Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятия «эмоции» и «эмоциональное состояние»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В теории Джемса—Ланга Таким образом, периферические органические изменения, которые ранее рассматривались лишь как следы эмоций, теперь рассматриваются, как первопричина. Появление данной теории, это стремление к упрощению, примитивное понимание механизмов произвольной регуляции. В рамках данной теории нежелательные эмоции, такие как страх, гнев или горе, могут быть подавлены преднамеренными действиями, которые обычно приводят к положительным эмоциям. [32] [27]

Закономерно, что эта теория вызывает целый ряд нареканий, и подвергалась критике специалистами - экспериментаторами из физиологических и психологических лабораторий.

У. Кеннон был одним из первых, кто обратил внимание на то, что телесные изменения, которые наблюдаются при появлении различных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и по своему разнообразию явно недостаточны, что бы объяснить те значительные качественные различия в сфере высших эмоциональных проявлениях человека. Внутренние органы, которые Джемс - Ланге связывали с изменениями состояний эмоциональных состояний, также являются довольно инертными структурами, они достаточно медленно приходят в состояние возбуждения, в то время как эмоции возникают и развиваются очень быстро [40][42].

Неоспоримым аргументом Кеннона по отношению к теории Джемса-Ланга было следующее: искусственно вызванное прекращение органических сигналов в мозге не препятствует возникновению эмоций.

Теория Джеймса-Ланге

Восприятие эмоциональных стимулов

Нервно-мышечная реакция организма

Переработка в ЦНС импульсов поступающих от органов

Возникновение субъективного переживания в виде эмоции

Теория

Кеннона-Барда

Восприятие эмоциональных стимулов

Переработка нервных импульсов, поступающих от рецепторов в ЦНС, с одновременной передачей возбуждения в кору головного мозга, и к другим органам тела

Появление нервно-мышечной реакции организма на соответствующие стимулы

Возникновение субъективного переживания эмоционального состояния

Рис. 1. Основные положения в теориях

Джемса—Ланге и Кэннона—Барда

Кэннон полагал, что процессы происходящие в физическом теле во время эмоций биологически обоснованы, так как предназначаются для предварительной подстройки всего организма к ситуации, когда ему потребуется повышенная затрата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, происходят в одном и том же мозговом центре — таламусе[27].


П. Бард, который развивал эту же теорию, представил, что телесные изменения, и связанные с ними переживания эмоции происходят практически одновременно.

Позднее, когда исследователи обнаружили, что из всех структурных мозговых образований наиболее функционально связан с эмоциями не сам таламус, а гипоталамус и центральные отделы лимбической системы. Так Х. Дельгадо в проведенных на животных экспериментах, засвидетельствовал, что электрическое воздействие на эти структуры может контролировать эмоциональные состояния, например: гнев, страх [36][42].

Так психоорганическая теория эмоций, такое название получили концепции: Джемса—Ланге, и Кэннона—Барда, - приобрела своё развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга[27].

По результатам экспериментов и исследований, в дальнейшем, возникла теория Линдсея-Хебба: активационная теория.

Согласно активационной теории: эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, так как именно эта структура отвечает за уровень активности организма. Тем временем, как показали электрофизиологические исследования мозга, эмоциональные проявления являются изменением уровня активности нервной системы в ответ на раздражитель. Именно ретикулярная формация является определяющей динамические параметры эмоциональных состояний, таких как: длительность, силу, изменчивость и ряд других. Эмоции возникают в результате восстановления или нарушения равновесия в надлежащих структурах центральной нервной системы в результате действия некоего раздражителя.[39][42]

У человека когнитивно-психологические факторы (когнитивные это средства, связанные со знанием) играют не меньшую роль в динамике эмоциональных процессов и состояний, чем органические и физические воздействия. [44]

За теориями, объясняющими взаимосвязь между эмоциональными и органическими процессами, последовали теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции,- регулируют деятельность человека, оказывая на нее вполне определенное влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. О. Хеббу удалось получить экспериментальную кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. В ходе его исследований было обнаружено, что связь между эмоциональным возбуждением и производительностью человека графически выражается в виде кривой нормального распределения. Итак, для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательно как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность со средним эмоциональным возбуждением. В то же время было установлено, что каждый индивид характеризуется определенным оптимальным диапазоном эмоциональной возбудимости, обеспечивающим максимальную эффективность в работе[48]. Оптимальный же уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов, таких как особенности выполняемой деятельности и условия, в которых она происходит, индивидуальные особенности человека, который ее выполняет, и многих других.


В результате этого возникли новые концепции, объясняющие человеческие эмоции динамическими особенностями когнитивных процессов [38][30].

Отдельную группу теорий составляют взгляды, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, то есть мышление и сознание [40][48].

Прежде всего, следует упомянуть теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Сообразно его теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания находят подтверждение, а когнитивные суждения реализуются, то есть когда фактические результаты деятельности соответствуют запланированным, сообразуются с ними (консонанс). Негативные эмоции возникают и усиливаются, когда возникает несоответствие, несоответствие или диссонанс между ожидаемыми и фактическими результатами деятельности [41][30]. Диссонанс-это негативное эмоциональное состояние, возникающее при наличии у субъекта психологически разноречивой информации об объекте.

Субъективно, состояние когнитивного диссонанса, ощущается человеком как дискомфорт, и он стремится избавиться от него как можно скорее.

