Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Становление системы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России

Процесс формирования правовой основы ОРД с исторической точки зрения

Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Глава 2. Структура правовой основы оперативно-розыскной

деятельности

2.1. Система и классификация правовых норм, регулирующих оперативно-розыскную деятельность.

2.2. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» - как основа правовой регламентации ОРД в РФ

Глава 3. Перспективы развития сферы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в РФ

3.1. Последние изменения ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и проблемы применения норм законодательства об ОРД в практической деятельности.

3.2. Меры совершенствования законодательства РФ в части регулирования оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Список литературы

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности имеет важное практическое значение. В процессе осуществления ОРД неизбежно и объективно в силу самой специфики этого вида деятельности оперативно-розыскными органами могут затрагиваться (законно ограничиваться либо нарушаться) важнейшие конституционные права граждан. Нормативные гарантии охраны жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства во многом определяются уровнем правового регулирования механизма их обеспечения. Следствием политических заявлений о необходимости построения правового государства, а в дальнейшем закрепление этого положения в преамбуле к Конституции Российской Федерации (1993 г.) явилась судебно-правовая реформа, в рамках которой предполагалось формирование реальных механизмов охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в сфере ОРД и уголовного судопроизводства. Исходя из этих идеологических предпосылок существовавший ранее законодательный пробел в регламентации ОРД не мог сохраняться долго.

Основными целями курсовой работы выступает рассмотрение правовых основ оперативно-розыскной деятельности, норм Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; выявление проблем, возникающих в практическом применении норм законодательства об ОРД, внесение предложений по совершенствованию правового регулирования ОРД. Исходя из целей исследования, мы поставили перед собой решение следующих задач:

- определить понятие «оперативно-розыскная деятельность»;

- раскрыть классификацию и систему правовых норм, регулирующих оперативно-розыскную деятельность;

- рассмотреть структуру Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- определить проблемы, возникающих в практическом применении норм законодательства об ОРД;

- внести предложения по совершенствованию правового регулирования ОРД.

Объектом изучения являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Курсовая работа основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса РФ, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», Федерального закона «О полиции», Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и других федеральных законов России, а также отдельных подзаконных нормативных правовых актов и актов судебной практики.


Теоретической основой подготовки выпускной квалификационной работы явились научные труды по ОРД, конституционному, уголовному и уголовно-процессуальному праву, а также по иным отраслям права. В частиности, при подготовке данного исследования использовались труды таких авторов, как А. И. Алексеев, Г. К. Синилов, В. Г. Бобров, Л. Н. Калинкович, К. В. Сурков, К. К. Горяйнов, М. А. Шматов, А. Ю. Шумилов и др.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Становление системы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России

Процесс формирования правовой основы ОРД с исторической точки зрения

До наступления 90-х гг. 20-го века порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности в России не регулировался при помощи законов. Исторически сложилось так, что, в отличие от уголовно-процессуальной деятельности, регламентированной законами, оперативно-розыскная деятельность регламентировалась подзаконными актами, представляющими собой секретные и совершенно секретные документы[1]. Таким образом, правовые основания достижения целей и реализации задач ОРД в СССР составляли исключительно подзаконные, в основном ведомственные нормативно-правовые акты, которые носили закрытый (секретный) характер. Ведомственным нормотворчеством в этой сфере занимались органы МВД и КГБ СССР. Отсутствие законодательного регулирования ОРД негативно сказывалось на возможностях ее процессуального использования в деятельности органов расследования и правосудия, фактически резко сужало процессуальную ценность результатов ОРД. Причем ранее вся ОРД была до такой степени засекречена, что доступа к ее результатам на легальных основаниях не имели ни следователи, ни прокуроры, ни судьи. Подобная закрытость ОРД кроме некоторых положительных сторон имела и резко отрицательные. Порой она приводила к полной бесконтрольности оперативных служб и, соответственно, к нарушениям, а также необоснованным ограничениям прав и законных интересов граждан[2]. Однако именно в советский период была предпринята попытка легализации понятия «агентурно-оперативной работы», а в дальнейшем и его замены на родовой термин «оперативно-розыскные меры», обязательный для разведки, контрразведки и милицейского сыска. С этой целью в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР, принятых Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г.[3], на органы дознания возлагалось принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших.


Принятие первого в истории нашей страны закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 г.), а затем и второго, ныне действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.), фактически позволило обозначить правовые границы деятельности органов, осуществляющих ОРД, указать виды оперативно-розыскных мероприятий, установить конкретный перечень оснований, перечислить условия, определить общий порядок проведения ОРМ, нормативно гарантировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ, ввести различные формы надзора и контроля за законностью в этой сфере государственной деятельности.

