изначальной установки клиента на тот или иной вариант построения своих профессиональных и жизненных перспектив. Для практической работы полезно выделить типичные варианты самоопределения, основанные на обобщении эмпирического опыта взаимодействия с разными группами клиентов (см.: Пряжников Н.С., 2001, с. 36—41). Рассмотрим их.
«Тыловик». Этот вариант предполагает примерно следующую логику планирования своих перспектив. Сначала надо как-то обеспечить себе «тылы» для любимого дела своей жизни, а уж потом и заниматься этим делом. В качестве «тылов» могут выступать: 1) деньги (как возможность для личностного роста и решения многих бытовых проблем); 2) образование; 3) «выгодные» связи; 4) хорошее здоровье; 5) проживание в культурных центрах страны, где проще получить доступ к достижениям культуры, и т. п. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев человек, потратив все свои силы и таланты для построения такого «тыла», уже не способен к настоящему творчеству, о котором мечтал ранее. У такого человека на само дело (на работу, которая по душе) уже ничего не остается. Кроме того, не каждому удается разорвать сложные и крепкие связи с другими людьми (своими компаньонами или со своими подчиненными), которые у него сложились в ходе создания «тыла». И тогда он начинает реализовывать свои несостоявшиеся мечты в детях («пусть хоть они выберут себе что-то по душе»).
«Гуляка». Ход рассуждения таков: сначала надо познать все радости жизни («нагуляться вдоволь»), а уж потом заняться серьезным делом. Здесь как бы предполагается, что основное дело жизни («серьезное дело») не связано с главными «радостями жизни». Правда, иногда подобные «загулы» приводят человека к пресы-Щению ими и он все-таки обнаруживает для себя в жизни новые Радости, например радость честного и творческого труда. Но эта
155
радость многим так и остается непонятной, и они, уже будуч| работниками какой-то профессии, главный смысл видят в то\ чтобы поменьше работать, но побольше развлекаться. А поскол! ку на работу тратится основное время, то у этих людей усиливае ся ощущение, что они явно «не догуливают», и в итоге жизнь, них становится нерадостной. Правильно сказал Б. Шоу: «Труд щ| обязанности — это работа, а работа по склонности — это дос> Кроме того, такие «загулы» могут испортить репутацию человек что в будущем может осложнить построение карьеры.
«Максималист». Он хочет все сразу. Иногда он стремится к: му, полагаясь только на свои силы, и нередко не достигает жела емого, чаще — полагаясь на помощь других людей, но и они могут ему дать «все сразу». В остальных случаях такие люди всю жиз надеются на случай (например, надеются, что где-то в Америк объявится некая троюродная бабушка или дальняя родственни! которая оставит им богатое наследство, что и решит все их nj блемы). О таких людях Э. Фромм говорил, что они всю жизнь м€ гут прождать благодеяния от кого-то, сами ничего не предпри* мая, поэтому он и называл такую ориентацию неплодотворнс Кроме того, часто наследники вынуждены свои силы и тала* расходовать на выяснение отношений с другими претендентал на такое «счастье». Другой разновидностью «максималистов» я^ ляются девушки (иногда и молодые люди), стремящиеся с п<| мощью выгодного брака сразу переместиться «из грязи в княз* и нередко у них это получается. Заметим, что такой вариант пос роения счастья является основой многих сказок, когда главн! герой-простолюдин женится на принцессе или девушка-зол> очаровывает прекрасного принца. Но при этом в реальности зение» часто оборачивается трагедией, поскольку родня «прин1 обычно намекает бывшей простолюдинке, что ее счастье незасл| женное, и отравляет этим и жизнь счастливой избранницы, и жиз самого благодетеля.
«Придворный». Человек старается быть поближе к влиятельнв и преуспевающим людям, стремясь пристроиться к людям успе в надежде на то, что и ему «перепадет» кусочек их счастья.
«Подпольщик». Человек скрывает свои истинные стремления! цели, ведя как бы двойную жизнь. К сожалению, творческие часто вынуждены вести такую жизнь, поскольку рискуют быть ] только не понятыми окружающими, но и осмеянными и да наказанными за свою непохожесть на окружающее большинс Нередко такая двойная жизнь становится основой серьезных пс| хических нарушений, поэтому далеко не каждый человек спос<| бен это вынести.
