Файл: Методы и средства проектирования информационных систем и технологий (Характеристика предприятия и его деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.      Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия

1.1.   Характеристика предприятия и его деятельности компании Fluid Line

1.2 Организационная структура управления предприятием

1.3.   Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов

2.      Информационное обеспечение задачи

2.1  Информационная модель и её описание

2.1.1 Информационная модель и ее описание.

2.2. Используемые классификаторы и системы кодирования

2.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации

2.3.1 Общее положение (Дерево функций и сценарий диалога)

3. Программное обеспечение задачи

3.1    Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

3.3 Описание реализации БД

3.4 Обеспечение информационной безопасности при эксплуатации АРМ

4     Описание программных модулей

Заключение

Список используемой литературы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата Год: 2018 Советов Б.Я., Цехановский В.В

Сценарий диалога менеджера с системой представлен в виде форм и их основных функций. Сценарий содержит логику действий, в соответствии с которой происходит взаимодействие с БД и осуществляются подсказки менеджеру.

3.3 Описание реализации БД

Разработанное программное обеспечение состоит из трех модулей:

- Абонентский отдел

- Менеджер

- Сервер

Модуль программы «Абонентский отдел» предназначен для абонентского отдела фирмы и необходим для ведения базы данных абонентов (добавления новых абонентов, редактирования информации по ранее заключенным договорам). Модуль «Абонентский отел» подключается к модулю «Сервер», таким образом, информация об абонентах хранится на сервере. Интерфейс модуля «Абонентский отдел» представлен на рисунке 3.3.

Рисунок 3.3 – Интерфейс модуля «Абонентский отдел»

Модуль программы «Менеджер» предназначен для технического отдела организации. Модуль «Менеджер» так же как и модуль «Абонентский отдел» подключается к модулю «Сервер» для хранения информации. Основные особенности модуля и принцип работы с ним описываются в параграфе 3.5.

Модуль «Сервер» предназначен для сбора и хранения информации с модулей «Менеджер» и «Абонентский отдел». Модуль содержит следующие таблицы:

а) Абонентская_БД — для хранения основных данных о подключенных к организации абонентах.

б) Заявки — для хранения данных по заявкам поступивших от абонентов организации.

в) Список_работ — хранит в себе перечень работ выполненных по заявке абонента.

д) Прайс-лист — для хранения работ и услуг, которые предоставляются всем абонентам компании.

е) Сотрудники — включает в себя информацию по сотрудникам фирмы.

ж) Коэффиц_прем — для хранения коэффициентов для расчета премии и месячной норме по нарядам для каждого сотрудника службы технической поддержки.

и) Учет_оборудования — хранит в себе информацию о полученном и израсходованном оборудовании специалистами службы ТП.

к) Вид_оборудования — предназначена для хранения информации об оборудовании которое использует сотрудники организации.

Отношения между таблицами представлены схемой данных, которая позволяет просматривать, изменять и определять связи между таблицами. Схема данных представлена на рисунке 3.4.


Рисунок 3.4 – Схема данных

А) Таблица «Абонентская_БД» связана отношением один ко многим с таблицей «Заявки». Структура таблицы представлена на рисунке 3.5.

Рисунок 3.5 – Таблица «Абонентская_БД»

Б) Таблица «Заявки» связана отношением многие к одному с таблицами «Сотрудники» и «Абонентская_БД», отношением один ко многим с таблицей «Список_работ». Структура таблицы «Заявки» представлена на рисунке 3.6.

Рисунок 3.6 – Таблица «Заявки»

В) Таблица «Список_работ» связана отношением многие к одному с таблицами «Заявки» и «Прайс_лист». Структура таблицы «Список_работ» представлена на рисунке 3.7.

Рисунок 3.7 – Таблица «Список_работ»

Д) Таблица «Прайс_лист» связана отношением один ко многим с таблицей «Список_работ». Структура таблицы «Прайс-лист» представлена на рисунке 3.8.

Рисунок 3.8 – Таблица «Прайс_лист»

Е) Таблица «Сотрудники» связана отношением один ко многим с таблицами «Заявки», «Коэффиц_прем», «Учет_оборудования». Структура таблицы «Сотрудники» представлена на рисунке 3.9.

Рисунок 3.9 – Таблица «Сотрудники»

Ж) Таблица «Коэффиц_прем» связана отношением многие к одному с таблицей «Сотрудники». Структура таблицы «Коэффиц_перм» представлена на рисунке 3.10.

Рисунок 3.10 – Таблица «Коэффиц_прем»

И) Таблица «Учет_оборудования» связана отношением многие к одному с таблицей «Вид_оборудования». Структура таблицы «Учет_оборудования» представлена на рисунке 3.11.

Рисунок 3.11 – Таблица «Учет_оборудования»

К) Таблица «Вид_оборудования» связана отношением один ко многим с таблицей «Учет_оборудования». Структура таблицы «Вид_оборудования» представлена на рисунке 3.12.