История развития оперативно-розыскного законодательства показывает, что перечень фактически допускаемых ОРМ, сохраняя свою основу, может частично меняться. Так, упомянутый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 г.) допускал проведение двенадцати ОРМ, среди которых могли проводиться такие ОРМ, как опрос граждан, контрольные закупки, контроль почтовых отправлений, цензура корреспонденции осужденных. Данный закон фактически не предусматривал возможность осуществления оперативного внедрения, проведение контролируемой поставки и оперативного эксперимента. Впоследствии названия некоторых ОРМ были изменены, отдельные из них расширены по содержанию. Кроме того, многие традиционно используемые в практике деятельности оперативных подразделений мероприятия не были легализованы в действующем федеральном законе, например, засада и захват.

За годы действия оперативно-розыскного законодательства произошли существенные изменения субъектного состава органов, уполномоченных на осуществления ОРД. Они были фактически связаны с реформой системы органов исполнительной власти. Причем, по всей видимости, этот существенный процесс еще не завершен. Так, на получение полномочий по осуществлению ОРД претендует служба судебных приставов Российской Федерации.

Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Осуществление оперативно-розыскной деятельности неотрывно связано с определенным ограничением прав и свобод граждан, совершающих противоправные, уголовно наказуемые деяния. А значит, оперативно-розыскная деятельность как острое средство государственного принуждения и сдерживания преступности нуждается в четкой правовой регламентации. В частности, ОРД требуется четкое нормативное регулирование оснований и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также использования полученных результатов для решения задач обеспечения правопорядка.


Так как оперативно-розыскная деятельность многообразна, то регламентировать ее в одном нормативном акте невозможно. Поэтому при осуществлении ОРД необходимо руководствоваться целой системой законов и нормативных актов РФ и международных правовых норм. Совокупность целого ряда документов и является правовой основой оперативно-розыскной деятельности.

Согласно ст. 1 ФЗ-144 ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Таким образом, ОРД является самостоятельным видом государственной деятельности. ОРД осуществляется в разных формах и по различным направлениям, безусловно, имея своим основным назначением выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление лиц, которые их подготавливали и совершили, но также — и осуществление розыска лиц, в том числе пропавших без вести, добывание информации об угрозах государственной, военной, экономической или экологической безопасности страны. Учитывая содержание средств и методов ОРД, следует указать на существенную специфику деятельности оперативно-розыскных органов, которая обусловлена главным образом двумя основополагающими факторами. С одной стороны, реализация полномочий этих органов может производиться путем совершения как гласных, так и негласных действий. Причем обычно планирование и реализация этих действий носит преимущественно конспиративный[4] характер. Конспирация при осуществлении ОРД означает использование методов, применяемых «для сохранения в тайне своей деятельности и членов», а также «соблюдение тайны»[5]. С другой стороны, получение ОРО значительного объема значимой оперативной информации производится посредством использования возможностей негласного оперативного аппарата, т. е. с привлечением лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Эти сведения подлежат засекречиванию и относятся к государственной тайне.

Общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 и подзаконными актами. В соответствии со ст. 1 указанного Закона его положения обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Обязанность принять решение о засекречивании лежит на руководителях органов государственной власти в соответствии с перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.


Общий перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне». В частности, к ним относятся сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.

Указанный выше перечень сведений, составляющих государственную тайну, конкретизирован в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст.ст. 1 и 6) устанавливает, что ОРД осуществляется оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Перечень разрешенных оперативно-розыскных мероприятий приведен в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Действующая редакция Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» не воспроизвела положения ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 г.), которые предусматривали, что ОРМ могли проводиться только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач ОРД.

Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности решает тесно взаимосвязанные задачи: а) наиболее эффективно использовать оперативно-розыскную деятельность в борьбе с преступностью; б) при этом максимально обеспечивать соблюдение прав граждан, в том числе и виновных в нарушении закона[6].

В оперативно-розыскной деятельности традиционно правовую основу принято делить на пять уровней. К первому уровню относят Конституцию Российской Федерации и федеральные конституционные законы; ко второму - положения Закона об ОРД; к третьему - другие федеральные законы; к четвертому - нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы Президента РФ и постановления Правительства, правовые акты Федерального Собрания России, международные правовые акты); к пятому - ведомственные и межведомственные нормативные акты государственных органов[7].