«Непотопляемый». Человек способен на тотальную адаптации любым (в том числе и принципиально меняющимся) условия Возможны разные варианты такой «непотопляемости»: 1) «се
парень» находит общий язык с любыми людьми (даже с теми, кого следовало бы презирать); 2) «неуловимый» умудряется из всех сложных ситуаций выходить «сухим из воды», в трудную минуту исподтишка подставляя вместо себя своих недавних приятелей; 3) «предатель» (прежде всего, «научившийся» предавать или продавать самого себя); 4) «дипломат» имеет явную способность искать компромиссы и находить общие интересы с разными людьми, даже со своими антиподами, эта способность позволяет решать определенные жизненные и профессиональные проблемы и т.п.
«Одноразовый». Человек всю жизнь вспоминает о каком-то одном интересном и значительном событии в своей жизни. Главный смысл и главная ценность для такого человека как бы находятся в прошлом, а будущее существует лишь для того, чтобы вспоминать об этом событии и рассказывать о нем окружающим. Осуждать таких людей за это не следует (хуже, когда вообще не о чем вспомнить). Их проблема состоит в том, что на свое будущее они смотрят без особого оптимизма, а иногда даже боятся этого будущего (вдруг произойдет что-то такое, что по значимости станет конкурировать с главным событием прошлого, и тогда красивая сказка о себе и своей судьбе может разрушиться или сильно запутаться).
«Запрограммированный» человек реализует стереотипные представления о путях к жизненному и профессиональному успеху, характерные для массового сознания. Это могут быть также и запрограммированные неудачи, и даже планируемая трагедийность жизни (например, по образцу героев популярных романов, телесериалов и кинофильмов). С одной стороны, такой человек обеспечивает себе «гарантированное» счастье (или приближение к образцу такого счастья), понятное для большинства окружающих, а значит, и «признаваемое» окружающими людьми. Это очень важно — быть понятым и признанным окружающими, ведь известно, что жизнь некоторых людей омрачается тем, что они не могут разобраться, «правильно» ли они живут, «правильное» ли счастье они построили. С другой стороны, такой человек ограничивает себя в творческом поиске своего, неповторимого варианта счастья. Если он позже поймет, что не реализовал свой шанс прожить жизнь уникальную, непохожую на стандартизированное счастье окружающих, то у него, «прозревшего», может наступить глубокое разочарование и серьезный внутренний кризис.
«Застрявший». Человек когда-то, в какие-то периоды или в каких-то ситуациях почувствовал себя значительной личностью, кызывающей восторг, страх, уважение, понимание или просто одобрение со стороны окружающих, и всю оставшуюся жизнь пытается воспроизводить эти периоды или ситуации. Например, возможны следующие варианты «застревания»: 1) «вечный студент»,
156
157
постоянно воспроизводящий стереотипы поведения и образ жиз-| ни, характерный для этого замечательного и свободного периода! молодости; 2) «вечный младший научный сотрудник», так и не осмелившийся сделать следующий карьерный шаг (часто из-за| страха быть отторгнутым своей социально-профессиональной груп-| пой); 3) «застрявший» на какой-то идее (например, молодой уче-| ный, разработавший какую-то оригинальную методику и безре-| зультатно пытающийся где-то ее продать «подороже», на что ухо-> дят лучшие годы и все оставшиеся творческие силы) и т. п. Сюд же можно отнести «застревание» на каких-то социально-профессиональных ролях, которые во многом определяют часто и вес! образ жизни человека.
«Вечный мечтатель». Такой человек живет в фантазиях, в не| котором виртуальном мире, но не в настоящем времени, коте рого страшно боится. Для кого-то этот вариант является спаси| тельным, но есть ли для данного человека вообще жизнь? Извест но, что мечта часто является основой изменения (улучшения! реальной жизни, но известно также, что далеко не все мечт реализуются.
