Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Элементы невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

На первый взгляд речь является самым важным способом общения. Это сложно отрицать, однако кроме речи в коммуникационном процессе также задействован обширный спектр невербальных средств передачи информации: взгляд, мимика, пластика тела (позы, жесты, движения), тактильный контакт, межличностная дистанция, одежда, макияж и украшения. Коммуникация между людьми благодаря данным средствам происходит непрерывно, даже если не произносятся слова. Как сознание, так и подсознательные компоненты психики человека наделяют его умением воспринимать и интерпретировать невербальную информацию. Поэтому можно утверждать, что по невербальным каналам в процессе общения передается большая часть информации.

Невербальные средства общения часто называют «языком тела». Данный «язык тела» показывает, в каком эмоциональном состоянии сейчас находится человек, его отношение к собеседнику, к тому или иному вопросу. Хорошее знание всех особенностей невербальной коммуникации позволяет правильно «считывать» и понимать мимику, позы, жесты, взгляд человека. Это делает межличностное взаимодействие эффективным и способствует решению вопросов и проблем. Невербальных знаков общения существует большое количество, одни совершаются умышленно, другие – бессознательно.

Научно доказано, что невербальные средства коммуникации возникли в результате эволюции и культуры. Человек сохранил в арсенале своего поведения многое из животного прошлого. В пользу эволюционного происхождения многих компонентов невербального общения говорит также то, что одни и те же состояния и эмоции в разных культурах выражаются одинаковыми средствами.

В то же время, значение некоторых жестов, поз, движений в разных культурах имеет разное значение. Это свидетельствует о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации.

Эффективность общения зависит не только от того, понимают ли собеседники слова друг друга, но и от их умения правильно оценить невербальные символы: мимику, жесты, позу, движения.

Ведь если речь человека противоречит «языку его тела», то в большинстве случаев доверять нужно именно невербальным средствам, поскольку свою речь человек может контролировать, а многие невербальные знаки он совершает неосознанно. Вряд ли кто-то из людей может каждую секунду своей жизни полностью контролировать свое тело и те невербальные сигналы, которые оно посылает. Например, невозможно контролировать величину зрачков, в то время как величина зрачков отображает эмоциональное состояние человека. Многие невербальные выражения длятся всего миг (например, взгляд или мимическая реакция), но могут многое рассказать об эмоциональном состоянии человека, его отношении к той или иной ситуации, показать его истинную реакцию на то или иное предложение или событие.


То, как выглядит человек, какого цвета и стиля выбирает одежду и аксессуары, носит ли украшения и какие, тоже очень ярко характеризуют его, даже если он не произнес ни слова. Также цвет одежды, который человек выбрал, наглядно характеризует то, в каком эмоциональном состоянии он находится.

В то же время, многие невербальные средства коммуникации, - жесты, взгляд, мимику (например, улыбку), позы и проч., мы можем контролировать и воспроизводить осознанно. В этом случае невербальные средства очень помогают нам и служат важным инструментом для налаживания отношений с людьми, - помогают создать и поддержать психологический контакт, регулировать течение процесса общения; придают словесному тексту новые смысловые оттенки, направляют истолкование слов в правильное русло; способствуют выражению эмоций.

Поэтому невербальные средства коммуникации и их воздействие очень важно изучать будущим психологам, менеджерам, руководителям и прочим специалистам, которые много работают с людьми. Также это полезно всем, поскольку все мы живем в социуме и от эффективности нашего взаимодействия с другими людьми, от умения понимать других людей, их эмоциональное состояние, во многом зависит и качество нашей жизни.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека. Практическое значение: результаты данной работы могут быть использованы для повышения эффективности межличностного взаимодействия.

Предмет исследования – эмоциональное состояние человека, которое проявляется в средствах невербальной коммуникации.

Структура работы:

Содержание;

Введение;

Глава 1. Невербальные средства коммуникации. В этой главе мы дадим подробную характеристику невербальных средств коммуникации и обозначим их роль в общении людей;

Глава 2. Элементы невербальной коммуникации. В данной главе опишем, из каких элементов состоит невербальное общение и как в каждом из этих элементов проявляется эмоциональное состояние человека:

2.2. Взгляд;

2.3. Мимика;

2.4. Пластика (позы и жесты);

2.5. Прикосновение (тактильный контакт);

2.6. Межличностная дистанция;

2.7. Одежда, раскраска и другие украшения;

Заключение;

Библиография;

Приложения.

Для написания курсовой работы были использованы научные труды и работы следующих ученых и авторов: Ч. Дарвина; К. Изарда; П. Экмана; И. И. Аминова; Г. В. Бороздиной; Н. В. Бордовской; Т. А. Григорьянц; Г. Р. Черновой; Л. В. Дубиной; Е. А. Замедлиной; Е. М. Мартыновой; А. А. Оксюты; Н. И. Семечкина; Е. В. Талыбиной; Г. Р. Черновой; Т. В. Слотиной;


Использовалась следующая литература:

Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007;

Григорьянц Т. А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2006. - №11;

Дубина Л. В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лабаратория книги, 2012;

Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005;

Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теория и мнения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. -№ 8;

Основы имиджиологии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: издательство Феникс, 2004;

Оксюта А. А. Роль невербальных средств в межличностном общении // Педагогика и психология образования. – 2012. - №2;

Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега-Л», 2009;

Психология делового общения : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской . – Москва : КНОРУС, 2017;

Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004;

Талыбина Е. В. Язык мимики как элемент знаковой системы невербальной коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2012. - № 2;

Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 240 с.

