Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количество предоставляемых Услуг, в современном обществе, разнообразны и практически не ограничены в связи с постоянно изменяющимся обществом. Начнем с того, что Услуги предоставляются как физическим, так и юридическим лицам. Что означает слово «Услуга»? Если обратиться к словарям, то «Услуга» это:

— действие, приносящее пользу, помощь другому;

— бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь.

В словаре цивильного права понятие «Услуга» определяется как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Интересно будет познакомиться с высказываниями и определениями понятия «Услуга» некоторых экономистов, каждый своего времени и эпохи. Таким образом сравнить отношение к этому понятию в связи с изменением самого общества и самих общественных отношений. Итак, читаем, сравниваем, анализируем, делаем собственные оценки… Сугубо личные.

— К. Маркс: «Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости — товара ли, труда ли»;

— М.Б. Россинский: «…Услуга — специфическая потребительная стоимость в форме конкретной трудовой деятельности и специфическая форма экономических отношений, предполагающих наличие производителя и потребителя услуг;

— Н.А. Баринов: «Услуга — это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека»;

— Е.П. Грушевая: «Услуга — это экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности»;

— В.С. Коляго: «…связывать услуги с самим процессом труда как таковым — это коренная методологическая ошибка… услуга — экономическая категория, поэтому ее критериальная характеристика находится в сфере экономических отношений по поводу деятельности, а не в самом процессе труда как таковом»;

— М.Н. Малеина: Услуга — это «… определенное действие, результат которого не имеет вещественного воплощения и неотделим от личности исполнителя. Вместе с тем услуга имеет результат — удовлетворение имущественных, культурных, эстетических, информационных потребностей, обеспечение состояния здоровья, безопасности, приобретение навыков, опыта, образцов поведения»;

— Л.В. Санникова: понимает под «услугами» действия «Услугодателя» по сохранению или изменению состояния невещественных благ (неимущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемых в пользу «Услугополучателя»;


— Ю.Х. Калмыков: Услуга это — «предоставление каких-нибудь льгот или создание определенных удобств»;

— Д.И. Степанов: Услуга – «разновидность объектов гражданских правоотношений, выраженную «в виде определенной правомерной операции, т.е. в виде ряда целесообразных действий исполнителя либо в деятельности, являющейся объектом обязательства, имеющей нематериальный эффект, неустойчивый вещественный результат, либо овеществленный результат, связанный с другими договорными отношениями, и характеризующейся свойствами осуществимости, неотделимости от источника, моментальной потребляемости, неформализованности качества»;

— А.В. Барков: «достоинством этой дефиниции является то, что она позволяет выявить характерные признаки услуги как объекта гражданских прав: неовеществленный результат, т.е. неосязаемость, неотделимость от источника; тесная связь с личностью исполнителя; синхронность оказания и получения Услуги; моментальность потребления; несохраняемость, невозможность хранения и накапливания Услуг; невозможность исполнителям гарантировать результат Услуги; эксклюзивность Услуг, которая выражается в их неоднородности и изменчивости»;

— Е.Г. Шаблова: «Услуга — способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате деятельности, допускаемой действующим правопорядком на возмездных началах».

Таким образом, первые научные поиски понятия «Услуга» были начаты еще в исследованиях экономистов прошлых веков. Если обратиться к истории, то следует сказать, что понятие «Услуга» входило в качестве неотъемлемой части в состав древнеримского частного права и называлось договором найма. Это был особый договорной тип, включавший в себя три разновидности договоров, в котором основным критерием выступало наличие или отсутствие овеществленного результата.

Из вышеприведенного обзора следует, что в настоящее время не сложилось единого мнения между учеными по определению понятия «Услуга».

Тем не менее, не смотря на разнообразие мнений, законодатель закрепил понятие «Услуга» в «Основах гражданского законодательства СССР» в 1991 году. Недостаток в данном правовом Акте заключался в том, что понятие «Услуга» было применено только к:

— транспортной экспедиции;

— праву на товарный знак и знак обслуживания.

На современном языке законодателя определение «Услуга» содержится в п.5 ст.38 Налогового кодекса РФ (ч.1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: «Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности».


Если обратиться к определению понятия «Услуги» Налогового кодекса Российской Федерации, можно отметить четыре основных признака Услуги:

— услуга является деятельностью, т.е. совокупностью целенаправленных действий, направленных на достижение определенной цели;

— услуга всегда имеет определенный результат (полезный эффект), составляющий основную имущественную (потребительскую) ценность в услуге;

— результат (полезный эффект) услуги не имеет материального выражения;

— результат услуги потребляется в процессе оказания услуги и тем самым сразу же теряет свою ценность, именно поэтому он не может обращаться на рынке и выступать самостоятельным объектом гражданско-правовых сделок, а реализуется в процессе оказания услуги.

