Файл: Корпоративная культура в организации (Понятие и особенности корпоративной культуры современной организации).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративной культуры организации
1.1 Понятие и особенности корпоративной культуры современной организации
1.2 Формирование корпоративной культуры организации
2. Анализ корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Тренд»
2.2 Анализ корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
3. Пути совершенствования корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
3.1 Программа мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
Анкетирование гостей ресторана «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» проходило с марта по апрель 2017 года. Анкетирование проводилось 3 раза с определенным промежутком в 2 недели. Всего в анкетировании приняло участие 100 человек. Результаты анкетирования представлены в таблице 5.
Проведенное анкетирование подтвердило гипотезу, говорящую о наличии проблем в корпоративной культуре. Несмотря на наличие внешних элементов корпоративной культуры и высокое качество блюд, которые были оценены гостями, результаты анкетирования указали на отсутствие командного духа у персонала, по мнению потребителей (68% опрошенных), отсутствие единства в поведении и высокого уровня сервиса (75% опрошенных). Проблема - это недостаточность развития ценностной базы работников предприятия питания. Несмотря на большое количество недостатков в работе персонала, большая часть гостей отметила, что хотела бы вернуться снова (68% опрошенных).
Таблица 5
Результаты анкетирования гостей ресторана «А-кафе. Мега»
№ вопроса |
Содержание вопроса |
Ответ (%) |
|
Да |
Нет |
||
1 |
Вы в ресторане «А-кафе. Мега» вы впервые? |
66 |
34 |
2 |
Вам нравится качество блюд |
78 |
22 |
3 |
Вам нравится качество обслуживания |
57 |
43 |
4 |
Интерьер ресторана «А-кафе. Мега» можно считать запоминающимся? |
91 |
9 |
5 |
Вам нравится стиль одежды официантов? |
81 |
19 |
6 |
Ощущается ли командный дух персонала ресторана? |
32 |
68 |
7 |
Присутствует ли в поведении персонала корпоративная культура? |
25 |
75 |
8 |
Хотелось бы Вам вернуться в ресторан снова? |
68 |
32 |
Источник: составлено автором
Подводя итог, можно сказать, что руководство предприятия питания «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» предпринимало достаточно успешные шаги в формировании корпоративной культуры. Каждое из мероприятий, создаваемых руководством, находило отклик со стороны персонала.
Таким образом, все старания, прикладываемые со стороны руководства и администрации, на сегодняшний день являются недостаточными и несут лишь непродолжительный характер. Персонал ресторана воспринимает решения руководства положительно, но такое отношение не сохраняется долго. Данное явление связано с тем, что на предприятии отсутствует контроль соответствия корпоративной культуре. Также полностью отсутствует отчётность о проведенных мероприятиях и исполненных управленческих решениях. Суммируя все вышесказанное, предприятия питания «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» не обладает выраженной корпоративной культурой. Ее состояние позволяет говорить о ее неэффективности, необходимости реструктуризации. Несмотря на это, те мероприятия, которые проводились ранее и продолжают проводиться ныне, наличие мифологии и главного принципа, позволяют говорить о том, что предприятие питания обладает устойчивой базой для повторного формирования и более успешного развития корпоративной культуры.
3. Пути совершенствования корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
3.1 Программа мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
Сегодня, корпоративная культура – не просто формальный элемент предприятия. Корпоративная культура – это один из самых эффективных инструментов менеджмента, направленный стимулирование сотрудников, которые уже работают на предприятии, на привлечение новых сотрудников, формирование положительного отношения к компании со стороны потребителей [16, с. 60].
Исследование корпоративной культуры предприятия питания «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» выявило, что корпоративная культура ресторана обладает рядом элементов как внешних (интерьер, символ, униформа), так и внутренними (правила, мифология). Однако общее состояние корпоративной культуры предприятия питания является застойным, так как долгое время никаких мероприятий и корректив не вводилось, а персонал предприятия перестал знать и разделять ценности ресторана.
Разработанные мероприятия для предприятия питания «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» призваны улучшить состояние дел по перечисленным направлениям с помощью полноценного раскрытия потенциала сотрудников и трансляции достигнутых результатов.
Мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры предприятия питания «А-кафе. Мега» ООО «Тренд», разделяются на материальные и нематериальные. Перечень мероприятий представлен на рисунке 5.
Мероприятия, проводимые на материальной основе, рекомендуется назначать на дни наименьшей востребованности предприятия и проводить за 1 час до окончания рабочей смены, предварительно закрыв предприятие питания. Подобное сокращение рабочего дня полностью соответствует Трудовому Кодексу, а именно статье 95, в которой прописано следующее: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час».
Рекомендуемые мероприятия
На материальной основе
На нематериальной основе
Проведение мероприятий на следующую тематику:
Новый год
День защитника Отечества
Международный женский день
День Победы
День России
День народного единства
День основания города
Москва
Проведение дней рождения
Проведение собраний и иных корпоративных мероприятий по формированию ценностей работника ресторана
Рисунок 5. Рекомендуемые мероприятия по улучшению корпоративной культуры ресторана «А-кафе. Мега» ООО «Тренд»
Источник: составлено автором
Опираясь на то, что ресторан – предприятие питания, работающее без выходных, справедливо говорить о необходимости переноса этого часа на удобный день, приближенный к празднику, и необходимости проведения мероприятия, на соответствующую празднику тематику.
