Файл: Демографическое прогнозирование (Сущность демографической политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несколько меньше беспокойства вызывают такие процессы, как отток на Запад высококвалифицированных кадров из России, «утечка мозгов» (14%), скученность населения в крупнейших городах (8%), незаселенность огромных просторов в Сибири и на Дальнем Востоке (3%). Преодоление демографической угрозы и обеспечение демографической безопасности России невозможно без правильного определения роли демографической составляющей в системе национальной безопасности. В России существует много различных институтов адаптации по линии Минздрава, по линии образования и социальной защиты.

Существует множество программ планирования семьи. Но крайне неоднозначное впечатление оставляет оценка деятельности многочисленных центров планирования семьи, фактически финансируемых иностранными организациями, в которых значительная часть занятий сводится к тому, чтобы обучить детей и молодежь защите от беременности и правильному использованию контрацептивной продукции. Никаких идеологических посылов в их программах нет. Существует много экспертиз изучения причин низкой рождаемости, но не все их выводы заслуживают внимания государственных органов и общества. Одно ясно: проблему демографического спада следует решать системно, но в этой системе не должно быть места ложным выводам. Отличить их от истинных нелегко, но в России есть профессионалы, которым можно доверять, и существует система открытого обмена научными и профессиональными знаниями.

Таким образом, для повышения эффективности современной государственной демографической политики необходимы: четкое определение органов, ответственных за реализацию демографической политики с выработкой критериев, позволяющих оценивать эффективность их работы; активизация усилий государства, в том числе в законодательной сфере по защите и пропаганде традиционных семейных ценностей; приведение целей и задач государственной миграционной политики в соответствие с целями и задачами государственной демографической политики в целом.

По прогнозам Росстата, численность населения России, в 2017 г. составляющая 146,9 млн. человек, к 2050 г. может сократиться до 132 млн. человек. Этот низкий вариант демографического прогноза допускает депопуляцию. Высокий вариант прогноза предполагает рост населения страны до 165,4 млн. че­ловек. Согласно среднему варианту прогноза население России также будет расти и к 2050 г. достигнет 149,1 млн. человек. 

Демографический оптимизм у нас преобладает. И на то имеются основания: благодаря ряду правительствен­ных мер в последние годы удалось переломить негативные демографические тенденции, добиться роста рождаемости и снижения смертности. Заметим только, что средства на корректировку негативных демографических тенденций тратятся здесь и сейчас, а экономическая отдача от них поступит не ранее чем через два десятилетия. 


По прогнозам Росстата, численность трудоспособного населения будет снижаться с 82,3 млн. человек в 2017 г. до 77,5; 79,2; 81,1 млн. человек согласно низкому, среднему и высокому вариантам прогноза на 2030 г. Снижение на первый взгляд небольшое — в пределах 2-6% за 13 лет. Но при этом предстоит обеспечить трудовыми ресурсами ежегодный прирост ВВП с темпами выше мировых. До 2050 г. ожидается дальнейшее сокращение численности трудовых ресурсов. Источником для дополнительного пополнения численности населения страны и его трудовых ресурсов может явиться международная миграция. Но при этом страна сталкивается с рядом серьезнейших трудностей.

Об этом свидетельствует опыт Германии и некоторых других стран Европы, создавших условия для преодоления депопуляции с помощью международной миграции. Однако самым значительным испытанием для Европы стал массовый плохо управляемый поток мигрантов последнего времени. По своим последствиям он сопоставим с революцией и кризисом. Миграционный кризис расколол Евро­союз, создал условия для распада ЕС, что раньше казалось немыслимым, а те­перь начинает казаться неизбежным . Земляне — дети одной семьи. Мы плывем в одной лодке, но если население в погоне за благами скучится на одном борту, возможно крушение.

Для России европейский миграционный кризис — это всего лишь урок для раздумий. Катастрофического наплыва мигрантов в нашу страну пока не предвидится. Тем не менее в Россию направлен достаточно интенсивный поток ми­грантов из ближнего зарубежья. Например, в 2015 г. в страну прибыло на чет­верть миллиона людей больше, чем ее покинуло. Показательны резкие изменения в структуре потока мигрантов в Россию. В 2016 г. по сравнению с 2000 г. примерно в 10 раз сократился выезд россиян в Германию и Израиль. Выезд в США уменьшился в 3,5 раза. При этом выезд на постоянное место жительства в Китай вырос с 0,6 до 8,8 тыс. человек. В по­следнее время в Китай выезжает больше жителей России, чем в Германию, Из­раиль и США вместе взятых. Но нужна ли стране международная миграция для пополнения трудовых ресурсов, если производительность труда в основных отраслях, как предполагается, будет ежегодно увеличиваться на 5%, а прирост ВВП вряд ли превысит 3-3,5%? Не пострадает ли от этого занятость коренного населения? Ведь при таком соотношении роста экономики и производительности труда образуется избыток рабочей силы. Разве что мигранты потребуются для выполнения самой низкоквалифицированной, непрестижной и плохо оплачиваемой работы…


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Указ Президента РФ от 21.05.2014 N 636 (ред. от 03.04.2017) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"//"Собрание законодательства РФ", 28.05.2014, N 22, ст. 2754.
  2. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2016) "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"//[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

Научная и учебная литература

  1. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Российская политическая элита в контексте современного политического развития / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // Теория и практика общественного развития. –2015. –№ 12. –С. 94 - 100.
  2. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. –2017. –№ 4-4 (48). –С. 100–108.
  3. Власов, А.В. Социально-демографическая ситуация в России: проблемы и перспективы / А.В. Власов/ Вестник международного института экономики и права, 2018. №2 (15). С. 81-89.
  4. Игебаева Ф.А. Демографическое воспроизводство населения: анализ и прогнозирование // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 2. Ч. 1. С. 87-89
  5. Игебаева Ф.А. О целевых программах развития населения и семьи // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР. Материалы второй всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Владивосток, 7-8 декабря 2018. – С. 142-145.
  6. Материалы Российской научно-практической конференции. Липецк, МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: 2017. – 84 с.
  7. Медков В. М. Введение в демографию; Академический Проект, Фонд "Мир" - Москва, 2017. - 432 c.
  8. Роик В. Феномен «седеющего населения» — глобальная демографическая проблема // Человек и труд. 2018 № 24. С. 12 - 15
  9. Сайфутдинова Г. Б. Анализ перспективы родительства в России (на материалах республики Татарстан / Г. Б. Сайфутдинова, Ю.Е. Железнякова, Г.А. Ляукина, Р.Р. Тактамышева // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (Ч.1). С. 199 – 200
  10. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. –2018. –№ 58. –С. 89–94.
  11. Якунин В. И., Сулакшин С. С. Факторный анализ в формировании государственных политик // Власть. 2018 № 9. С. 45 – 50

Электронные ресурсы

  1. Росстат: Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// www. statdata. ru /
  2. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/find/
  3. Общие итоги миграции населения Российской Федерации. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/