Если проанализировать юридические определения в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, то понятие «Услуга» упоминается в ст.128, в которой говорится об объектах гражданских прав: «это означает, что Услуги по своей природе имеют имущественную ценность, которая позволяет им находиться в гражданском обороте». В п.1 ст.779 ГК РФ (ч. 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ содержится: «по договору возмездного оказания Услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать Услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти Услуги».

В законодательстве о культуре понятие «Услуга» означает «… отношения, возникающие между организациями культуры, с одной стороны, и иными организациями (юридическими лицами), а также гражданами (физическими лицами), с другой, при удовлетворении последними культурных потребностей. При этом данные Услуги носят гражданско-правовой характер, в то время как институт публичных Услуг связан с реализацией компетенции органов государственной и муниципальной власти».

Что мы видим из анализа нормативно-правовых актов? А то, что понятие «Услуга» трактуется законодателями по-разному. Так ГК РФ не вносит ясности в определение дефиниции «Услуги». В рамках настоящего исследования основных подходов к дефиниции Услуги можно сделать такие выводы, что понятие «Услуга» содержит некоторые признаки:

— услуга это специфическая форма экономических отношений;

— услуга является деятельностью, т.е. совокупностью целенаправленных действий, направленных на достижение определенной цели;

— услуга удовлетворяет потребности человека;

— услуга является полезным действием;


— услуга может иметь творческую, эксклюзивную направленность;

— услуга не имеет вещественного воплощения и неотделима от личности исполнителя;

— услуга имеет моментальную потребляемость, неформализованность качества;

Если проанализировать соотношения понятий «Услуга» и «Работа», то приходим к выводам:

— отличие между работой и услугой обнаруживается через направленность деятельности: цель работы состоит в создании новой или обновленной (переработанной) вещи и ее последующей передаче, а в услугах деятельность не является предпосылкой к оказанию услуг, она неотделима от положительного эффекта;

— вещь может существовать и отдельно от своего источника, т.е. производителя, услуга же проявляется только в эффекте, который воспринимается на уровне чувств;

— толкование терминов «услуга» и «работа» приводит к тому, что они соотносятся между собой как род и вид (услуга — это род, работа — вид);

— услуги и работы являются действиями, составляющими самостоятельный предмет обязательства, имеющий собственную имущественную ценность.

Итак, подводя итоги всему вышеизложенному, необходимо сделать окончательный вывод – что же такое «Услуга». А была, не была! Итак, собственное определение (а почему бы и нет?): Услуга — это целесообразное действие одного лица, «Услугодателя» (юридического или физического лица), направленное на удовлетворение нематериальных потребностей, благ другого лица, «Услугополучателя», и реализующееся в процессе оказания Услуги, результат которого имеет определенную ценность.

4.2 Правовое регулирование возмездного оказания услуг

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса).

Наиболее близок к этому виду договора договор подряда. Однако если в договоре подряда предметом договора является овеществленный результат работ, то в договоре возмездного оказания услуг предметом являются сами услуги.

Характеристика договора: консенсуальный, двусторонне-обязывающий, возмездный.

Виды обязательств по оказанию услуг дифференцируются по характеру деятельности услугодателя:

· медицинские;


· ветеринарные;

· консультационные;

· аудиторские;

· информационные;

· по обучению и иные.

Перечень этих услуг не закрыт, однако к ним не относятся услуги, оказываемые по договорам, специально предусмотренным остальными главами Гражданского кодекса РФ.

Особенности правового регулирования возмездного оказания услуг:

· положения гл. 39 Гражданского кодекса, посвященные регулированиювозмездного оказания услуг, не распространяются на те услуги, которые самостоятельно урегулированы Гражданским кодексом РФ, в частности надоговоры комиссии, поручения, банковского вклада, банковского счета, наобязательства по расчетам;

· допускается применение к регулированию возмездного оказания услуг общих положений о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит ст. 779–782 Гражданского кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Кроме Гражданского кодекса РФ, рассматриваемые нами договоры регулируются следующими правовыми актами:

законы «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О приватизации государственного имущества», «Об основах приватизации муниципального имущества в РФ» и др.;

указы Президента РФ «Об организации оперативного статистического и информационно-аналитического наблюдения за состоянием торговли, рынков товаров и услуг», «О едином экономическом пространстве РСФСР»;

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г.;

Правила предоставления услуг местными телефонными сетями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 мая 1994 г.;

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г.;

Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г.

Элементы и содержание договора возмездного оказания услуг

Сторонами договора возмездного оказания услуг являются: услугодатель (исполнитель) и услуго получатель (заказчик).

Особенности правового положения услугодателя :

он должен иметь лицензию на свою деятельность для оказания услуг связи, аудиторских, правовых и некоторых других;

для получения лицензии, в свою очередь, требуется наличие высшего образования в соответствующей области его деятельности и определенного стажа работы по специальности;