Необходимо отметить, что, согласно 95 статье Трудового кодекса, оплата неполного рабочего времени пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Также, сокращение рабочего времени на 1 час в преддверии праздничного дня не влечет каких-либо ограничений продолжительности оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав [3].
Финансирование данных мероприятий будет возложено на предприятие.
Темами собраний по повышению уровня корпоративной культуры и развития ценностей сотрудников рекомендуется сделать:
- «Понятие философии предприятия питания, философия ресторана «А-кафе. Мега». Превращение философии в часть корпоративной культуры ресторана»;
- «Способы решения конфликтных ситуаций между сотрудниками ресторана «А-кафе. Мега»»;
- «Развитие личностных качеств и ценностей. Развитие способности проявлять положительные стороны в ходе выполнения своих должностных обязанностей и общения с коллегами и гостями»;
- собрания, посвященные разработке инновационных предложений различной направленности по повышению эффективности деятельности и развитию корпоративной культуры.
Целью нематериальных мероприятий является развитие командного духа, устранение проблем становления корпоративной культуры, разъяснение необходимости корпоративной культуры, определение зон ответственности и должностных обязанностей. Также целью является укрепление обратной связи персонала с руководством, формирование взаимопонимания и общих целей.
Наличие связи и ее развитие обеспечит руководство предприятия достоверной информацией о состоянии тех дел на предприятии, персонал предприятия – ощущение заботы и необходимости, внимании к проблемам и предлагаемым инновациям. Таким образом, директору ресторана необходимо находить в своем графике время для постоянных неформальных бесед с персоналом, уделять ему внимание [4].
Необходимо отметить, что в рамках собраний по преодолению конфликтных ситуаций рекомендуется проводить разбор произошедших событий, негативных явлений в деятельности ресторана. На собрании необходимо определять стороны конфликта, примирить его участников, тем самым способствуя развитию корпоративной культуры и повышению лояльности к предприятию питания «А-кафе. Мега» ООО «Тренд».
Собрания, посвящённые развитию личностных качеств сотрудников предприятия питания, развитию способности проявлять их в ходе выполнения своих должностных обязанностей и общения с коллегами, рекомендуется направить на развитие следующих качеств: 1) вежливости;
2) пунктуальности; 3) сдержанности и стрессоустойчивости; 4) тактичности; 5) коммуникабельности.
Рекомендованные мероприятия, как средство улучшения корпоративной культуры, должно находить отзыв не только со стороны сотрудников ресторана, но и со стороны потребителя. Потребитель должен ощущать высокий уровень корпоративной культуры организации, быть знакомым с ценностями организации, иметь возможность взаимодействия за пределами ресторана.
Реализация описываемых мероприятий несет за собой получение определенного положительного результата. Однако данный результат становится краткосрочным без отсутствия закрепления события в памяти персонала предприятия и его гостей.
Таким образом, возникает необходимость трансляции проведения разработанных мероприятий с помощью социальных сетей.
Трансляция положительных моментов, праздников, событий трудового дня и совместных фотографий с постоянными гостями ресторана в социальные сети будет решать следующие задачи:
- стимулирование персонала серьезнее относиться к мероприятиям, полнее погружаться в атмосферу события;
- сплачивание персонала, устранение личной неприязни и снижения количества возникающих конфликтов;
- улучшение взаимоотношения с гостями ресторана, привлечение новых посетителей;
- совершенствование распространения информации о грядущих событиях, событиях в жизни предприятия, ценностях организации [9].
Все описанные мероприятия, с точки зрения менеджмента, являются инструментами упрощения и повышения эффективности управления персоналом предприятия, грамотным маркетинговым ходом, средством повышения уровня корпоративной культуры. Совокупность использования этих инструментов позволяет обеспечить предприятие конкурентными преимуществами, способными улучшить деятельность предприятия в целом.
В итоге, высокий уровень корпоративной культуры позволяет как сотруднику, так и гостю, чувствовать себя посвященным в дела организации, отождествлять себя с ней и испытывать некоторую эмоциональную связь.
3.2 Эффективность предложенных мероприятий
Определение эффективности разработанных мероприятий построено на работе с отчетом о финансовых результатах предприятия питания «А-кафе. Мега» ООО «Тренд», данными о среднем чеке ресторана, рекламном предложении социальных сетей.
Работа с отчетом о финансовых результатах предприятия питания «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» позволила установить средний размер ежедневной выручки, среднее число посетителей ежедневно. Полученные результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6
Анализ посещаемости и средней выручки ресторана
«А-кафе. Мега» ООО «Тренд»
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Отклонение |
Темп изменения 2016г. в % к: |
||
2014г. |
2015г. |
2014г. |
2015г. |
||||
Выручка, |
21878 |
31 289 |
23 904 |
9411 |
-7385 |
109,26 |
76,39 |
Средний размер ежемесячной выручки, |
1823 |
2607 |
1992 |
784 |
-615 |
109,27 |
76,41 |
Сумма среднего чека, руб. |
720 |
885 |
800 |
165 |
-85 |
111,11 |
90,39 |
Источник: составлено автором
Анализ посещаемости и средней выручки не позволяет говорить о наличии стабильности изучаемых показателей. Однако необходимо отметить, что показатели выручки, среднего размера ежедневной выручки 2014 близки показателям 2016 гг.