Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Все люди в течение жизни сталкиваются с конфликтными ситуациями. Конфликты возникают во всех сферах социальной действительности. Конфликт - это открытое, достигшее этапа обострения столкновение между противоположно направленными потребностями, желаниями и интересами двух или более общественных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), которые находятся в конкретной связи и взаимозависимости.

Согласно современным исследователям конфликт - это необходимая форма развития общественной действительности, которая сочетает в себе, в различных пропорциях, как деструктивные, так и конструктивные элементы, которые, в свою очередь, обогащают людей новым общественным опытом негативного или позитивного свойства.

На сегодняшний день отмечается возрастания конфликтности в обществе. В том числе, увеличилось число не только социальных конфликтов, но и юридических, что не поддается однозначной оценке. Вроде бы, увеличение поля правовых конфликтов означает, что субъекты взаимодействия все больше выбирают юридический способ разрешения конфликтных ситуаций, тем самым, разрешить противоречие рациональным и цивилизованным способом. Однако с другой стороны, юридизация социального конфликта во многих случаях означает правовые последствия противоборства, которые наступают как вынужденная мера, примененная третьей стороной в лице правоохранительных и правоприменительных органов.

План исследовательской работы:

1. Изучение научных источников.

2. Постановка проблемы.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Формирование гипотезы.

5. Проведение этапов исследования.

6. Проведение исследования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что стратегии управления поведением в конфликтных ситуациях подростков отличаются от стратегий управления поведением в конфликтных ситуациях людей зрелого возраста.

Объект: конфликтные ситуации.

Предмет: стратегии управления поведением в конфликтных ситуациях.

Цель: исследовать особенности управления поведением в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие конфликта.

2. Проанализировать стратегии управления поведением в конфликтных ситуациях.

3. Провести экспериментальное исследование управления поведением в конфликтных ситуациях.


Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования:

- теоретический анализ и синтез;

- сравнение;

- обобщение.

2. Методы эмпирического исследования:

- методика «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас);

- методика «Тест на конфликтность» (Кноблох – Фальконет).

Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по социологии, а также для реализации исследований стратегий управления поведением в конфликтных ситуациях.

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы. Список литературы содержит перечень работ авторов из 15 наименований, размещенных в алфавитном порядке.

1. Теоретическое исследование управления поведением в конфликтных ситуациях

1.1 Понятие конфликта и конфликтности

С. Ю. Головин под конфликтом понимает столкновение противоположно ориентированных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и, в том числе, столкновения самих оппонентов [1]. Изучением возникновения, развития, разрешения и завершения конфликта занимается конфликтология.

Любой конфликт включает в себя следующие элементы:

1) противоречивые позиции сторон по некому поводу;

2) противоположные цели или средства их достижения в определённых условиях;

3) несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Обычно конфликт обладает следующими признаками:

1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия;

2) активность, направленная на преодоление противоречия;

3) субъективность (наличие носителей и выразителей).

В научных источниках имеются самые разные определения понятия «конфликтность». Однако все они сходятся в одном: конфликтность является свойством личности, которое отражает способность вступать в конфликт.

Д. Шеффер определяет конфликтность в качестве сложного личностного качества, которое включает в себя обидчивость, вспыльчивость или гневливость, подозрительность.


Согласно Г.Г. Бекмаганбетова конфликтность детерминируется в качестве вспыльчивости, раздражительности, высокой готовности вступить в конфликт, агрессивно-оборонительного стиля поведения [2].

В.И. Курбатов полагает, что конфликтность является интегральным свойством личности, отражающее частоту ее вступления в межличностные конфликты. Это готовность личности к конфликтам, уровень ее вовлеченности в развитие конфликтов. [14] Конфликтность личности может быть внутренней, зависящей от личного отношения человека к окружающей реальности, или внешней, навязывающейся субъекту внешним миром [18].

Г. С. Бондарева и К. В. Булах определяют конфликтность в качестве отвлечённого существительного по значению прилагательного «конфликтный». «Конфликтный» же определяется в качестве соотносящегося по значению с существительным «конфликт», связанным с ним, свойственным конфликту, характерным для него [6].

Как правило конфликтная ситуация содержит, как субъектов возможного конфликта, так и его объект. Однако, чтобы спровоцировать развитие конфликта, нужен некий инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, тем самым, ущемляя интересы и права противоположной стороны. В том случае, если противоположная сторона начинает отвечать таким же образом, конфликтная ситуация переходит из потенциальной в актуальную [3].

Традиционно виды конфликта выделяются на основе дифференциации конфликтующих сторон:

1) между отдельными личностями;

2) между личностью и группой;

3) между личностью и организацией;

4) между группой и организацией, между разными типами групп и организаций.

С точки зрения уровня конфликтующих сторон выделяются следующие типы конфликтов:

1. Межиндивидуальные конфликты.

