Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования на примере Федерального государственного бюджетного учреждения по водному хозяйству «Новгородводхоз».pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Система организации управления на предприятии
1.2. Эффективность управления и методы ее оценки
1.3. Пути повышения эффективности управления на предприятии
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ФГУ «НОВГОРОДВОДХОЗ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ФГУ «Новгородводхоз»
2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия
2.3. Анализ системы управления предприятия и оценка ее эффективности
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ФГУ «НОВГОРОДВОДХОЗ»
3.1. Мероприятия по повышению эффективности системы управления в ФГУ «Новгородводхоз»
3.2. Оценка социально-экономической эффективности мероприятий
Из табл. 2 видно, самые высокие баллы потребности получили потребности такие аспекты как «Потребность власти» (20 б.), «Ощущение справедливого отношения к себе» (19 б.), «Ощущение того, что тебя знают и ценят (ощущение своей значимости)» (18 б.), «Возможность видеть результаты своего труда» (17 б.), «Возможность служебного роста» (16 б.), «Ощущение справедливого отношения к себе» (15 б.), «Возможность высокой оплаты» (12 б.).
Самые не востребованные потребности получили такие аспекты как «Возможность реализовать себя в своем деле» (1 б.), «Наличие социальной защиты (безопасность – пенсионная система, страхование от болезней; права, обеспечиваемые стажем работы» (3 б.), «Одобрение и стимулирование хорошей работы» (4 б.).
Проведенное исследование позволяет предложить рекомендации для роста эффективности управления персоналом ФГУ «Новгородводхоз».
Как выявило исследование, проведенное среди персонала ФГУ «Новгородводхоз» - оплата труда является одной из важных составляющих в системе мотивации персонала.
Таким образом, в государственном учреждении рекомендуется мотивировать сотрудников организации дополнительной заработной платой за исполнение дополнительных обязанностей в отсутствие руководителя. Это будет способствовать вырабатыванию ответственности, а также профессиональному развитию и росту служащих.
Учреждение планирует свою деятельность в пределах предполагаемых доходов таким образом, чтобы выполнить государственное задание при условии выполнения государственного стандарта обслуживания. Анализ выполнения государственного задания приведен в табл. 3. Доходы учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения цели, ради которой оно создано.
Таблица 3
Анализ выполнения государственного задания
Годы |
Утвержденный план |
Исполнение утвержденного плана |
% выполнения плана |
Темп роста в 2015, % |
2014 |
2190 |
2200 |
100,46 |
124,55 |
2015 |
2680 |
2740 |
102,24 |
141,39 |
2016 |
3280 |
3874 |
118,11 |
- |
В 2016 году показатель выполнения государственного задания составил 20336 услуг при государственном задании на год 3280. Выполнение планового задания в 2016 году составило 118,11% от планового показателя. Также наблюдается рост объема оказываемых услуг в 2016 году в сравнении с 2015 годом – на 41,39%, и в сравнении с 2014 годом – на 24,55, в связи с этим существенно возрос объем субсидий из областного бюджета для финансирования деятельности учреждения.
В организации помимо финансового планирования, осуществляется бюджетирование, составляется общий финансовый бюджет – финансовый план учреждения.
2.3. Анализ системы управления предприятия и оценка ее эффективности
Рассмотрим организацию планирования в ФГУ «Новгородводхоз».
В ФГУ «Новгородводхоз» основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию. Вопросы планирования на предприятии решаются коллегиально, на собрании всех структурных подразделений во главе с директором учреждения.
