Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Понятие, сущность, виды мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Тема курсовой работы «Особенности политики мотивации персонала малых предприятий» в период экономической нестабильности особенно актуальна.

В организациях существует следующая проблема: каким образом заинтересовать сотрудников эффективно работать, экономить ресурсы, как материальные, так и трудовые и вовремя решать возникающие задачи [2].

Роль личности работника с каждым годом возрастает. Это становится важной составляющей в процессе управления персоналом, подчеркивая факт того, что люди являются такими же важными ресурсами как финансовые или материальные, и им следует уделять внимание, заботу [5].

Ситуация, сложившаяся в мире и в России в частности, таит в себе не только угрозы, но и возможности для каждого человека. Присутствует большая степень неопределенности в жизнях людей.

Следует отметить, что серьезным инструментом в плане повышения эффективности, качественной и результативной деятельности предприятия является механизм мотивации [1].

Мотивация – создание в фирме таких факторов, которые будут подталкивать к выполнению работы качественно и эффективно. При помощи некоторых приемов стимулирования можно производить управление мотивацией.

Если персонал мотивирован и обладает необходимой квалификацией, он способствует развитию организации и делает организацию более конкурентной на рынке. Поэтому, необходимы различного рода стимулы [6].

Цель курсовой работы: исследование особенностей политики мотивации персонала малых предприятий, проведение анализа системы мотивации и разработка рекомендаций.

Объект курсовой работы: ООО «1С-Консоль».

Предмет курсовой работы: разработка и реализация мотивации и стимулирования сотрудников на предприятии.

Основные задачи:

- рассмотрение теоретических основ политики мотивации персонала на малом предприятии;

- проведение анализа действующей системы мотивации;

- разработка рекомендаций по улучшению действующей системы мотивации, имеющейся в организации.

В процессе написания данной курсовой работы применялись учебные пособия, научные стати и прочие материалы, способствующие усвоению темы.


1 Теоретические основы политики мотивации персонала малых предприятий

1.1 Понятие, сущность, виды мотивации

Мотивация – процесс, который управляет поведением человека, а также формирует внутренние побуждающие факторы, действующие через самосознание.

Исходное звено в механизме мотивации – потребность. Следует отметить, что у сотрудников она не одна и та же. Потребностей существует большое количество, они приводят к разному поведению в процессе достижения целей [1].

Структура потребностей определяется местом человека в социальной структуре или когда-то приобретенным опытом. Это означает, что между людьми прослеживаются различия в отношении тех потребностей, которые для них важны. К слову, та или иная потребность может проявляться на некоторое время под воздействием каких-либо факторов и отличаться от доминирующей.

Как только структура мотивации отдельных сотрудников и коллектива в общем и целом определена, следует использовать систему рычагов, которая будет активировать определенные мотивы, подходящие под конкретную ситуацию [4].

Существуют различные факторы мотивации, их делят на:

- внешние (карьера, деньги, признание и т.п.);

- внутренние (самоутверждение, самореализация, творчество, любопытство, убежденность, потребность в общении и др.) [10].

Понятия «мотивация» и «стимулирование» близки по смыслу, однако, если первое охватывает все аспекты поведения работника, то второе используется в большей степени для обозначения материального и морального поощрения.

Мотивы по своему характеру могут позитивными и негативными, внешними и внутренними. Например, позитивный внешний мотив поведения это поощрение за выполненную работу, а негативный – наказание; позитивный внешний мотив – интересная работа; негативный – рутинный характер работы [6].

Имеются три уровня мотивации. Они взаимосвязаны и имеют свои особенности.

1. Личностный. На нем осуществляется долгосрочная и краткосрочная мотивация сотрудника.

2. Групповой. Осуществляется мотивация результативной и эффективной групповой работы.

3. Организационный. Трудовая мотивация осуществляется с помощью политических и экономических методов стимулирования. Они поддерживаются подсистемой управления.

Все это говорит о том, что системный подход к мотивации персонала основывается на учете психологических принципов всесторонне [3].


Система мотивации, в общем и целом, должна строиться на следующих базовых принципах:

- постепенность;

- ощутимость;

- доступность;

- комплексность;

- своевременность [11].

Считаю важным в нескольких словах описать каждый из принципов.

Постепенность – ни в коем случае нельзя сразу же вознаграждать сотрудников премиями больших размеров, так как это нецелесообразно. Если это сделать, сформируется определенный порог ожиданий, а это в свою очередь приведет к тому, что в следующий раз придется повышать еще премию, что отразится на финансах компании.

Ощутимость – вознаграждение необходимо такое, чтобы оно было значимым и зависеть от должности и достижений. Следует найти и придерживаться золотой середины, чтобы повышение денежного вознаграждения было постепенным, но ощутимым.

Доступность – способы мотивации и стимулирования должны быть прозрачны и понятны.

Комплексность – подход следует выбрать такой, чтобы он чередовал или же объединял некоторое количество как материальных, так и нематериальных вознаграждений. Очень важно понимать, какая форма поощрения важнее и дороже конкретному работнику предприятия. Не стоит недооценивать словесные формы поощрений [11].

К слову, вместе с положительными методами мотивации в российской корпоративной культуре временами проскальзывает такой метод мотивации персонала, который основан на негативном воздействии. Сие означает, что за малейший проступок следует действие в виде назначения штрафных санкций. К счастью, подобный метод сдает позиции. Вперед выходят способы, ориентированные на позитивные методы мотивации (поощрения) [7].

