ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 482
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
164
165
Линия развития независимости от внешнего окружения (родите-1 лей, воспитателей, учителей). Такое развитие, проходя через раз-] ные этапы, может привести либо к формированию покорности,! неуверенности, конформизма, либо (при более благоприятных] обстоятельствах) к самостоятельности, внутренней свободе и адек-] ватному восприятию действительности.
Здесь уместно вспомнить и о нескольких «рождениях лично-J сти», когда осуществляется «иерархия мотивов» и происходит и> осознание (по А. Н.Леонтьеву), и о важной роли старшего подростЧ кового возраста и юности, когда происходит переход от зависни мости к независимости и решаются проблемы, связанные с ^ фессиональным и личностным самоопределением (по Л. И. Божо| вич, Д. Б. Эльконину, которые опирались на принципы периоди-^ зации развития, предложенные еще Л.С.Выготским), и о стадия психосоциального развития, когда формируются чувства доверия инициативности, полноценности, признание другими, сотрудни| чество и происходит становление «идентичности личности», вь ступающей как ее интегрирующее свойство (по Э.Эриксону).
Развивая представления А.Адлера о «жизненном стиле» Е. Дрейкурс-Фергюсон пишет, что «ребенок уже в раннем возраст имеет простые планы и собственные цели», в дальнейшем происхс дит формирование «взгляда на жизнь» и уже к 5 —6 годам у бенка появляется «жизненный стиль», который обеспечивает еди? ство, индивидуальность, связность и устойчивость психическог функционирования, являясь своеобразным «ядром личности» (Дре^ курс-Фергюсон Е., 1995, с. 27 — 29). При этом именно эмощ чувства являются «топливом» для действий (см. там же, с. 44).
Как отмечает Т.А.Харрис, уже для беспомощного новороа денного ребенка взрослый приходит как «спаситель» и имен! «приятные поглаживания» и забота являются с самого начала новой для «психологического рождения человека» (Харрис T.i 1993, с. 39). Действительно, ребенок постоянно нуждается в оде рении со стороны взрослых и признании его значимости, он бы постоянно заявляет: «Смотрите, какой я хороший, смотру те, как у меня что-то получается». Без внешнего одобрения возможно представить себе его полноценного развития. Но п| этом уже с самого начала исходной позицией для ребенка
яб ется то, что в трансакционном анализе называют «я плохой, хороший», и требуется приложить немало усилий, чтобы сфе мировалась другая позиция — «я хороший, ты хороший» (Берн ' 1988; Харрис Т. А., 1993).
Если реализуется позиция «я плохой, ты хороший», то мо> с уверенностью сказать, что сформировался типичный преде витель «массы»; если реализуется позиция «я хороший, ты хой», то это показатель псевдоэлитарной ориентации; если лизовалась позиция «я хороший, ты хороший», то можно говЦ
166
рить о более полноценной элитарной ориентации, ориентации на подлинное творчество, добро и достоинство.
Особенность данной линии развития чувства элитарности состоит в том, что в отличие от первой линии, когда идеально-фантастический образ элиты формируется в социокультурном контексте, в данном случае все происходит во взаимоотношениях с близкими людьми (родителями, учителями, воспитателями, а иногда и начальниками). Они поначалу также воспринимаются ребенком как «главные вершители судеб», и лишь потом приходит понимание того, что и родители, и даже начальники — всего лишь «простые люди», над которыми возвышается «настоящая элита».
Другой особенностью данной линии является то, что можно исследовать постоянное «разочарование» человека в имеющемся элитарном идеале и его стремление искать все более и более высокие образы такого идеала (иногда это может быть открытие для себя все новых и новых элитных достоинств в одном и том же человеке). Как отмечает С. Московичи, «каждый ребенок проводит часть своей жизни между двух семей: первая — коренная, в которой господствует Эрос, любовь; другая — благородная, основанная на идентификации с какой-нибудь группой, с идеей, которая его волнует». При этом часть детей «упорствуют в своем стрем-лении во что бы то ни стало жить в своем романе, реализовывать свою мечту». А проявляется это, с одной стороны, в «ослаблении любовной привязанности к родителям», с другой стороны, в «интериоризации вымышленного родства, которое включает великих людей, национальных героев, гениев науки или искусства и так далее». «Главное для них, — продолжает свои рассуждения С. Московичи, — быть похожими на высшие существа, уравнять себя с их образцами» (Московичи С, 1996, с. 385 — 386).
