Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Психологическая сущность воображения и основные аспекты его изучения в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой активной, со способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, которая в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Младший дошкольный возраст является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития нравственной сферы личности ребенка.

Актуальность: воображение детей представляет собой огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Проблема развития детского воображения в младшем дошкольном возрасте актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Поэтому это и послужило нам стимулом для избрания данной темы научно-теоретического исследования.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.У. Давыдова, Е.И. Игнатева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого, Т. Рибо, К.Г. Паустовского и других, - воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования знаний, имеющихся у детей, способствует саморазвитию, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.

Предмет исследования – воображение как психический процесс.

Объект исследования – развитие воображения у младших дошкольников.

Цель исследования: исследовать развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста.


В процессе достижения поставленной цели, нам необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть психологическую сущность воображения.

2. Исследовать в литературных источниках взгляды ученых на развитие воображения у детей.

3. Определить психологические условия развития воображения у детей младшего дошкольного возраста.

4. Исследовать особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте.

5. Обосновать методическую возможность эмпирического исследования особенностей развития воображения в дошкольном возрасте.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Психологическая сущность воображения и основные аспекты его изучения в психологии

Воображение значительно расширяет и углубляет познания мира. Так, слушая рассказ воспитателя, читая книжку, дети рисуют себе картины, вызванные тем, чего они не видели наяву, однако очень хорошо представляют. Представляя сказочных героев, они путешествуют с ними. При изучении счета воображение помогает детям оживлять абстрактные понятия, наполнить выведенные примеры конкретным содержанием. Следовательно, наряду с восприятием, памятью и мышлением воображение является одним из важных познавательных процессов человека. Над его изучением работали такие известные исследователи, как Эрдман, Гензелинг, Сегал, Ю. Линдварський, Б. Зальцман, В. Романец, А. Петровский и др. [1; 111].

Этот процесс чрезвычайно сложный, и об этом свидетельствует тот факт, что до сих пор нет его единого определения.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [5; 260].


Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов, представлений, мнений на базе его предыдущего опыта [3; 290].

Представления - это образы предметов или процессов, которые реально существуют, но которые в данный момент не воспринимаются нами, а воспринимались ранее.

Воображение - это психический процесс, который чрезвычайно важен для развития творчества и творческого мышления [9; 17].

Воображение является образным психическим процессом, который предполагает уход от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, которые являются продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее [2; 147].

Проанализировав определения воображения, мы можем сделать вывод, что ученые несколько расходятся в своих взглядах на воображение, но все они едины во мнении, что воображение порождает что-то новое, изменяет то, что дано в восприятии, что оно присуще только человеку.

Термин «воображение» может быть применяемым в широком смысле (как образный по смыслу психический процесс, в котором происходит как воспроизведение готовых образов, так и строительство новых), или в узком смысле (как специфический процесс, который состоит именно в преобразовании данного).

Для воображения характерно иное отношение к прошлому опыту и всего непосредственно данного (через ощущения и восприятия): это восходящая свобода по отношению к ним, которая и дает возможность их преобразовывать. Эта свобода прежде выступает как независимость по отношению к прошлому. Функция памяти состоит в сохранении результатов прошлого опыта, функция воображения - в их преобразовании. Память объединяет ряд репродуктивных психических процессов, а воображение (вместе с мышлением и интуицией) принадлежит к продуктивным психическим процессам [9; 21].

Любое воображение порождает что-то новое, изменяет то, что дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек создает себе картину того, чего в действительности он никогда не видел, во-вторых, в создании картины того, чего вообще еще не было, не было осуществлено (проект на будущее), наконец, в построении фантастической картины, которая будто совсем несогласованна с действительностью. Но и в этом случае она учитывает его существенные стороны и наиболее значимые черты. То есть уход воображения от действительности не является бегством от нее, этот уход необходим, чтобы глубже проникнуть в действительность [4; 111].


Воображение возникло и развилось в процессе труда людей. В нем отчетливо проявляется специфически человеческий характер деятельности: не представив результата труда, нельзя начинать работу. Когда первобытный человек обрабатывал камень для наконечника стрелы, или выламывал палку для лука - у него был образ того, что необходимо получить в результате работы, что будет в недалеком будущем.

Итак, создавая психическую модель промежуточных и конечных результатов, воображение ориентирует человека в процессе деятельности.

