Файл: Корпоративная культура в организации (Понятие и особенности корпоративной культуры современной организации).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративной культуры организации
1.1 Понятие и особенности корпоративной культуры современной организации
1.2 Формирование корпоративной культуры организации
2. Анализ корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Тренд»
2.2 Анализ корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
3. Пути совершенствования корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
3.1 Программа мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
ООО «Тренд» было образовано в 2010 году. ООО «Тренд» расположено в г. Москва, переулке Крепостном, д.131, оф. 42.
ООО «Тренд» представлено рестораном «А-кафе. Мега», который находится в торговом центре МЕГА Москва.
Единственным участником общества с ограниченной ответственностью «Тренд» является Коган Максим Михайлович. Размер уставного капитала составляет 10 000 рублей (десять тысяч рублей).
Генеральный директор ООО «Тренд» – Дивина Инна Андреевна. На своем посту 17 октября 2017 она сменила Ильяшенкову Оксану Валерьевну. На сегодняшний день, имеет 12 лицензий на ведение деятельности [1].
Предприятие питания функционирует как общество с ограниченной ответственностью, созданное для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно Уставу предприятия, целью деятельности предприятия питания является расширение рынка товаров и услуг, а также получение прибыли с помощью продажи производимых блюд и реализации иных товаров. На основании цели предприятие осуществляет все рассмотренные ранее виды деятельности, не запрещенные законом.
ООО «Тренд» является коммерческой организацией, имеет расчетный и иные счета, круглую печать, содержащую полное фирменное наименование организации на русском языке и указание на место ее нахождения.
Согласно данным, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц, основная деятельность компании – 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке питания» [21].
Дополнительными видами деятельности ООО «Тренд» являются:
- 47.25 Торговля розничная напитками в специализированных магазинах;
- 47.26 Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах;
- 56.10.1 Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания;
- 56.10.3 Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах;
- 56.30 Подача напитков;
- 73.11 Деятельность рекламных агентств.
Изучение нормативно-правовой базы предприятия выявило, «А–кафе. Мега» ООО «Тренд» осуществляет свою деятельность на основании Устава предприятия, Лицензии на алкогольную продукцию, Договора на сертификацию, Федерального закона «О защите прав потребителей», а также отраслевых Федеральных Законов и ГОСТов (например, ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», ГОСТ Р 55051-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу»), Трудового и Налогового кодексов и других нормативно-правовых документов [1, 3, 4, 5].
2.2 Анализ корпоративной культуры организации ООО «Тренд»
С момента открытия предприятие питания «А-кафе. Мега» постоянно стремилось усилить свои позиции на рынке, завоевать доверие гостей. Развитие предприятия питания, рост числа посетителей ресторана подняли вопрос о введении корпоративной культуры, о формировании главных принципов работы.
С момента основания главным принципом работы ресторана стало уважение к гостю. На основании главного принципа взаимодействие между персоналом и посетителями должно быть полно взаимопонимания, сотрудники ресторана должны чувствовать предпочтения гостя, стремиться сделать предложение, которое удовлетворит индивидуальные потребности [10].
Однако наличие столь фундаментального принципа не позволило начать формирование устойчивой корпоративной культуры сразу. Данное явление было связано с тем, что носители внешней составляющей корпоративной культуры, а именно персонал зала, работали на предприятии короткое время, после чего уходили по собственному желанию. Текучесть сотрудников зала, которая привела к сложностям в формировании и управлении корпоративной культурой, была обнаружена в ходе половозрастного анализа персонала предприятия. Сегодня руководству предприятия питания удалось прекратить текучесть персонала зала ресторана «А-кафе. Мега».
В ООО «Тренд» по состоянию на 01.04.2018 работает 25 человек из них:
- на предприятии питания работают 1 генеральный директор, 1 бренд-шеф, 1 закупщик;
- финансовый и административный отделы, бармены и уборщики состоят из 2 сотрудников;
- в техническую службу входят 3 сотрудника;
- персонал кухни состоит из 4 работников;
- на предприятии трудится 6 официантов.
Проведем половозрастной анализ персонала предприятия (таблица 2).
Таблица 2
Половозрастная структура персонала ООО «Тренд»по состоянию на 01.04.2018
Показатель |
Всего |
В том числе |
||||||
чел. |
В % к общей числ. |
До 30 лет |
От 30 до 50 |
Старше 50 |
||||
чел. |
В % к общей числ. |
чел. |
В % к общей числ. |
чел. |
В % к общей числ. |
|||
Всего |
25 |
100 |
12 |
48 |
11 |
44 |
2 |
8 |
Женщины |
15 |
60 |
8 |
32 |
3 |
12 |
2 |
8 |
Мужчины |
10 |
40 |
4 |
16 |
6 |
32 |
0 |
0 |
Источник: составлено автором
Анализ позволил выявить, на предприятии питания трудится на 15 женщин и 10 мужчин. За исключением 2 женщин старше 50 лет, они поровну пошли в возрастные группы до 30 лет и от 30 до 50 лет.
Также в рамках половозрастного анализа была установлена структура персонала по уровню образования. Результаты анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Структура персонала ООО «Тренд» по уровню образования по состоянию на 01.04.2018
Показатель |
Уровень образования |
|||||
Высшее |
Неоконченное высшее |
Среднее специальное |
||||
чел. |
В % к общей числ. |
чел. |
В % к общей числ. |
чел. |
В % к общей числ. |
|
Всего |
6 |
24 |
3 |
12 |
16 |
64 |
Женщины |
5 |
20 |
2 |
8 |
11 |
44 |
Мужчины |
1 |
4 |
1 |
4 |
5 |
20 |
Источник: составлено автором
Изучение уровня образования позволило выявить, что высшим образованием обладает лишь четверть всех сотрудников предприятия питания. Большая же часть, а именно 64% или 16 человек, обладает средним специальным образованием. Данное явление связано с тем, что для большей части сотрудников отсутствует необходимость в высшем образовании. Среднее специальное образование позволяет полноценно реализовывать себя на занимаемой должности.