Еще З.Фрейд писал, что «...ребенок не может удержаться, чтобы не обнаружить, к какому социальному слою принадлежат его
родители. Он учится узнавать других родителей и сравнивать их со своими... Небольшие инциденты в жизни ребенка, заставляющие его испытывать неудовлетворенность, с самого начала провоцируют его критиковать своих родителей, позволяя ему использовать, чтобы укрепить свое критическое отношение, знание, которое он получает о других родителях, более предпочтительных в определенных отношениях» (цит. по: Московичи С, 1996, с. 384—385).
Линия развития внутренней свободы и самостоятельности личности. Как отмечает А. Адлер, «каждый человек стремится стать значительным; но люди ошибаются, если они не понимают, что эта значительность может быть достигнута лишь благодаря их вкладу в жизнь других» (цит. по: Дрейкурс-Фергюсон Е., 1995, с. 13).
Сложность преодоления в себе стереотипов массы определяет-Ся и общим культурно-историческим развитием, и особенностями этого развития в каждой конкретной стране.
167
Например, Э.Берн пишет: «В США ты не станешь мужчиной,! если не сделаешь первого взноса за дом, не задолжаешь в бизнесе! и не затратишь годы упорного труда, чтобы вырастить и выучить! детей» (Берн Э., 1988, с. 272 — 273). «Самый великий день жизни] того или иного человека, — пишет далее Э.Берн, — это день,; когда для покупки дома идет в заклад заработок двух или трех| десятилетий» (там же, с. 273). По этому основанию всех людей| Э. Берн делит на следующие группы: а) неудачников (у них «не хватает сообразительности осуществить заклад»); б) непобедите-| лей, составляющих основную массу «молчаливого большинства» (это те, кто всю жизнь выплачивает стоимость залога), и в) побе* дителей (это те, кто держит заклад) (там же).
Призывая преодолевать в себе «внутреннего раба», А. Менегет<| ти отмечает, что обычно «индивид, делая выбор, реализует толь-»! ко самого себя, но тот же выбор, после того как определены ег границы, а ситуация с максимальной точностью сконструировав на, может быть мгновенно адаптирован для миллионов и милли| онов людей» (Менегетти А., 1996, с. 81). «Претендующие на успе молодые люди не должны, выбирая, отдавать приоритет свои» биологическим потребностям», но должны «сохранять верност
своей задаче продолжения творения, оставаясь сознающими свои ответственность со-творцами вселенной», и становиться «деятель ными участниками бытия» (там же, с. 89). Только это дает полно ценное чувство жизни, прожитой не зря, жизни творческой, дея| тельной (элитной в высшем смысле этого слова).
В современных условиях, когда средствами массовой коммун* кации искусственно формируется некое «общее мнение», значр тельно усложняется общая ориентировка в жизненных смыслах; идеалах.
5.5. «Кризисы разочарования»
как возможная основа построения периодизации
развития субъекта самоопределения
«Кризисы разочарования» в предшествующем элитарном идее являются опорными точками ценностно-смыслового развития ли ности.
При этом само аффективное переживание «кризиса разочарс вания» определяется степенью реалистичности данного элита| ного идеала и его соответствием нравственным установкам л\J ности. Реалистичность идеала выступает прежде всего не в объе! тивной форме, а в субъективной, позволяющей сделать его т ностно значимым (реальным) для данного человека. Также и нра ственная состоятельность идеала важна не в плане всеобщей рали (или так называемых «общечеловеческих ценностей»), а
168
но применительно к наличному этическому развитию данного человека, что также позволяет говорить о личностной значимости идеала.
Кроме того, переживание «кризиса разочарования» в данном элитарном идеале определяется рассогласованием реалистичности и нравственной приемлемости идеала. Например, в случае высокой реалистичности идеала, но его явной нравственной сомнительности у некоторых (совестливых) людей вполне может наступить разочарование в данной элитарной ориентации. В таком случае «кризис разочарования» преодолевается повышением степени реалистичности и нравственной состоятельности данного или уже нового элитарного идеала, а ценностно-смысловое развитие переходит в стадию освоения нового элитарного идеала (или раскрытия новых особенностей в старом идеале) и постепенного накопления отрицательных впечатлений об этом идеале как условия последующего разочарования и поиска нового, более совершенного и личностно-привлекательного элитарного идеала и т.д.
Особые проблемы в поиске (и развитии) элитарного идеала возникают тогда, когда ориентация и реализация нового идеала создают для человека огромные проблемы в его реальной жизни {непонимание