«Восторженное ничто». Такой человек всю жизнь кем-то восх* щается. При этом часто реализуется такая позиция: «Я восхища| юсь вами, потому что сам по сравнению с вами являюсь ничте жеством», «Чем я сам ничтожнее, тем больше я восхищаюсь ваг умом (величием, благородством, предприимчивостью и т.п.)». это ни парадоксально, нередко восхищение кумиром позволяв самому такому человеку повышать чувство собственной значимс сти (по принципу «мой кумир лучше вашего»). Нередко такие люд очень агрессивны по отношению к тем, кто не демонстрир> подобного восхищения их кумиром (например, театральные, эст| радные, политические, спортивные и прочие «фанаты»).
«Вечный борец». Человек за какую-то идею готов по-настояще му рисковать своим благополучием и именно в этом находит ос бое очарование жизни. Это может проявляться в самых разнь вариантах, например: 1) «новатор», который «пробивает» сво| (или даже чужую) идею; 2) «революционер», стремящийся образовать мир по-своему (хотя лично для себя он выгоды не ище 3) имитатор борца, для которого «борьба за идею» — это все! лишь игра, где главная жертва — не собственное благополучие, 1 лишь потерянное время и какие-то нереализованные возможн<щ сти; 4) «склочник», которому нужно обязательно с кем-то «С роться», и т.п.
«Вечная прелесть». Человек стремится обязательно кого-то оч ровать, кому-то понравиться. В силу того что современный mi характеризуется театрализацией самых разных аспектов наше жизни (вплоть до образования и политики), такой стереотип ст новится все более и более реальным. Можно выделить следую!
158
основные варианты реализации стереотипа «прелесть»: 1) активная позиция, когда сам человек стремится всех обольстить; 2) пассивная позиция — человек лишь ждет, что им будут восхищаться окружающие (и естественно, очень обижается, когда восхищаются кем-то «менее достойным»).
«Трудоголик» (или близкий к нему — «усердный»). В основе — уверенность в том, что счастье выстраивается в тяжких трудах и даже при отсутствии каких-то выдающихся талантов можно добиться очень многого, усердно выполняя порученную работу. При этом считается, что главное, чтобы окружающие и руководство заметили такое усердие, и тогда рано или поздно оно будет вознаграждено. В этом есть определенный резон, ведь даже многие ученые признаются, что свои открытия они делали, прежде всего, опираясь на свое усердие и лишь немного — на талант и удачу. И все-таки для настоящего творчества нужна собственная идея (идея собственного счастья), а поиск такой идеи гораздо мучительнее, чем реализация уже кем-то обозначенных идей. Поэтому если человек все свои силы и даже волю направляет на реализацию чужих идей — это не есть идеал подлинного самоопределения. Хотя еще хуже вообще жить без идеи (даже без чужой). Другая проблема «трудоголиков» и «усердных» в том, что они фиксируются на каких-то одних идеях, хотя жизнь гораздо разнообразнее. В итоге они часто сами себя обманывают, обделяют. При этом «трудоголики», в отличие от «усердных», к своим целям идут напролом и часто достигают успеха, ломая чужие судьбы, поскольку одержимы идеей успеха любыми средствами. Усугубляет ситуацию здесь то, что на уровне обыденного сознания «трудоголики» и «усердные» поощряются, ведь для постороннего наблюдателя важнее оказываются внешняя активность и внешние признаки успеха, чем то, ради чего такая активность осуществляется.
Каждый из рассмотренных вариантов самоопределения по-своему хорош для тех или иных конкретных людей (клиентов), иначе все эти варианты не были бы столь живучи. Поэтому совместно с консультируемым психологу очень сложно однозначно определить, какой вариант наиболее соответствует уровню общекультурного развития данного клиента. Выход из этой ситуации заключается в том, чтобы помочь клиенту преодолеть определенный и ставший таким привычным стереотип и шире взглянуть на имеющиеся варианты построения своей жизни и карьеры. Э.Берн призывал лучше понять себя и свою жизнь, а это означает «вырваться из-под власти определенных жизненных сценариев», перестать «играть в жизнь и начать жить по-настоя-Щему».
Проблема лишь в том, готовы ли люди отказаться от этой заманчивой игры — «игры в настоящую жизнь»?
