Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Описание: методика состоит из двадцати утверждений.

Инструкция: испытуемому предлагается ответить «да» либо «нет».

2.2 Результаты эксперимента и их анализ

Диагностическое исследование уровня конфликтности у подростков проводилось с использованием методики «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).

Ф.И.

Оценка результатов

Уровень конфликтности

1.

С. Василий

9

Высокий

2.

Д. Ира

5

Средний

3.

З. Борис

8

Высокий

4.

С. Бенедикт

9

Высокий

5.

С. Софья

10

Высокий

6.

И. Кирилл

6

Высокий

7.

Д. Костя

7

Высокий

8.

И. Коля

3

Высокий

9.

С. Галя

5

Средний

10.

С. Саша

10

Высокий

Представим полученные результаты графически (рисунок 1).

Рисунок 1 – Анализ показателей по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).

Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у подростков позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня конфликтности. Это говорит о том, что большинство испытуемых к соперничеству.

Диагностическое исследование особенностей уровня конфликтности у подростков при помощи теста на конфликтность (Кноблох – Фальконет). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).

Ф.И.

Оценка результатов

Уровень конфликтности

1.

С. Василий

9

Высокий

2.

Д. Ира

5

Средний

3.

З. Борис

8

Средний

4.

С. Бенедикт

9

Высокий

5.

С. Софья

10

Высокий

6.

И. Кирилл

6

Высокий

7.

Д. Костя

7

Высокий

8.

И. Коля

3

Низкий

9.

С. Галя

5

Средний

10.

С. Саша

10

Высокий


Представим полученные результаты графически (рисунок 2).

Рисунок 2 – Анализ показателей по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).

Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у подростков позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня конфликтности. Это говорит о том, что у большинства испытуемых присутствует внутренняя конфликтность личности.

Далее исследовались люди зрелого возраста с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 – Результаты по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).

Ф.И.

Оценка результатов

Уровень конфликтности

1.

А. Артём

4

Низкий

2.

Б. Степан

2

Средний

3.

Б. Зарина

2

Низкий

4.

Б. Соня

5

Низкий

5.

Б. София

2

Низкий

6.

К.Иван

5

Низкий

7.

К. Дарья

4

Средний

8.

К. Илья

1

Низкий

9.

К. Сергей

4

Средний

10.

Куз. Сергей

1

Низкий

Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 3)

Рисунок 3 – Анализ показателей по методике «Кубики Кооса».

Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого и среднего уровней развития невербального интеллекта. Это говорит о том, что у большинство склонны к сотрудничеству.

Диагностическое исследование уровня конфликтности у людей зрелого возраста проводилось с использованием теста на конфликтность (Кноблох – Фальконет). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).

Ф.И.

Оценка результатов

Уровень развития конфликтности

1.

А. Артём

3

Низкий

2.

Б. Степан

4,5

Низкий

3.

Б. Зарина

5,5

Средний

4.

Б. Соня

2

Низкий

5.

Б. София

3

Низкий

6.

К.Иван

3

Низкий

7.

К. Дарья

4,5

Средний

8.

К. Илья

3

Низкий

9.

К. Сергей

6

Низкий

10.

Куз. Сергей

2

Низкий


Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 4)

Рисунок 4 – Анализ показателей по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).

Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у людей зрелого возраста позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого и среднего уровней конфликтности. Это говорит о том, что большинство испытуемых в отличие от подростков более гармоничны, спокойны, уверенны в себе, появилась сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний и последовательность поведения.

Далее проведем сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов.

Представим результаты в виде диаграмм (Рисунок 5 и 6)

Рисунок 5 – Анализ показателей по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).

Рисунок 6 – Анализ показателей тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).

Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у подростков и людей зрелого возраста на констатирующем и контрольном этапах позволяют сделать выводы, что у людей зрелого возраста в отличие от детей старшего подросткового возраста, сформирован навык сотрудничества, они более гармоничны, спокойны, уверенны в себе, у них имеется сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний и последовательность поведения.

Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что стратегии управления поведением в конфликтных ситуациях подростков отличаются от стратегий управления поведением в конфликтных ситуациях людей зрелого возраста, подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были проанализировано понятие конфликта и изучены стратегии поведения в социальном, юридическом и деловом конфликте. На основе достигнутой цели курсовой работы и решенных задач были сформулированы следующие выводы:

1. В конфликтологии и юридической психологии под социальной конфликтной ситуацией понимается столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.

2. Чаще всего в конфликтологической литературе выделяется 3 главные модели поведения людей в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская.

3. Под юридическим конфликтом понимается столкновение правоспособных субъектов, содержание которого выходит за рамки норм и права, что требует в целях его урегулирования вмешательства соответствующих органов правопорядка и правосудия.


4. В правовой литературе выделяется 5 моделей поведения конфликтующих сторон в юридическом конфликте: 1) игнорирование; 2) уклонение от конфликта; 3) сотрудничество (компромисс); 4) соперничество (конкуренция).

5. В деловом конфликте следует придерживаться следующих стратегий: 1) при проведении переговоров не нужно переходить на личности, что только обострит конфликт; 2) внимание нужно сконцентрировать на интересах конфликтующих сторон, а не на позициях ими занимаемых; 3) нужно стремиться к взаимовыгодным вариантам разрешения конфликтной ситуации, которые способны удовлетворить каждую из сторон.

Во второй главе была проведена экспериментальное исследование работа стратегий поведения в конфликтных ситуациях в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) и тест на конфликтность (Кноблох – Фальконет). Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня конфликтности подростков и людей зрелого возраста с использованием вышеописанных методик.

После реализации психолого-педагогической программы с использованием сюжетно-ролевых игр направленной на коррекцию конфликтности у старших дошкольников проводилась вторичная диагностика детей старшего дошкольного возраста с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что стратегии управления поведением в конфликтных ситуациях подростков отличаются от стратегий управления поведением в конфликтных ситуациях людей зрелого возраста.

Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 552 с.
  2. Бекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4, 2007. – С. 141-144.
  3. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. – 552 с.
  4. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.
  5. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта/ Ю.А. Канатаев. - М.: ВАХЗ, 2005. - 379 с.
  6. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302с.
  7. Леонов, Н.И. Основы конфликтологии: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. - Ижевск, 2006. - 418 с.
  8. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
  9. Орлова, Т.В. Конфликты в коллективе. Как их избежать // Справочник кадровика. - 2004. - №8.
  10. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. — М., 1977.—С. 128-138, 142-143.
  11. Рамендик Д.М. Деловое общение. - М.: Академия, 2003 – 219 с.
  12. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 1988. -500 с.
  13. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. – Киев, 1996. – 450 с.
  14. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996. – 700 с.
  15. Юридическая конфликтология // Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1995. – 456 с.