2. Межгрупповые конфликты. В этой группе также выделяются отдельные типы групп:

1) группы интересов;

2) группы этнонационального характера;

3) группы, которые объединенны общностью положения.

3. Конфликты между ассоциациями или партиями.

4. Внутри- и межинституциональные конфликты.

5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.

6. Конфликты между государственными образованиями.

7. Конфликт между культурами или типами культур.

При рассмотрении механизмов возникновения межгрупповых конфликтов необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1. В различных межгрупповых конфликтах может доминировать тот или иной механизм их возникновения.

2. Межгрупповые механизмы более консервативны, чем психологические механизмы межличностного взаимодействия [5].


Основными механизмами возникновения межгруппового конфликта являются:

1) межгрупповая враждебность;

2) объективный конфликт интересов;

3) внутригрупповой фаворитизм.

В конфликтологии конфликт рассматривается в качестве процесса, который протекает во времени. Конфликт включает в себя конкретные периоды и этапы, отражающие возникновение, развитие и завершение конфликта. Такое явления называют динамикой конфликта. Динамика конфликта - это ход развития, изменения конфликта под воздействием действующих на него условий и причин.

В конфликтологии выделяются следующие основные периоды развития конфликта:

1. Латентный или предконфликтный период. В свою очередь этот период подразделяется на следующие этапы:

1) возникновение объективной проблемной ситуации;

2) осознание данной ситуации субъектами взаимодействия;

3) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

4) возникновение предконфликтной ситуации.

2. Открытый период. Этот период обычно еще называется конфликтным взаимодействием или самим конфликтом. Открытый период подразделяется на следующие этапы:

1) инцидент;

2) эскалацию конфликта;

3) сбалансированное противодействие;

4) завершение конфликта.

3. Послеконфликтный период подразделяется на 2 этапа:

1) частичная нормализация отношений недавних оппонентов;

2) полная нормализация их отношений [1].

Такое разделение конфликта на периоды и этапы дает возможность изучать его в качестве явления обладающей сложной динамикой.

1.2. Стратегии поведения конфликтующих сторон в конфликте

Начнем с рассмотрения стратегий поведения в социальном конфликте. Под социальным конфликтом в юридической психологии понимается:

1) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений;

2) серьезное разногласие;

3) спор, грозящий осложнениями.

В науке существует два взгляда на сущность социального конфликта:

1. С точки зрения функционализма социальный конфликт является общественной болезнью. В этом направлении, представленном такими учеными как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, конфликт выступает в качестве расстройства, травмы, аномалии в социальной жизни, отражение дисфункции в его организме.


2. С точки зрения теории конфликта, социальный конфликт рассматривается не в качестве патологии, а как норма общественной реальности. Как считают такие ученые как Г. Зиммель, К. Маркс, Р. Дарендорф и Л. Козера, конфликт – это естественный общественный феномен, который может приносить некую пользу обществу.

Л. Козер даже выделил позитивные функции социального конфликта:

1. Установление четких границ конкретной группы.

2. Централизация принятия решений в группе.

3. Интеграция группы.

4. Мягкие конфликты предотвращают более жесткие.

5. Мягкие конфликты позволяют легче измениться всей общественной системе, заменив старые отжившие и создать новые необходимые социальные нормы.

В зависимости от сферы деятельности выделяеются бытовые, семейные, трудовые, учебно-педагогические конфликты.

В зависимости от характера факторов, вызывающих конфликты, -ресурсные, статусно-ролевые, идеологические.

В зависимости от характера взаимоотношений сторон - конфликты «по вертикали» (начальник—подчиненный) и «по горизонтали» (между работниками одного ранга).

Одним из наиболее распространенных оснований классификации конфликтов является их разделение по субъектам или сторонам конфликта:

- внутриличностные;

- межличностные;

- между личностью и группой;

- межгрупповые [1].

Под социальным конфликтом понимается столкновение противоречащих друг другу целей, интересов, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия.

В современном праве существует несколько взглядов на конфликт:

1) конфликт в социальных отношениях, в различных формах, присутствует всегда. Конфликт между отдельными компонентами общественной структуры является нормальным явлением в обществе. Опасными являются только те конфликты, которые находятся на острой стадии развития. В задачи участников конфликта входит осознание противоположной стороны и сближение позиции сторон посредством достижения компромисса. Такой точки зрения придерживаются в конфликтологическом подходе;

2) конфликт является опасным явлением. Его следует устранять всеми доступными методами и любой ценой нужно находить компромисс. Компромисс - это соглашение между противоположными, различными позициями и мнениями достигнутый при помощи взаимных уступок. После того как будет достигнут компромисс необходимо перейти от конфликта к сотрудничеству. А сотрудничество - это взаимовыгодный ход развития. Такая точка зрения соответствует функционалистскому подходу [3].