Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическое исследование управления поведением в конфликтных ситуациях
1.1 Понятие конфликта и конфликтности
1.2. Стратегии поведения конфликтующих сторон в конфликте
2. Экспериментальное исследование управления поведением в конфликтных ситуациях
2.1. Описание процедуры и диагностических методик исследования
Описание: методика состоит из двадцати утверждений.
Инструкция: испытуемому предлагается ответить «да» либо «нет».
2.2 Результаты эксперимента и их анализ
Диагностическое исследование уровня конфликтности у подростков проводилось с использованием методики «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).
№ |
Ф.И. |
Оценка результатов |
Уровень конфликтности |
1. |
С. Василий |
9 |
Высокий |
2. |
Д. Ира |
5 |
Средний |
3. |
З. Борис |
8 |
Высокий |
4. |
С. Бенедикт |
9 |
Высокий |
5. |
С. Софья |
10 |
Высокий |
6. |
И. Кирилл |
6 |
Высокий |
7. |
Д. Костя |
7 |
Высокий |
8. |
И. Коля |
3 |
Высокий |
9. |
С. Галя |
5 |
Средний |
10. |
С. Саша |
10 |
Высокий |
Представим полученные результаты графически (рисунок 1).
Рисунок 1 – Анализ показателей по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).
Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у подростков позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня конфликтности. Это говорит о том, что большинство испытуемых к соперничеству.
Диагностическое исследование особенностей уровня конфликтности у подростков при помощи теста на конфликтность (Кноблох – Фальконет). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).
№ |
Ф.И. |
Оценка результатов |
Уровень конфликтности |
1. |
С. Василий |
9 |
Высокий |
2. |
Д. Ира |
5 |
Средний |
3. |
З. Борис |
8 |
Средний |
4. |
С. Бенедикт |
9 |
Высокий |
5. |
С. Софья |
10 |
Высокий |
6. |
И. Кирилл |
6 |
Высокий |
7. |
Д. Костя |
7 |
Высокий |
8. |
И. Коля |
3 |
Низкий |
9. |
С. Галя |
5 |
Средний |
10. |
С. Саша |
10 |
Высокий |
Представим полученные результаты графически (рисунок 2).
Рисунок 2 – Анализ показателей по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).
Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у подростков позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня конфликтности. Это говорит о том, что у большинства испытуемых присутствует внутренняя конфликтность личности.
Далее исследовались люди зрелого возраста с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 – Результаты по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).
№ |
Ф.И. |
Оценка результатов |
Уровень конфликтности |
1. |
А. Артём |
4 |
Низкий |
2. |
Б. Степан |
2 |
Средний |
3. |
Б. Зарина |
2 |
Низкий |
4. |
Б. Соня |
5 |
Низкий |
5. |
Б. София |
2 |
Низкий |
6. |
К.Иван |
5 |
Низкий |
7. |
К. Дарья |
4 |
Средний |
8. |
К. Илья |
1 |
Низкий |
9. |
К. Сергей |
4 |
Средний |
10. |
Куз. Сергей |
1 |
Низкий |
Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 3)
Рисунок 3 – Анализ показателей по методике «Кубики Кооса».
Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого и среднего уровней развития невербального интеллекта. Это говорит о том, что у большинство склонны к сотрудничеству.
Диагностическое исследование уровня конфликтности у людей зрелого возраста проводилось с использованием теста на конфликтность (Кноблох – Фальконет). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).
№ |
Ф.И. |
Оценка результатов |
Уровень развития конфликтности |
1. |
А. Артём |
3 |
Низкий |
2. |
Б. Степан |
4,5 |
Низкий |
3. |
Б. Зарина |
5,5 |
Средний |
4. |
Б. Соня |
2 |
Низкий |
5. |
Б. София |
3 |
Низкий |
6. |
К.Иван |
3 |
Низкий |
7. |
К. Дарья |
4,5 |
Средний |
8. |
К. Илья |
3 |
Низкий |
9. |
К. Сергей |
6 |
Низкий |
10. |
Куз. Сергей |
2 |
Низкий |
Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 4)
Рисунок 4 – Анализ показателей по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).
Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у людей зрелого возраста позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого и среднего уровней конфликтности. Это говорит о том, что большинство испытуемых в отличие от подростков более гармоничны, спокойны, уверенны в себе, появилась сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний и последовательность поведения.
Далее проведем сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов.
Представим результаты в виде диаграмм (Рисунок 5 и 6)
Рисунок 5 – Анализ показателей по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).
Рисунок 6 – Анализ показателей тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).
Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у подростков и людей зрелого возраста на констатирующем и контрольном этапах позволяют сделать выводы, что у людей зрелого возраста в отличие от детей старшего подросткового возраста, сформирован навык сотрудничества, они более гармоничны, спокойны, уверенны в себе, у них имеется сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний и последовательность поведения.
Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что стратегии управления поведением в конфликтных ситуациях подростков отличаются от стратегий управления поведением в конфликтных ситуациях людей зрелого возраста, подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были проанализировано понятие конфликта и изучены стратегии поведения в социальном, юридическом и деловом конфликте. На основе достигнутой цели курсовой работы и решенных задач были сформулированы следующие выводы:
1. В конфликтологии и юридической психологии под социальной конфликтной ситуацией понимается столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.
2. Чаще всего в конфликтологической литературе выделяется 3 главные модели поведения людей в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская.
3. Под юридическим конфликтом понимается столкновение правоспособных субъектов, содержание которого выходит за рамки норм и права, что требует в целях его урегулирования вмешательства соответствующих органов правопорядка и правосудия.
4. В правовой литературе выделяется 5 моделей поведения конфликтующих сторон в юридическом конфликте: 1) игнорирование; 2) уклонение от конфликта; 3) сотрудничество (компромисс); 4) соперничество (конкуренция).
5. В деловом конфликте следует придерживаться следующих стратегий: 1) при проведении переговоров не нужно переходить на личности, что только обострит конфликт; 2) внимание нужно сконцентрировать на интересах конфликтующих сторон, а не на позициях ими занимаемых; 3) нужно стремиться к взаимовыгодным вариантам разрешения конфликтной ситуации, которые способны удовлетворить каждую из сторон.
Во второй главе была проведена экспериментальное исследование работа стратегий поведения в конфликтных ситуациях в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) и тест на конфликтность (Кноблох – Фальконет). Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня конфликтности подростков и людей зрелого возраста с использованием вышеописанных методик.
После реализации психолого-педагогической программы с использованием сюжетно-ролевых игр направленной на коррекцию конфликтности у старших дошкольников проводилась вторичная диагностика детей старшего дошкольного возраста с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что стратегии управления поведением в конфликтных ситуациях подростков отличаются от стратегий управления поведением в конфликтных ситуациях людей зрелого возраста.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Анцупов, А.Я. Конфликтология/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 552 с.
- Бекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4, 2007. – С. 141-144.
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. – 552 с.
- Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.
- Канатаев, Ю.А. Психология конфликта/ Ю.А. Канатаев. - М.: ВАХЗ, 2005. - 379 с.
- Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302с.
- Леонов, Н.И. Основы конфликтологии: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. - Ижевск, 2006. - 418 с.
- Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
- Орлова, Т.В. Конфликты в коллективе. Как их избежать // Справочник кадровика. - 2004. - №8.
- Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. — М., 1977.—С. 128-138, 142-143.
- Рамендик Д.М. Деловое общение. - М.: Академия, 2003 – 219 с.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 1988. -500 с.
- Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. – Киев, 1996. – 450 с.
- Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996. – 700 с.
- Юридическая конфликтология // Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1995. – 456 с.