Решением основных стратегических задач на предприятии занимается директор, но как таковое стратегическое планирование в компании отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования услуг, их продвижения, а также планирования цен.[9]
Детальное составление государственного бюджета невозможно провести без составления маркетингового плана. При его создании, руководство компании, на основании фактического положения компании на рынке и целей компании на период, выбирает маркетинговую стратегию. Для реализации этой стратегии готовятся необходимые мероприятия, назначаются ответственные за их реализацию, ставятся жесткие сроки выполнения. Можно сказать, что на этом этапе решается вопрос выбора маркетинговой тактики, то есть инструментов достижения заявленных в стратегии целей. Уже под эти задачи уточняются статьи государственного бюджета и выводятся средства, необходимые для реализации этих планов. Устанавливаются такие планы на летний и зимний период, таким образом, учитывается специфика сезонной работы и делается попытка подобрать оптимальную стратегию на период. Об успешности реализации маркетинговых стратегий судят по прибыли ФГУ «Новгородводхоз» на конец периода.[10]
Важнейшим направлением планирования в учреждения является работа с персоналом. Так как основные кадровые мощности сконцентрированы в отделе менеджеров-экономистов, там же и ведется основная работа по планированию персонала. Стратегия работы с сотрудниками построена на максимально быстрой интеграции новых работников.
Финансовое планирование в ФГУ «Новгородводхоз» главным образом реализовано в бюджете учреждения. Финансовое обеспечение отдельных проектов закладывается в сметы. В учреждении используется статистический метод планирования, заключающийся в анализе расходов за предыдущие годы. При этом используются достаточно простые и удобные инструменты: расходы за прошедшие года складываются и делятся на количество лет, в результате в бюджет закладывается усредненное значение. Такие операции проводятся по всем статьям государственного бюджета. Исполнение плана приносящей доход деятельности за 2012-2014 гг., тыс. руб. вынесено в аналитическую табл. 4.
Таблица 4
Исполнение плана приносящей доход деятельности за 2014-2016 гг., тыс.руб.
Наименование показателей |
Утвержденный план на 2013 год |
Исполнение утвержденного плана за 2013 г.од |
Выполнение, % |
Утвержденный план на 2015 год |
Исполнение утвержденного плана за 2014 год |
Выполнение, % |
Утвержденный план на 2015 год |
Исполнение утвержденного плана за 2015 год |
Выполнение, % |
Доходы – всего: |
1 650,0 |
2 746,9 |
166 |
2590 |
2780 |
107,34 |
2590 |
2780 |
107,34 |
оказания платных услуг |
3 000 |
2 646,9 |
87,5 |
- |
- |
- |
4 000 |
2690 |
68.2 |
прочие доходы |
2 480 |
1000 |
24,6 |
- |
- |
- |
5 792 |
3 907 |
64,7 |
Расходы – всего: |
1664,1 |
2 761,0 |
166 |
1856,70 |
2649,47 |
142,70 |
1927,58 |
2291,80 |
118,90 |
Заработная плата |
240 |
239,8 |
100 |
246 |
246 |
100,00 |
270,6 |
273 |
100,89 |
Прочие выплаты |
15,4 |
15,4 |
100 |
12,3 |
12,3 |
100,00 |
16,8 |
16,8 |
100,00 |
Начисление на выплаты по оплате труда |
45,3 |
65,1 |
124 |
73,80 |
70,5 |
96,1 |
81,18 |
81,18 |
100.00 |
Услуги связи |
67 |
66,3 |
99 |
68 |
67 |
98,53 |
68 |
68 |
100,00 |
Транспортные услуги |
200 |
744,4 |
372 |
210 |
687 |
327,14 |
305 |
478 |
156,72 |
Услуги по содержанию имущества |
51 |
51 |
100 |
57 |
57 |
100,00 |
69 |
71 |
102,90 |
Прочие работы, услуги |
504,4 |
540,2 |
107 |
512,6 |
513,87 |
100,25 |
514 |
526 |
102,33 |
Прочие расходы |
161 |
150,5 |
93 |
187 |
179 |
95,72 |
169 |
183 |
108,28 |
Приобретение материальных запасов |
180 |
282,8 |
157 |
190 |
297,4 |
156,53 |
128 |
206 |
160,94 |
Приобретение материальных запасов |
200 |
670,6 |
335 |
300 |
589,9 |
196,63 |
306 |
470 |
153,59 |
В организации составляются финансовые планы, с помощью которых определяются финансовые затраты, которые требуются учреждению для достижения определенных целей.