Виды мотивации:

- материальная;

- нематериальная.

Грамотная система мотивации персонала в организации способствует устойчивому развитию. Следует отметить, что хорошо решать задачи, помогают не только материальные методы мотивации, но и нематериальные. Это особенно важно на начальных этапах развития организации или во время кризисных ситуаций [9].

1.2 Мотивация как процесс

Ведущим активом предприятия, как известно, является персонал. Процесс мотивации может, как сохранять и увеличивать сей актив, так и наоборот. Следует отметить тот факт, что руководители имеют индивидуальное понимание того, что такое «мотивы и стимулы», а что такое «мотивация и стимулирование» [5].

Существует несколько групп стимулов, которые в основном признают руководители, а именно:


- методы материального стимулирования;

- социальный пакет;

- методы морального стимулирования [12].

Методы материального стимулирования – доплаты, надбавки, премии, компенсации и т.д.

Социальный пакет – взятие предприятием на себя расходов в том или ином соотношении от пользования различными услугами или выполнение каких-либо заранее обговоренных социальных обязательств перед сотрудниками [12].

Работники же организации видят процесс мотивации в более широком формате. Например, для них становятся важными еще и такие моменты как:

- методы организационного стимулирования;

- условия труда;

- качества руководства.

Методы организационного регулирования включают в себя: гибкий график работы, частичное или полное выполнение работы дома (удаленная работа), участие в совещаниях «не отрываясь от производства» и тому подобное.

Условия труда – санитарно-гигиенические, материально-технические, информационные, социально-бытовые и прочие условия.

Качества руководства – индивидуальные особенности [4].

Мотивация является существенным процессом, протекающим внутри организации. Его особенность заключается в том, что он ориентирован на достижение целей предприятия. В случае, если система мотивации разработана не верно, произойдет снижение конкурентоспособности фирмы, что в свою очередь отрицательно скажется на условиях труда. В современных реалиях важно уделять особое внимание нематериальному стимулированию, тем самым, создавая гибкую систему льгот. Весь потенциал сотрудников должен быть использован, чтобы предприятие успешно функционировало [15].

Как элемент согласования руководителя и подчиненных, мотивация предполагает под собой создание некоторых условий, регулирующие трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность трудиться с большей отдачей.

Работа позволяет человеку реализовывать свои цели, удовлетворять потребности. Начальник, являющийся субъектом управления, должен обеспечивать согласование целей, как сотрудника, так и организации, не забывая при этом и о повышении эффективности труда [1].

Таким образом, мотивация труда – сложный процесс, он развивает экономическое отношение, которое в свою очередь влияет на уровень мотивации труда персона и его заинтересованность в труде.

Процесс мотивации труда протекает циклическим образом, что и отображено на рисунке 1. Каждый из циклов способен либо усилить, либо ослабить мотивы труда. При растущем вознаграждении, оценка труда может считаться справедливой, и сотрудник морально поощряется, следовательно, усиливается и мотивация. Возможен и обратный результат [18].


Рисунок 1.1 – Модель мотивации персонала в организации

В управленческой сфере мотивация рассматривается как процесс побуждения человека к какой-либо деятельности с помощью определенных факторов для достижения поставленных целей [13].

Исходя из этого, речь идет об управлении мотивацией. Следовательно, целью мотивации является создание комплекса условий, подталкивающих к действиям, направленным на эффективное достижение цели.

Реализовывается подобный механизм через использование некоторых методов. Например, экономических, административных, организационно-производственных, социальных и др. [13].

Экономические методы делятся на:

- прямые;

- непрямые.

К прямым методам относятся: заработная плата, премии, доплаты. Непрямыми же методами являются: льготное питание, награждение ценными подарками и т.д. [15].

Административные методы – это гибкие графики рабочего дня, содействие командировкам, которые способствуют развитию сотрудника, и отпускам.

Организационно-производственные методы – охрана труда, повышение условий труда.

Социальные методы – повышение в должности, участие в принятии важных управленческих решений и пр.

В основе такого процесса, как мотивация, находятся ожидания, ценности, интересы, мотивы и вознаграждения, потому что это способ удовлетворения потребностей.

Разработка иерархии мотивов коллектива или отдельных сотрудников это один из путей создания и улучшения системы мотивации труда [8].

2 Оценка мотивации персонала в организации

2.1 Краткая характеристика ООО «1С-Консоль»

Общество с ограниченной ответственностью «1С-Консоль», сокращенное название – ООО «1С-Консоль». Юридический адрес: 350051, Краснодарский край, город Краснодар, улица Им.Дзержинского, 38/1.

Основной Государственный Регистрационный Номер (ОГРН) 1042303649926   присвоен: 31.05.2004. Идентификационный налоговый номер (ИНН) 2308099236. Общероссийский Классификатор Предприятий и Организаций (ОКПО) 73187851.

Компания ООО «Консоль-сопровождение» официальный партнер фирмы "1С" основана в 2007 году. За это время компания автоматизировала учет более чем в 1600 организациях Краснодарского края и Республики Адыгея: от Индивидуальных предпринимателей и до многофилиальных компаний со сложной структурой.