Можно сделать вывод, что воображение вместе с ощущением, восприятием, памятью, интуицией и мышлением принадлежит к познавательным процессам человека.

Большинство исследований по развитию детского творчества, в какой бы отрасли они не проводились, направленные на установление связи между творческими процессами, развитием интеллектуальных способностей и речью.

Воображение - важнейший познавательный процесс, который входит в состав любого творческого акта. Вместе с творческим мышлением продуктивное воображение составляет единый контекст творческого развития человека на правах его самоценных образующих. Оно связывает интеллектуальную и эмоциональную жизни личности, пронизывает все виды деятельности, включается в систему существенных когнитивных образований субъекта.

По мнению ученых, именно развитием воображения можно объяснить появление творческой деятельности в младшем дошкольном возрасте, ведь своеобразие его проявляется в том, что возникает возможность его протекания от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Дети начинают все больше внимания уделять идее, т.е. замыслу своего произведения, которое отражает сюжет рисунка, игры или сказки. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы, но и сказочные образы.

Проблема развития воображения и творчества в отечественной науке исследовалась в связи с развитием творческих способностей в познавательной и эмоционально-волевой сфере (Венгер Л.А., Вовчик-Голубая М.В., Волощук С.И., Дьяченко А.Н. , Давыдов В.В., Запорожец А.В., Костюк Г.С., Кулачковская С.Е., Подъяков Н.Н.); в игровой деятельности (Артемова Л.В., Жуковская Р.Й., Эльконин Д. Б., Иванкова Р.А., Короткова Н.А., Леонтьев А.Н., Михайленко Н.Я., Проскура В.А.); формирования творчества в различных видах художественной деятельности (Акишев С.В. , Белкина Е.В., Ветлугина Н.А., Дронова А.А., Казакова Т.Г., Киященко Н.И., Кучерова В.М., Ласунова С.В., Мухина В.С., Постоян Т.Г., Рыбакова М.М., Ушакова О.С., Фесенко Л.И. и др.) [1; 10].


Среди существующих в зарубежной психологии подходов к развитию воображения можно выделить такую группу, в которой ведущее место занимает проблема детерминации воображения: в исследованиях М. Вульфа, Ж. Пиаже, З. Фрейда развитие воображения связывается с созреванием интеллектуальных и личностных структур. По мнению ученых (Бен А., Рибо Т., Сэлли Дж.), развитие воображения зависит от накопления собственного опыта [10; 45].

Многочисленные исследования посвящены изучению механизмов функционирования и развития воображения, среди которых ученые выделяют различные способы преобразования образов реальности, а именно: типизацию (создание целостного образа синтетического характера); комбинирования (осуществление анализа и синтеза элементов реальности); акцентирования (подчеркивание, обострение тех или иных черт, особенностей объектов); преувеличение или преуменьшение предметов и явлений; реконструкцию (создание целого по части); агглютинацию (сочетание разнородных свойств в реальности) и уподобление (использование аллегорий и символов). Некоторые из этих способов действия воображения дети используют в речеобразующей деятельности.

Специфические действия воображения ученые связывают с конкретными ее видами: познавательной, направленной на познание реальности или эмоциональной, направленной на выражение своего собственного отношения к действительности. Этот подход разработан согласно теории Л. С. Выготского о зависимости развития психических процессов человека от усвоения действующих в культуре средств познания. В русле этой концепции были выполнены многочисленные исследования (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Давыдов В.В., Дьяченко А.Н., Жукова О.С., Кудрявцев В.Т., Парамонова Л.А. , Подъяков Н.Н., Пороцькая О.Л., Холмовськая В.В. и др..), в которых выделены конкретные формы, где социальный опыт опосредует психические процессы (сенсорные эталоны, "теоретические понятия", "преобразовательные и воспроизводящие, классификационные "способы, предметные, пространственные модели, символы) и проанализированы результаты такого опосредования. Данные этих исследований дают основание считать, что процесс развития воображения зависит от овладения детьми-дошкольниками особых форм опосредования, существующие средства развития воображения, специфичные для каждого из его видов. В зависимости от способа отношения ребенка к действительности, он выбирает и способы построения образов воображения. Познавательное воображение характеризуется ориентацией на объективное выделение свойств предметов, явлений, осознание их связей и отношений и последующую их трансформацию в соответствии с законами реальности.