Проанализируем сильные и слабые стороны ФГУ «Новгородводхоз» в направлении применения и предложения внедрения системы экологических мероприятий. Составим SWOT-анализ деятельности организации с табл. 5.
Таблица 5
SWOT-анализ ФГУ «Новгородводхоз»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Разработка и внедрение системы экономического мониторинга (СЭМ) происходит по инициативе самого предприятия; Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников ФГУ; Осуществляется контроль за соблюдением законодательства по Охране окружающей среды (ООС) в учреждении; Ведется статистическая отчетность по ООС; Составляется ежегодный план мероприятий по ООС; Оформляется ежеквартально план-график контроля за выбросами загрязненных веществ в атмосферу; Ведется ежегодная отчетность по выполнению природоохранных мероприятий; Производится производственный контроль в области ООС |
Не укомплектованность кадрами управления природопользованием и экологической безопасностью (УПиЭБ); Отсутствует регламент процесса "Разработка и внедрение СЭМ"; Отсутствие у персонала достаточных знаний, навыков в области экологии; Достаточно большой по продолжительности период, требуемый для разработки и внедрения СЭМ; Высокие финансовые затраты на реализацию процесса; Недостаточная координация деятельности персонала в процессе; Сопротивление изменениям со стороны сотрудников |
|
Возможности |
Угрозы |
|
Сбережению водных ресурсов; систематическое снижение отрицательного воздействия на окружающую среду; Систематическое сокращение производственных и эксплуатационных затрат; Снижение природоохранных платежей и более результативное выполнение требований водоохранного законодательства; Снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновения; Получение благоприятного имиджа и улучшение отношений партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью; Увеличение инвестиционной привлекательности |
Нестабильность российского законодательства в водоохраной среде; Усиление государственного вмешательства и контроля за соблюдением экологического законодательства; Необходимость дополнительных инвестиций вследствие ужесточения экологических стандартов; Отток высококвалифицированных кадров и научных специалистов вследствие несостоятельности предприятия и низкой мотивации персонала |
Также одна из актуальных проблем в деятельности ФГУ «Новгородводхоз» заключается в том, что возникает необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем в водоохранном предприятии. Основным из таких путей является разработка и внедрение СЭМ в ФГУ «Новгородводхоз», так как предупреждение негативных экологических последствий является экономически более выгодным для данного учреждения, чем их ликвидация, влекущая за собой штрафные санкции и административную ответственность.
В настоящее время ФГУ «Новгородводхоз» занимает крепкие позиции на рынке инвестиционных строительных услуг в направлении индивидуального проектирования объектов культурного и коммерческого значения. Как сказано выше, цель предприятия ФГУ «Новгородводхоз» – приносить прибыль, поэтому деятельность компании должна быть эффективной.
Изучим инновации в управлении ФГУ «Новгородводхоз». Инновация — это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, обеспечивающее повышение эффективности. Инновация может быть основана на изобретении или использовать что-то уже существующее новым образом или применительно к новому объекту. Инновациями являются не только материально-вещественные нововведения в технике и технологии, но и нововведения в управлении, в методах организации.[11]
В ФГУ «Новгородводхоз» сформирована система инновационного менеджмента, обеспечивающая полный цикл внедрения инновационных проектов – от определения стратегических направлений и целевых параметров развития до оценки их результативности.
Для инновационного прорыва необходимо обеспечить комплексный подход к широкомасштабному освоению нанотехнологий. Конкретные результаты в этом направлении уже есть.
Важнейшим инновационным ресурсом в ФГУ «Новгородводхоз» считают не только современную технику, но и талантливых, творческих и энергичных людей. Особая роль в разработке и внедрении инноваций отводится молодым специалистам. В ФГУ «Новгородводхоз» действует отлаженный механизм управления и стимулирования научно-технического творчества молодежи. Организация рассматривает это направление как одно из важнейших, как долгосрочные «инвестиции» в человеческий капитал.
Проанализируем организацию и методы принятия управленческих решений в ФГУ «Новгородводхоз».
Субъектом принятия управленческих решений является директор учреждения, а также начальники подразделений.