159
5.3. Развитие субъекта профессионального самоопределения
Проблема развития субъектности и личности изучается многи-j
ми современными авторами (см.: Петровский В.А., 1996). i
«Развивается ли личность? — размышляет В.А.Петровский. —J Кощунственное сомнение возникает в связи с тем, что без друго-] го человека никакое собственное развитие индивида, очевидно, не происходит... Человек включен в другого человека и через эту вклю
ченность развивается как личность» (там же, с. 232). По мнению, В.А.Петровского, развитие личности — это становление целости ности в четырех основных формах субъектности: субъект витального отношения к миру («Природа»); субъект предметного отношен ния к миру («Предметный мир»); субъект общения («Мир людей»)! субъект самосознания («Я сам»). Человек входит во все эти «миры»] но их значимость для человека меняется на каждом этапе его pa3J вития. «Суть образовательного процесса согласно личностно-орщ ентированному подходу заключается в порождении человека кИ субъекта активности в единстве четырех ипостасей» (природь предметного мира, других людей и самого себя): обучать — — значит порождать средства освоения универсума в четырех ипоста! сях; воспитывать — приобщать к ценностям постижения и действо вания (ценности Истины, Творчества и Любви соприкасаются и четырьмя ипостасями) (там же, с. 242). Важно исследовать саг «потребность ребенка стать личностью» (там же, с. 257).связь смысла с прошлым, настоящим или будущим (М. Р. Гинз
бург на этой основе выстраивает свою типологию вариантов са|
моопределения личности — см.: Гинзбург М. Р., 1995);
устойчивость смысла, его соотнесенность со всей жизнь»!
или, наоборот, фрагментарность смысла, его соотнесенность лищ|
с определенными жизненными периодами (тогда как другие пе
риоды вообще могут оказаться «бессмысленными»);
многоплановость смыслов, что иногда приводит к путанщ
и внутреннему хаосу (личность как бы «расщепляется», мече
между разными смыслами). Или же, наоборот, такая многоплане
вость как бы «подстраховывает» человека: в случае невозможна
сти реализовать какой-то из смыслов остается возможность
лизации других смыслов;
степень иерархичности (соподчиненности) смыслов и цен
ностей, когда у человека есть возможность выделить для себя что-
то более или менее значимое, а следовательно, возможность скон
центрировать свои усилия на главном деле жизни;
сама направленность на те или иные смыслы (например,
зто может быть эгоистическая или альтруистическая ориентация
пли же ориентация на ценности массового сознания или на цен
ности уникальности и творчества — см. 2.1 настоящего пособия);
степень творческого участия самого человека в построении
тех или иных жизненных и профессиональных смыслов (напри
мер, человек самостоятельно ориентируется в мире профессий и
в социальном мире вообще, или же он не может обойтись без ква
лифицированных советчиков и друзей).
радость многим так и остается непонятной, и они, уже будуч| работниками какой-то профессии, главный смысл видят в то\ чтобы поменьше работать, но побольше развлекаться. А поскол! ку на работу тратится основное время, то у этих людей усиливае ся ощущение, что они явно «не догуливают», и в итоге жизнь, них становится нерадостной. Правильно сказал Б. Шоу: «Труд щ| обязанности — это работа, а работа по склонности — это дос> Кроме того, такие «загулы» могут испортить репутацию человек что в будущем может осложнить построение карьеры.
«Максималист». Он хочет все сразу. Иногда он стремится к: му, полагаясь только на свои силы, и нередко не достигает жела емого, чаще — полагаясь на помощь других людей, но и они могут ему дать «все сразу». В остальных случаях такие люди всю жиз надеются на случай (например, надеются, что где-то в Америк объявится некая троюродная бабушка или дальняя родственни! которая оставит им богатое наследство, что и решит все их nj блемы). О таких людях Э. Фромм говорил, что они всю жизнь м€ гут прождать благодеяния от кого-то, сами ничего не предпри* мая, поэтому он и называл такую ориентацию неплодотворнс Кроме того, часто наследники вынуждены свои силы и тала* расходовать на выяснение отношений с другими претендентал на такое «счастье». Другой разновидностью «максималистов» я^ ляются девушки (иногда и молодые люди), стремящиеся с п<| мощью выгодного брака сразу переместиться «из грязи в княз* и нередко у них это получается. Заметим, что такой вариант пос роения счастья является основой многих сказок, когда главн! герой-простолюдин женится на принцессе или девушка-зол> очаровывает прекрасного принца. Но при этом в реальности зение» часто оборачивается трагедией, поскольку родня «прин1 обычно намекает бывшей простолюдинке, что ее счастье незасл| женное, и отравляет этим и жизнь счастливой избранницы, и жиз самого благодетеля.