Анализ текучести кадров за последние три года выявил следующие изменения в составе персонала:
- генеральный директор ресторана сменился 1раз;
- в административном отделе за последние три года произошла 1 замена;
- в персонале кухни произошло 2 замены по вынужденным причинам;
- среди официантов за последние три года замены происходили постоянно по собственному желанию. С начала 2017 произошла лишь 1 замена
- бренд-шеф предприятия не менялся;
- состав уборщиц не изменялся;
- в финансовом отеле, технической службе отделе закупок и баре изменений не происходило.
Несмотря на то, что предприятие и его корпоративная культура страдали от текучести персонала зала, ресторану удалось избежать финансовых потерь. Возникшие сложности коснулись исключительно лояльности сотрудников, снижения их мотивации к труду.
Сегодня, текучесть кадров на предприятии питания «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» многократно снизилась, что позволяет руководству ресторана заниматься формированием и развитием корпоративной культуры.
С начала формирования корпоративной культуры, руководством ресторана было отмечено, что сотрудникам лучше работается в благоприятной физически и морально обстановке. Первичные результаты формирования корпоративной культуры указывали на повышение уровня взаимопонимания между работниками, роста репутации администрации и владельцев в глазах персонала, упрощении процесса управления персоналом, повышении интереса к работе. По мере формирования были введены внешние элементы корпоративной культуры: униформа работников зала (фирменные бейдж, футболка и фартук), оформление ресторана.
По мере развития ресторана, происходило формирование правил и традиций, которые вводились в корпоративную культуру, как со стороны руководства, так и со стороны персонала предприятия питания. Элементы корпоративной культуры, сформированные руководством и персоналом предприятия питания, представлены на рисунке 4.
Изучение официального сайта ресторана «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» и ресторанной сети «Ассорти», выявило отсутствие изменений в его структуре с 2015 года, что говорит о неудовлетворительном состоянии данного внешнего элемента корпоративной культуры [25].
После формирования внешних элементов корпоративной культуры, руководство ресторана перешло к созданию внутренних. Руководство формировало внутренние элементы корпоративной культуры на основе следующих традиций, мероприятий и привилегий:
1) помощь при прохождении медицинского осмотра;
2) адаптационные мероприятия;
3) занятия, направленные на повышение личностного роста.
Элементы корпоративной культуры ресторана «А-кафе. Мега»
Сформированные персоналом
Сформированные руководством
униформа
оформление ресторана
сайт
помощь при прохождении медицинского осмотра
адаптационные мероприятия
правила ношения униформы
правила ношения обуви
правила поведения
отношение к имуществу предприятия
Рисунок 4. Элементы корпоративной культуры ООО «Тренд»
Источник: составлено автором
Помощь при прохождении медицинского обследования для сотрудников предприятия питания было достигнута с помощью заключению договора с медицинским центром «Меридиан». Медицинский центр «Меридиан» предоставляет скидку на прохождение медицинского осмотра, оформление и продление санитарных книжек. Согласно договору скидка для сотрудников ресторана – 20%. Стоимость услуг медицинского центра на прохождение медицинского обследования с учетом и без учета скидки представлена в таблице 4 [25].
Таблица 4
Стоимость оформления и продления медицинской книжки для сотрудников ресторана «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» (руб.)
Тип услуги |
Стоимость без скидки |
Стоимость |
Отклонение |
Оформление медицинской книжки |
2 000 |
1 600 |
400 |
Продление медицинской книжки |
1 400 |
1 120 |
280 |
Источник: составлено автором
В свете постоянного роста стоимости обязательного медицинского осмотра, сотрудники предприятия стали заинтересованы в сотрудничестве с «А-кафе. Мега» ООО «Тренд», их лояльность и корпоративный дух возросли, что позволило говорить о первых успехах в становлении корпоративной культуры.
Адаптационные мероприятия среди нового персонала предприятия питания «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» заключаются в том, что в первые дни работы нового сотрудника проводятся ознакомительные беседы, его знакомят со сложившимися устоями предприятия, его корпоративной культурой. В дальнейшем новый сотрудник под контролем администраторов ресторана знакомится с работой всех служб, расположением цехов, складов и иных элементов предприятия, проходит инструктаж по технике безопасности.
Процесс адаптации нового сотрудника завершает персонал предприятия питания. Завершение адаптации персоналом ресторана – элемент корпоративной культуры, вошедший в нее, но не оформленный официальными распоряжениями. Персонал предприятия питания самостоятельно, без участия администрации и руководства, знакомит нового сотрудника с имеющимися на предприятии легендами, героями и традициями.
Наличие униформы, за состоянием которой, согласно должностным инструкциям, должен следить каждый сотрудник самостоятельно, привело к формированию следующих правил, также вошедших в корпоративную культуру:
- имущество предприятия является ценностью работника, отношение к нему должно быть бережным, осторожным;
- запрет на ношение униформы внерабочее время;
- правило подбора рабочей обуви согласно неформальному образцу;
- правила ношения макияжа, маникюра, украшений и татуировок (осознание меры и недопущение осознанной демонстрации);
- правила, касающиеся манеры поведения, сдержанности, вежливости.
Проведенное исследование, основанное на методах совместной работы и наблюдения, выявило, что в настоящее время, корпоративная культура ресторана «А-кафе. Мега» ООО «Тренд» находится в стадии застоя, существуют проблемы управления ею. Для подтверждения сложившейся гипотезы, было проведено анкетирование гостей предприятия питания.