Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Становление системы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России

Процесс формирования правовой основы ОРД с исторической точки зрения

Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Глава 2. Структура правовой основы оперативно-розыскной

деятельности

2.1. Система и классификация правовых норм, регулирующих оперативно-розыскную деятельность.

2.2. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» - как основа правовой регламентации ОРД в РФ

Глава 3. Перспективы развития сферы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в РФ

3.1. Последние изменения ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и проблемы применения норм законодательства об ОРД в практической деятельности.

3.2. Меры совершенствования законодательства РФ в части регулирования оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Список литературы

Ст. 50 - указывается, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Это положение вызывает необходимость оформления полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности данных в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч 3 ст. 55).

Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46). В частности, в Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. № 1 - ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» установлено, что военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (см. ч. 7 ст. 7);

Исходя из изложенного можно сделать вывод: законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, должно базироваться на Конституции Российской Федерации как Основном законе страны. В то же время ОРД должна получить собственное закрепление в нормативных актах. Это объективное требование в условиях демократического государства и гласности, а также современного развития уровня преступности в стране. ОРД, занимающая важнейшую ступень в системе правоохранительных органов страны, только при четком регламентировании способна выполнять возложенные на нее задачи.

Однако до 1992 года у оперативно розыскной деятельности в нашей стране официального законодательного регулирования не существовало. В УПК РСФСР значилось только упоминание, что для решения задач борьбы с преступностью органы дознания могли проводить оперативно розыскные мероприятия. И только в пределах своей компетенции. Как указывает Е.Г. Юдин, ранее ОРД регулировалась ведомственными нормативными актами секретного характера[15].

Этот правовой пробел начали устранять только в 1992 году, когда был издан первый правoвoй акт — Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности». В нем в первый раз было открыто доведено до населения, какие существуют у правоохранительных органов страны силы и средства. А также какие задачи с их помощью решаются.


Уже через три года - в 1995 году - закон был переиздан в новой редакции, после чего получил статус федерального закона. В новой редакции было больше внимания уделено определению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Изменился список оперативно розыскных мероприятий, который к тому же дополнился требованиями для определения легальности их применения. Также в нем был уточнен вопрос контроля за оперативно розыскной деятельностью и другие меры осуществления прав и свобод граждан. Как справедливо отмечается в специальной литературе, с его принятием «впервые за многие десятилетия функционирования органов правопорядка в условиях демократических преобразований и формирования правового государства, оперативно-розыскная функция получила законодательную регламентацию и перестала быть предметом идеологических и догматических спекуляций. Законодатель признал ее социальную обусловленность и правомерность в борьбе с преступностью, легальность и подконтрольность общественных отношений, складывавшихся в ней»[16].

2. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".

Ученые-юристы называют его «ядром» правовой основы ОРД. Федеральный закон состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи.

3. Другие федеральные законы.

Среди множества законов РФ, участвующих в создании системы правовой основы ОРД, можно выделить несколько основных:

- Уголовный кодекс РФ. Дает определение понятий преступления, общественно опасные деяния. Содержит правовые нормы, напрямую задействованные в практике оперативно-розыскной деятельности;

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ. ч. 4 ст. 157 УПК РФ обязывает органы дознания в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен в пределах своей компетенции давать органу дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

- Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ;

- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ»;

- Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке;

- Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;

- Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

4. Иные (кроме законов) нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти. К ним относятся:

- нормативные указы и распоряжения Президента РФ. В части оперативно-розыскной деятельности действуют, например,


а) Указ Президента РФ от 09.01.1996 N 21 (ред. от 30.12.2000) "О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»;

б) Указ Президента РФ от 01.09.1995 N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств";

- Акты высшего представительного (законодательного) органа Российской Федерации - Федерального собрания. Как правило нормативные документы данного подчинения регулируют организационно-технические вопросы.

Например, постановление Совета Федерации от 4 сентября 1998 г. № 398-СФ «Об информации и.о. министра внутренних дел РФ и директора ФСБ РФ о криминогенной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти»;

- нормативные акты Правительства РФ. Например,

а) Постановление от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола»;

б) Постановление от 15 сентября 1999 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;

в) Постановление от 1 июля 1996 г. № 770 «Об утверждении перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» и др.

5. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств, осуществляющих ОРД и ее контролирующих. В данном пункте речь идет о различных подзаконных актах в виде приказов, инструкций, наставлений, указаний. Они принимаются и применяются ведомствами, уполномоченными заниматься ОРД. Подзаконные акты раскрывают требования Федерального закона об ОРД, уточняя их для применения в практике.

Например, «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»;

Приказ ФСБ России от 20.09.2016 N 583 "Об утверждении Порядка передачи сведений о периодах сотрудничества по контракту граждан с органами федеральной службы безопасности в качестве основного рода занятий для зачета в страховой стаж".


2.2. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» - как основа правовой регламентации ОРД в РФ

ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" - действующий нормативно-правовой акт, носящий комплексный характер. Его нормы регулируют общественные отношения в ОРД, осуществляемой на территории России. Закон был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. (№ 144-ФЗ).

Преамбула закона уточняет: Федеральный Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий при реализации оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с Законом ОРД определяется как самостоятельный вид государственной деятельности, которая отнесена к компетенции соответствующих государственных органов и оперативных подразделений в установленных для них пределах. Полномочия изменить или дополнить перечень таких органов есть только у федерального закона.

Комплексность Федерального Закона об ОРД определяется его влажностью и применением не в какой-то одной отрасли законодательства, а в группе отраслей (уголовно-процессуального, административного и т.д.).

ФЗ об ОРД включает в себя преамбулу, шесть глав, состоящих из 23 статей.

В первой главе дается определение оперативно-розыскной деятельности, ее задач и принципов. Раскрывается правовая основа ОРД, оговариваются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Вторая глава раскрывает систему и классификацию оперативно-розыскных мероприятий. Оговаривается порядок их проведения, начиная от соблюдения процедур, условий, требований. Рассматриваются основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Ряд статей главы касается информационного обеспечения и документирования в оперативно-розыскной деятельности, использования ее результатов в уголовном судопроизводстве и при решении вопроса о допуске отдельных лиц к рассматриваемому виду правоохранительной деятельности.

Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяется в третьей главе. При этом перечисляются также полномочия этих органов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В отдельной статье закладываются основы социальной и правовой защиты должностных лиц, наделенных оперативно-розыскными полномочиями.


Четвертая глава раскрывает специфику вопроса содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Большую роль здесь играет Тема социальной и правовой защиты граждан, содействующих проведению оперативно-розыскной деятельности.

В пятой главе законодатель оговаривает правовые и организационные основы финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью прописан в материалах шестой главы.

Таким образом можно резюмировать: логичным и естественным выглядит утверждение, что Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет содержание, то есть саму суть ОРД. В структуре нормативно-правового документа легко выделяются некоторые блоки, регулирующие те или иные общественные отношения в системе ОРД. Учитывая типичные признаки однородности содержания, юридического единства норм, обеспечивающих цельное регулирование соответствующих отношений, они вполне могут именоваться институтами.

Специфика нормативного регулирования ОРД в России предполагает, что именно в положениях подзаконных актов, в том числе секретного и совершенно секретного характера, конкретизируются установки Закона, определяются механизмы исполнения его конкретных норм. Статьи 6, 8—11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предполагают конкретизацию их положений в ведомственных нормативных актах либо содержат отсылочные нормы.

Признавая центральную роль базового Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», являющегося основным источником нормативного регулирования в сфере ОРД, для регламентации некоторых аспектов проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных частных вопросов ОРД законодатель использует отдельные нормы иных федеральных законов (Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и др.). Положения этих нормативных актов распространяют свое действие в отношении отдельных субъектов ОРД, определяют специфику их деятельности.

Вместе с тем одним из главных недостатков действующего законодательства, регулирующего процедуру проведения ОРМ и получения результатов ОРД, является наличие законодательного пробела в части раскрытия основных понятий, применяемых в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», поскольку легитимные ОРМ только названы, но их определения не раскрыты. Поэтому отсутствие законодательных определений используемых ОРМ негативно сказывается на состоянии законности при их проведении, так как оперативные сотрудники различных ОРО, во-первых, нередко по-разному понимают содержание одного и того же ОРМ, а во-вторых, по-разному его проводят и документируют.