«Придворный». Человек старается быть поближе к влиятельнв и преуспевающим людям, стремясь пристроиться к людям успе в надежде на то, что и ему «перепадет» кусочек их счастья.
«Подпольщик». Человек скрывает свои истинные стремления! цели, ведя как бы двойную жизнь. К сожалению, творческие часто вынуждены вести такую жизнь, поскольку рискуют быть ] только не понятыми окружающими, но и осмеянными и да наказанными за свою непохожесть на окружающее большинс Нередко такая двойная жизнь становится основой серьезных пс| хических нарушений, поэтому далеко не каждый человек спос<| бен это вынести.
«Непотопляемый». Человек способен на тотальную адаптации любым (в том числе и принципиально меняющимся) условия Возможны разные варианты такой «непотопляемости»: 1) «се
парень» находит общий язык с любыми людьми (даже с теми, кого следовало бы презирать); 2) «неуловимый» умудряется из всех сложных ситуаций выходить «сухим из воды», в трудную минуту исподтишка подставляя вместо себя своих недавних приятелей; 3) «предатель» (прежде всего, «научившийся» предавать или продавать самого себя); 4) «дипломат» имеет явную способность искать компромиссы и находить общие интересы с разными людьми, даже со своими антиподами, эта способность позволяет решать определенные жизненные и профессиональные проблемы и т.п.
«Одноразовый». Человек всю жизнь вспоминает о каком-то одном интересном и значительном событии в своей жизни. Главный смысл и главная ценность для такого человека как бы находятся в прошлом, а будущее существует лишь для того, чтобы вспоминать об этом событии и рассказывать о нем окружающим. Осуждать таких людей за это не следует (хуже, когда вообще не о чем вспомнить). Их проблема состоит в том, что на свое будущее они смотрят без особого оптимизма, а иногда даже боятся этого будущего (вдруг произойдет что-то такое, что по значимости станет конкурировать с главным событием прошлого, и тогда красивая сказка о себе и своей судьбе может разрушиться или сильно запутаться).
«Запрограммированный» человек реализует стереотипные представления о путях к жизненному и профессиональному успеху, характерные для массового сознания. Это могут быть также и запрограммированные неудачи, и даже планируемая трагедийность жизни (например, по образцу героев популярных романов, телесериалов и кинофильмов). С одной стороны, такой человек обеспечивает себе «гарантированное» счастье (или приближение к образцу такого счастья), понятное для большинства окружающих, а значит, и «признаваемое» окружающими людьми. Это очень важно — быть понятым и признанным окружающими, ведь известно, что жизнь некоторых людей омрачается тем, что они не могут разобраться, «правильно» ли они живут, «правильное» ли счастье они построили. С другой стороны, такой человек ограничивает себя в творческом поиске своего, неповторимого варианта счастья. Если он позже поймет, что не реализовал свой шанс прожить жизнь уникальную, непохожую на стандартизированное счастье окружающих, то у него, «прозревшего», может наступить глубокое разочарование и серьезный внутренний кризис.
«Застрявший». Человек когда-то, в какие-то периоды или в каких-то ситуациях почувствовал себя значительной личностью, кызывающей восторг, страх, уважение, понимание или просто одобрение со стороны окружающих, и всю оставшуюся жизнь пытается воспроизводить эти периоды или ситуации. Например, возможны следующие варианты «застревания»: 1) «вечный студент»,
156
157
В.А.Татенко рассматривает субъект психической активное! как «регулятивно-развивающий центр» на всех уровнях психиче ского (см.: Татенко В. А., 1996, с. 249). Субъектное ядро рассматру вается как некая центральная часть, вокруг которой группирут