Рисунок 3.12 – Таблица «Вид_оборудования»

3.4 Обеспечение информационной безопасности при эксплуатации АРМ


Информационные технологии в настоящее время активно внедряются во все сферы деятельности. Быстро развивающийся рынок электронных информационных продуктов и услуг предлагает большое количество отечественных и зарубежных автоматизированных рабочих мест (АРМ) различного назначения. АРМ — это не только компьютерная техника и применение новейших технологических достижений, но и программное обеспечение участвующие в процессе обработки информации и в выработке управленческих решений. Важнейшим ресурсом современного предприятия, способным значительно повлиять на повышение его конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации, являются корпоративные информационные ресурсы и знания, которые сегодня призваны обеспечивать безопасность.

Поэтому, наряду с интенсивным развитием вычислительных средств и систем передачи информации все более актуальной становится проблема обеспечения её безопасности. Меры безопасности направлены на предотвращение несанкционированного получения информации, физического уничтожения или модификации защищаемой информации.

Для защиты информации требуется не просто разработка частных механизмов защиты, а организация комплекса мер, то есть использование специальных средств, методов и мероприятий с целью предотвращения потери информации.

Неизбежным следствием стали постоянно увеличивающиеся расходы и усилия на защиту информации. Однако для того, чтобы принятые меры оказались эффективными, необходимо определить, что такое угроза безопасности информации, выявить возможные каналы утечки информации и пути несанкционированного доступа к защищаемым данным. Под угрозой безопасности понимается действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанкционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую, передаваемую и обрабатываемую информацию, а также программные и аппаратные средства. Угрозы принято делить на случайные (непреднамеренные) и умышленные.

Активные угрозы имеют целью нарушение нормального процесса функционирования системы посредством целенаправленного воздействия на аппаратные, программные и информационные ресурсы.

Наиболее простой способ защиты информации — применение паролей. Пользователь вводит свой пароль в открытом виде, компьютерная программа кодирует его, сравнивает с хранящимся эталоном и предоставляет доступ к информации, если пароль введен правильно.

По такому же принципу защиты информации работает СУБД Microsoft Access. Шифрование данных и защита от несанкционированного доступа осуществляется, в том числе, и с помощью средств администрирования, политик безопасности операционной системы сервера, являющегося хранилищем базы данных АРМ.


    1. Описание технологии работы с программой

Интерфейс – это средство и часть системы управления базы данных, ориентированные на взаимодействие пользователей с компьютерной системой. Интерфейс модуля «Менеджер» состоит из 8 форм:

а) Главная форма

б) Поиск абонента

в) Создание заявок

д) Закрытие заявок

ж) Учет оборудования

и) Расчет премии

к) Отчеты

л) Редактирование БД

Ниже на рисунке 3.14 представлен интерфейс программы, на рисунке 3.15 представлена форма «Отчеты», на рисунке 3.16 представлены отчеты форм: «Создание заявок», «Учет оборудования», «Расчет премии».

Характеристика базы данных

Наиболее многочисленным и важным классом информационных ресурсов в составе информационных технологий являются базы данных (БД). В современном мире практически ни одна автоматизированная система управления не обходится без БД.

 Базы данных являются основой большинства современных справочных систем, систем автоматизированного ведения бухгалтерского учета, экспертных систем и многих других. Это обусловлено прежде всего простотой и удобством этого типа хранения и извлечения данных. 
База данных — упорядоченная организованная совокупность взаимосвязанных данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ. Иначе говоря, это набор данных, который достаточен для достижения установленной цели и представлен на машиночитаемых носителях (магнитная лента, запоминающее устройство, дискета, компакт-диск и т.п.) в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации. 
Создание и эксплуатация БД во многом определяют эффективность различных сфер деятельности, начиная от разработки и реализации важнейших решений развития отрасли в целом и кончая удовлетворением индивидуальных запросов руководителей, ученых и специалистов. 
Для создания и ведения базы данных (обновления, обеспечения доступа к ним по запросам и выдачи их пользователю) используется набор языковых и программных средств, называемых системой управления базы данных (СУБД). 
В зависимости от функционального назначенияБД подразделяются на следующие классы: научно-технической информации; исследовательские; учетно-статистические;
справочные; управленческие; учебные; архивные; др. 
В России в настоящее время БД распределены следующим образом: наибольшую долю занимают справочные БД — примерно 51%, БД по научно-технической информации — 19%, учебные БД — 15% и исследовательские БД — 15%. 
По форме представления информации рассматриваются текстовые, числовые, изобразительные, а также звуковые (аудио) БД. В общем числе БД, представленных на мировом рынке, 70% являются текстовыми. Однако рост числа таких БД и их доля в последние годы снижаются. 
По характеру записи текста БД подразделяются на текстовые и гипертекстовые. 
По содержанию БД разделены на следующие типы: документальные (библиографические, реферативные, полнотекстовые, документально-фактографические); фактографические; лексикографические; гипертекстовые. 
Документальная БД содержит записи, которые отражают документы и содержат их библиографические описания и, возможно, иную информацию о них. Причем библиографическая БД содержит только библиографическое описание, реферативная БД — библиографические данные и реферат, полнотекстовая БД — полный текст документа или его наиболее информативные части, а документально-фактографическая БД — формальное представление содержания документа. 
Фактографическая[22] БД — база данных, записи в которой содержат данные о состоянии внешнего мира с учетом ссылок на отражающие их документы. Ее разновидности: объектографическая БД (содержит данные об отдельном объекте), база по
казателей (содержит данные о той или иной характеристике объекта). 
Лексикографическая[23] БД объединяет записи, каждая из которых содержит данные об одной лексической единице и соответствует статье словаря. 
Гипертекстовая БД включает записи, которые содержат информацию в виде текста на естественном языке и указание на связи их с другими записями, позволяющими компоновать логически связанные фрагменты БД. 
Среди упомянутых типов БД в зарубежных информационных системах особенно четко прослеживается тенденция увеличения удельного веса фактографических баз данных, где они составляют около одной трети, а в наиболее крупных информационных фирмах — до 60—70% от общего объема баз данных. В документальных БД все большую долю занимают полнотекстовые базы данных — электронные версии различных изданий. За последние десятилетия они развиваются очень быстрыми темпами и стали важнейшим источником информации во всех областях науки и техники.