Данная литература была выбрана, поскольку информация, представленная в этих источниках является научной, достоверной и актуальной.

Глава 1 Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Общеизвестно, что общение не исчерпывается только речью или письменными сообщениями. Ведь в коммуникационном процессе также задействован очень широкий спектр невербальных средств передачи информации: взгляд, мимика (выражение лица), пластика (позы, жесты, телодвижения), прикосновения, межличностная дистанция, одежда, макияж, украшения. Именно благодаря этим средствам коммуникация между людьми происходит непрерывно, пока они находятся в пределах восприятия друг друга, даже если не произносится ни слова.[1] Люди обмениваются различной информацией на различных уровнях понимания. Огромное значение имеют манеры людей, их эмоции, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных[2]. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождает желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.


Невербальная коммуникация – это взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.[3]

Как правило, невербальному языку мы доверяем больше, чем вербальным средствам, поскольку мимика, взгляд, жесты часто бывают неосознанными, т.е. человек их специально не продумывает. Они ярко отображают эмоциональное состояние человека. Если речь контролировать достаточно легко, то, например, величину зрачков, - невозможно. А по величине зрачков можно очень многое определить: доволен человек, или нет, заинтересован ли он, его эмоциональное состояние.

Будет ли общение успешным, зависит, в первую очередь, от умения собеседников установить доверительный контакт друг с другом, создать доброжелательную обстановку. И невербальные средства часто играют здесь первую роль.

Среди основных особенностей невербальной коммуникации ученые называют непрерывность. Невербальный канал всегда «включен» в со- циальной обстановке. Вербальная коммуникация, напротив, является прерывистым процессом, поскольку даже в середине оживленного разговора вербальный канал иногда закрывается. Более того, в отличие от вербальной коммуникации, прием и передача невербальных сигналов происходит одновременно, автоматически и неосознанно, здесь и сейчас. [4]

Внимательно наблюдая за взглядом, мимикой, позой, жестами собеседника, за тем, как он себя держит, можно понять его отношение к тому или иному предложению, событию, определить его позицию. Чтение жестов помогает осуществлять обратную связь, которая дает возможность понять, интересно ли собеседнику, воспринимает он слова с одобрением или негативно, замкнут он или открыт. Это дает возможность предвидеть, какое впечатление произвела на него речь, какое будет его дальнейшее поведение.

Изучая поведение собеседника, помните, что он не может в равной степени все держать под контролем. Лучше всего удается контролировать речь, хуже – выражение лица, еще менее – движение головы (кивки, наклоны). Свои руки, которые человек видит, он еще может в какой-то мере держать под контролем, а все то, что ниже – корпус, ноги – для большинства людей могут вообще не существовать.[5]

Благодаря именно невербальному общению человек развивается психологически еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме этого, сами по себе невербальные средства способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных навыков человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.


Невербальные средства коммуникации как своеобразный язык чувств являются точно таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут различаться в разных национальных культурах[6]. Болгары, например, несогласие с собеседником выражают кивком головы, который у русских воспринимается как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у нас, болгары могут легко принять за знак согласия.

Поскольку человек ведет социальный образ жизни, представить его вне общества невозможно. Для каждого человека важным является умение наладить контакт с собеседником. Чтобы сообщить наши мысли, чувства, желания и стремления окружающим, мы активно используем не только речь, но и средства невербальной коммуникации. Если мы хотим быть уверенными, что правильно поняли собеседника, мы должны соединить в общую картину его слова и информацию, исходящую от его тела.

Понимание эмоционального состояния другого является очень важным навыком. Одним из факторов выстраивания эффективных межличностных отношений является умение поддерживать согласованность настроений или эмоциональная синхрония.[7]

Невербальное общение может как дополнять и усиливать речь человека, так и ей противоречить и ослаблять. Невербальная коммуникация обогащает выразительностью вербальное сообщение.[8] Несмотря на то, что невербальное общение является во многих случаях бессознательным процессом, на сегодняшний день оно хорошо изучено и для достижения необходимого эффекта может с успехом контролироваться. Это наиболее древняя форма коммуникации, которая является базисной. Наши предки общались друг с другом при помощи наклона тела, частоты дыхания, взгляда, мимики. Мы и сегодня часто понимаем друг друга без слов.

Невербальная коммуникация не настолько хорошо структурирована, как вербальная. Нет общепринятых словарей и правил компоновки жестов, мимики, движений глаз и т. п.

Иллюзия важности речи связана с тем, что слова гораздо проще проанализировать, а восприятие невербальной информации бывает субъективным. Нашему сознанию проще работать с точными категориями. Да и воспитание учит нас обращать внимание в большей степени на содержание.

Особенность невербального общения заключается в том, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и мы не имеем возможности эти импульсы подделать. Поэтому невербальным знакам мы чаще доверяем больше, чем вербальным[9].