Есть два пути, избавления от диссонанса:

во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали действительности;

во-вторых, попробовать получить новую информацию, которая соответствовала бы предыдущим ожиданиям.

Таким образом, с позиций теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, возникающие эмоциональные состояния анализируются как основная причина соответственных действий и поступков.

Теория когнитивного диссонанса, в современной психологии, чаще всего используется для объяснения действий и поступков человека, в различных жизненных ситуациях. Более того, в определении поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам выделяется гораздо большее место, нежели органическим реакциям.

Многие представители этой области считают, что когнитивные оценки ситуации непосредственно влияют на характер эмоционального переживания [43][48].

С. Шехтер и другие, выдвинули предположение о том, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, вызвавшей это возбуждение. Какое-то событие или ситуация вызывает физиологическое возбуждение, и индивид должен оценить содержание возбуждения, то есть ситуацию, которая его вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, вызванного физиологическим возбуждением, а от индивидуальной оценки ситуации. Оценка ситуации позволяет человеку определить возбуждение как радость или гнев, страх или отвращение или любую другую эмоцию, соответствующую данной ситуации. [17] [25]


Согласно Шехтеру, одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться либо как радость, либо как гнев, в зависимости от интерпретации ситуации. Шехтер обнаружил, что память и мотивация вносят значительный вклад в эмоциональные процессы. Эта концепция эмоций, введенная в обиход Шехтером, была названа когнитивно-физиологической (рис.2).

В соответствии с этой теорией, помимо воспринимаемых стимулов и порождённых ими телесных реакций, на начавшееся эмоциональное состояние человека влияет его прошлый опыт и оценка нынешней ситуации с точки зрения текущих интересов и потребностей. Подтверждением, хотя и косвенным, обоснованности когнитивной теории эмоций служит влияние вербальных инструкций на переживания человека.

Согласно Шехтеру, эмоциональные состояния являются результатом взаимодействия двух компонентов: активации (возбуждения) и вывода человека о причинах его ажитации при помощи анализа ситуации, в которой возникла эмоция. Однако гипотеза Шехтера во многих случаях не подтвердилась проверкой. В процессе эксперимента, были получены отрицательные результаты у лиц с высокой личностной тревожностью, и также на тех, кто находился в состоянии стресса.[46][17]

Информационную концепцию эмоций П. В. Симонова также можно классифицировать как когнитивную.

П. В. Симонов рассматривает эмоции как реакцию организма на ситуацию информационного дефицита. Согласно теории, положительными, становятся эмоции, связанные с впечатлениями, устраняющими информационный дефицит, отрицательными – с впечатлениями, не устраняющими этот дефицит или способными его увеличить. В ситуациях, когда информации достаточно, эмоции не возникают, а поведение рационально или усвоено, привычно. Теория В. П. Симонова - единственная из всех существующих, в которой эмоции наделены положительными качествами. [2] [14]

Согласно его теории, эмоциональные состояния определяются интенсивностью и качеством относительно реальной потребности индивида и оценкой вероятности ее удовлетворения, которую он сам ей дает. Человек оценивает эту вероятность на основе врожденного и(или) ранее полученного индивидуального опыта, невольно сравнивая информацию о средствах, времени и ресурсах, якобы необходимых для удовлетворения возникшей потребности, с полученной в данный момент актуальной информацией. Например, эмоция страха развивается тогда, когда отсутствует информация о средствах, необходимых для защиты. [47] [27]


Подход В. П. Симонова был реализован в Формуле

Е = Р(In-Ip);

где:

Е - эмоция, ее сила и качество;

Р-значение и специфика фактической потребности;

In-информация нужная для удовлетворения реальной потребности;

Ip-существующая информация, то есть информация, которой человек обладает в данный момент.

Выводы по формуле таковы: если у человека нет потребности (Р = 0), то он не испытывает эмоций (Е = 0); эмоция не появляется также в том случае, когда, испытывающий потребность человек, имеет полную возможность для ее реализации. При этом если субъективная оценка возможности удовлетворения потребности высока, то обнаруживаются положительные эмоции. Отрицательные эмоции появляются в случае, когда субъект оценивает вероятность удовлетворения своей потребности отрицательно.

Таким образом, осознано или не осознано, человек непрестанно сравнивает информацию, - что требуется для удовлетворения потребности, с тем, что у него есть в наличии, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.[48][27].

Американский невролог Джеймс Пейпец автор концепции, которая была опубликована в 1937 году. Эта концепция является классическим примером нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций. Джеймс Пейпец изучал эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины. Автор выдвинул гипотезу, согласно которой существует единая система, объединяющей ряд мозговых структур и составляющая мозговой субстрат для возникновения эмоций. Система представляет собой замкнутый контур и объединяет в себе: гипоталамус, передне-вентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса, - так называемый круг Пейпеца. [15][5]

Согласно теории Джеймса Пейпеца, поясная извилина является субстратом сознательных эмоциональных переживаний. Сигналы из поясной извилины через гиппокамп и мамиллярные тела снова достигают гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на корковом уровне, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, эксперимент показывает, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно больные испытывают лишь смятение сознания[5].

В 1952 году, Полом Мак-Лином структура, известная как круг Пейпеца, была рассмотрена как, - лимбическая система, ввиду того, поясная извилина граничит с основанием переднего мозга. Гипоталамус является источником возбуждения лимбической системы, при этом активность его модулируется нижележащими структурами среднего мозга и через таламус возбуждение передается в поясную извилину коры больших полушарий.[5]