Файл: История развития менеджмента (Этапы развития менеджмента).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Этапы развития менеджмента
1.2 Эволюция менеджмента на основе выделения различных школ управления
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Американская модель менеджмента
2.2 Японская модель менеджмента
2.3 Западноевропейская модель менеджмента
2.4 Советская модель управления
Отечественные ученые внесли значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления в нашей стране. В первые годы советской власти получают большую известность труды таких ученых, как АА Богданов, А.К. Гастев, О.А Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А Амосов. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
Известный советский ученый А.К. Гастев (1882 – 1941) занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название трудовые установки. Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС, в задачи которого входила научная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.
Недостатком концепции трудовых установок Гастева являются слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.Л. Ерманскому(1866 – 1941), который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на это, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.
Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева (1881 – 1940). Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.
Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда (НОТ) и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ. За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.
Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О. И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла изготовления партии деталей и эффективность производственного процесса.
В 1930-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В это же время было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления.
В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Широко развернулось социалистическое соревнование, способствующее росту инициативы и энергии советских людей. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем следует отметить, что в послевоенный период времени имело место сокращение исследований в области управления производством по философским, социальным и психологическим проблемам, по изучению его экономических основ, разработке вопросов количественной оценки явлений и процессов. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.
Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу посредством Советов народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Период времени начиная с 1965 г. по настоящее время характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством:
- реформа системы управления экономикой 1965 г.;
- реформа системы управления 1979 г.;
- ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прежде чем стать самостоятельной отраслью знания, наукой, менеджмент развивался на протяжении многих веков. Огромное влияние на становление менеджмента оказали школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также знаменитые представители данных школ: Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
Стандартизация средств и процессов труда, введенная классическими школами менеджмента, дала возможность значительно увеличить производительность труда, выявить методы и приёмы ее механизации и автоматизации.
Школа человеческих отношений разработала методы, позволившие отойти от системы принуждения к труду, что также отразилось на повышении эффективности труда.
Математические школы позволили рассмотреть науку управления через призму современности, применить разнообразные факторы организации труда как единой системы.
На сегодняшний день, в условиях перехода к рыночным отношениям, ключевым обстоятельством успеха является непрерывное усовершенствование теории и практики менеджмента. Немалое значение имеет изучение ведущего и прогрессивного опыта управления иностранных государств и применение его при рассмотрении собственных управленческих проблем. В связи с этим изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента довольно актуально.
В работе были рассмотрены основные зарубежные модели менеджмента.
Так, в японской модели менеджмента значимое внимание уделяется человеческому фактору, ценится опыт работы, стаж. В американской модели менеджмента строгая система управления, четкая иерархия, каждый работник имеет своего начальника, должностные инструкции и продвижение по карьерной лестнице строго регламентированы. Западноевропейская модель менеджмента близка с американской, поскольку именно она оказала весомое влияние на формирование западноевропейской модели, а также они имеют довольно схожие культуры.
Таким образом, в нынешней экономике, основанной на рыночных отношениях одним из приоритетных направлений развития является разработка ключевых теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских компаний. Главной характерной чертой управленческой мысли является поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, разработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2014. – 275 с.
- Ащеулова И. Е. Анализ основных проблем становления новой парадигмы менеджмента и управления на современном этапе развития экономики // Вестник Университета (Государственный университет управления). №3, 2014 г., С. 188-191.
- Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 c.
- Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. – 320 c.
- Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2013. – 624 с.
- Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
- Коргова М.А. Борисова А.М. История менеджмента. Учебное пособие Ростов н/Д СКАГС. 2014. – 160 с.
- Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. – 272 c.
- Кравченко А. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов/А.И.Кравченко—М.: Академический Проект, 2012. – 352 с.
- Кротова Н.В., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента: Учебное пособие. М:МГУКИ, 2015. – 90 с.
- Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы / А.И. Курицын. - М.: Наука, 2012. – 232 с.
Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.- М.:Инфйра-М, 2015. – 731с.
- Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 3-е изд. / Пер. с англ. – М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2012. – 672 с.
- Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. – 240 c.
- Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И.И. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 199 с.
- Чудновский С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПБ:Питер, 2014. – 239с.
-
Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/И.И. Семенова.-2-е изд., перераб. И доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 42. ↑
-
Кравченко А. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов/А.И.Кравченко—М.: Академический Проект, 2012. – С. 103. ↑
-
Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 3-е изд. / Пер. с англ. – М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2012. – С. 94. ↑
-
Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И.И. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 24. ↑
-
Чудновский С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПБ:Питер, 2014. – С.81. ↑
-
Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2013. – С. 55. ↑
-
Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/И.И. Семенова.-2-е изд., перераб. И доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 48. ↑
-
Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2013. – С. 59. ↑
-
Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/И.И. Семенова.-2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.103-114. ↑
-
Коргова М.А. Борисова А.М. История менеджмента. Учебное пособие Ростов н/Д СКАГС. 2014. – С. 42-68. ↑
-
Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 3-е изд. / Пер. с англ. – М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2012. – С. 195. ↑
-
Кротова Н.В., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента: Учебное пособие. М:МГУКИ, 2015. – С. 21. ↑
-
Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/И.И. Семенова.-2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.119. ↑
-
Семенова И.И. История менеджмента: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/И.И. Семенова.-2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.136 – 145. ↑
-
Чудновский С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПб:Питер, 2014. – С.162-170. ↑