По способу доступа БД классифицируют следующим образом: БД, размещенные в центрах компьютерных сетей (хостах), их еще называют диалоговые, или интерактивные (доступные через компьютерные сети); БД, тиражируемые в коммуникативных форматах; БД, тиражируемые с программными средствами (включая CD-ROM); локальные БД. 
Широкое распространение получили БД на CD-ROM (оптических дисках). Объяснение этому — множество достоинств, среди которых: компактность, большой объем памяти для хранения информации, возможность ведения многоаспектного поиска, независимость от внешних факторов (например, сбоев в системе связи), возможность формировать свой фонд машино
читаемых носителей, возможность быстрого поиска необходимого материала по многим признакам. Причем результаты поиска могут быть выведены на печать, скопированы на дискету или жесткий диск. 
С технической стороны использование CD-ROM благодаря удобному интерфейсу и отсутствию необходимости подключения к внешним сетям передачи данных представляется более простым делом, чем с удаленными БД. 
Несмотря на известные достоинства компакт-дисков, сейчас наблюдается постепенный переход от CD-ROM к онлайновому способу предоставления информации. 
Появление и быстрое развитие интерактивных информационных систем (ИИС), которые предоставляют пользователям независимо от их географического положения удаленный доступ к большому числу ИР через терминалы, обусловили появление и значительный рост БД. Использование ИИС в диалоговом режиме обеспечивает следующие возможности: последовательное уточнение информационного запроса с целью приведения его в соответствие с информационной потребностью; распознавание и выделение разных типов документов; просеивание и оценку выдачи документов в процессе поиска и др. 
Диалоговый доступ к БД в мире в настоящее время является доминирующим. Услуги диалогового доступа к базам данных представляют собой основной, наиболее динамичный и ведущий вид современных информационных услуг. 
В качестве примера ниже приведены некоторые базы данных общего использования. 
Библиографическая БД “Российский сводный каталог по научно-технической литературе”. Генератор — Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ). Эта база данных содержит сведения о зарубежных и российских книгах, а также о зарубежных периодических изданиях, поступивших в организации — участницы Автоматизированной системы Российского сводного каталога (АС РСвК).

Объем БД составляет более 530 тыс. записей. Ежегодное пополнение — около 30 тыс. записей по всем видам изданий. Каждая запись в БД содержит кроме библиографического описания на языке оригинала индексы Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ), коды органи- заций-фондодержателей. Кроме того, часть записей БД содержит: по зарубежным книгам — перевод заглавий на русском языке, а также предметные рубрики и ключевые слова, по зарубежным периодическим изданиям — аннотацию на русском языке, по российским книгам — аннотацию на русском и (или) английском языках и предметные рубрики. 
БД “Продукция предприятий оборонного комплекса”. Генератор — Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ). Содержит сведения о 30 тыс. наименований продукции народнохозяйственного назначения, включая оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой предприятиями оборонной промышленности. 
БД “Научно-технические разработки и производственный опыт”. Генератор — Российское энергеническое агенство Минэнерго России (“Росинформресурс”). 
Как показывает анализ мирового опыта, БД являются наиболее перспективной и технологически обеспеченной частью ИР, которые аккумулируют самые различные знания. Они становятся измерителями информационного потенциала страны, а возможность свободного и оперативного доступа к ним — мерой информационности общества.