Файл: История развития менеджмента (Этапы развития менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4 Советская модель управления

Отечественные ученые внесли значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления в нашей стране. В первые годы советской власти получают большую известность труды таких ученых, как АА Богданов, А.К. Гастев, О.А Ерманский, П.М. Кер­женцев, Н.А Амосов. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалисти­ческим производством.

Из­вестный советский ученый А.К. Гастев (1882 – 1941) занимался вопросами совершенство­вания теории и практики организации труда. Им сформу­лирована и обоснована концепция, получившая название трудовые установки. Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), создан­ный осенью 1920 г. при ВЦСПС, в задачи которого входила науч­ная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу. 

Недостатком концепции трудовых установок Гастева являются слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слиш­ком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.Л. Ерманскому(1866 – 1941), который внес значительный вклад в создание теории социа­листической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на это, вклад Ерманского в развитие теории и прак­тики организации труда значителен. Им обобщен большой практи­ческий материал хозяйственного строительства в СССР.

Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева (1881 – 1940). Керженцев распространил понимание научной организации тру­да на все сферы человеческой деятельности. 

Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда (НОТ) и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ. За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна от группы «Семнадцати» во главе с Кер­женцевым, другая от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутиро­вавших платформ.


Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистиче­ской организации производственных процессов был внесен О. И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их соче­тания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла изготовления партии де­талей и эффективность производственного процесса.

В 1930-е гг. была проделана большая научная и практическая ра­бота по созданию науки об организации производства, труда и управ­ления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В это же время было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономиче­ским образованием для предприятий и органов управления.

В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Широко развернулось социалистическое соревнование, способствующее росту инициативы и энергии советских людей. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем следует отметить, что в послевоенный период времени имело место сокращение исследований в области управления производством по философским, социальным и психологическим проблемам, по изучению его экономических основ, разработке вопросов количественной оценки явлений и процессов. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу посредством Советов народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени начиная с 1965 г. по настоящее время характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством:


  • реформа системы управления экономикой 1965 г.;
  • реформа системы управления 1979 г.;
  • ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прежде чем стать самостоятельной отраслью знания, наукой, менеджмент развивался на протяжении многих веков. Огромное влияние на становление менеджмента оказали школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также знаменитые представители данных школ: Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

Стандартизация средств и процессов труда, введенная классическими школами менеджмента, дала возможность значительно увеличить производительность труда, выявить методы и приёмы ее механизации и автоматизации.

Школа человеческих отношений разработала методы, позволившие отойти от системы принуждения к труду, что также отразилось на повышении эффективности труда.

Математические школы позволили рассмотреть науку управления через призму современности, применить разнообразные факторы организации труда как единой системы.

На сегодняшний день, в условиях перехода к рыночным отношениям, ключевым обстоятельством успеха является непрерывное усовершенствование теории и практики менеджмента. Немалое значение имеет изучение ведущего и прогрессивного опыта управления иностранных государств и применение его при рассмотрении собственных управленческих проблем. В связи с этим изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента довольно актуально.

В работе были рассмотрены основные зарубежные модели менеджмента.

Так, в японской модели менеджмента значимое внимание уделяется человеческому фактору, ценится опыт работы, стаж. В американской модели менеджмента строгая система управления, четкая иерархия, каждый работник имеет своего начальника, должностные инструкции и продвижение по карьерной лестнице строго регламентированы. Западноевропейская модель менеджмента близка с американской, поскольку именно она оказала весомое влияние на формирование западноевропейской модели, а также они имеют довольно схожие культуры.

Таким образом, в нынешней экономике, основанной на рыночных отношениях одним из приоритетных направлений развития является разработка ключевых теоретиче­ских и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских компаний. Главной характерной чертой управленческой мысли является поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, разработка позиции по различным проблемам управления примени­тельно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2014. – 275 с.
  2. Ащеулова И. Е. Анализ основных проблем становления новой парадигмы менеджмента и управления на современном этапе развития экономики // Вестник Университета (Государственный университет управления). №3, 2014 г., С. 188-191.
  3. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 c.
  4.  Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. – 320 c.
  5. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2013. – 624 с.
  6. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
  7. Коргова М.А. Борисова А.М. История менеджмента. Учебное пособие Ростов н/Д СКАГС. 2014. – 160 с.
  8. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков,  И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К,  2013. – 272 c.
  9. Кравченко А. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов/А.И.Кравченко—М.: Академический Проект, 2012. – 352 с.
  10. Кротова Н.В., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента: Учебное пособие. М:МГУКИ, 2015. – 90 с.
  11. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы / А.И. Курицын. - М.: Наука, 2012. – 232 с.

Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.- М.:Инфйра-М, 2015. – 731с. 

  1. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 3-е изд. / Пер. с англ. – М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2012. – 672 с.
  2. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. – 240 c.
  3. Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И.И. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 199 с.
  4. Чудновский С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПБ:Питер, 2014. – 239с.


 

  1. Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/И.И. Семенова.-2-е изд., перераб. И доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 42.

  2. Кравченко А. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов/А.И.Кравченко—М.: Академический Проект, 2012. – С. 103.

  3. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 3-е изд. / Пер. с англ. – М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2012. – С. 94.

  4. Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И.И. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 24.

  5. Чудновский С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПБ:Питер, 2014. – С.81.

  6. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2013. – С. 55.

  7. Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/И.И. Семенова.-2-е изд., перераб. И доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 48.

  8. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2013. – С. 59.

  9. Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/И.И. Семенова.-2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.103-114.

  10. Коргова М.А. Борисова А.М. История менеджмента. Учебное пособие Ростов н/Д СКАГС. 2014. – С. 42-68.

  11. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 3-е изд. / Пер. с англ. – М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2012. – С. 195.

  12. Кротова Н.В., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента: Учебное пособие. М:МГУКИ, 2015. – С. 21.

  13. Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/И.И. Семенова.-2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.119.

  14. Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/И.И. Семенова.-2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.136 – 145.

  15. Чудновский С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПб:Питер, 2014. – С.162-170.