Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие и сущность морального и материального стимулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности вызваны физиологией человека, и они, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, которые обеспечивают существование человека как биологического вида. Вторичные потребности по природе своей психологические. Они намного разнообразнее первичных, во многом зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти или потребность в принадлежности кому или чему-либо [8].

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Люди стремятся повторять то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Упрощенная модель мотивации через потребности изображена на рисунке 1.2.

Полное удовлетворение

Частичное удовлетворение

Отсутствие удовлетворения

Потребности

Побуждения или мотивы

Поведение (действия)

Результат (цель)

Рисунок 1.2 – Модель мотивации через потребности

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые бы позволили людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством определенного типа поведения, приводящего к достижению целей организации.

Вознаграждение служит для побуждения людей к эффективной деятельности. Вознаграждение - это все, что работник считает ценным для себя.

Можно выделить следующие методы мотивации трудовой деятельности (рисунок 1.3).

Методы мотивации трудовой деятельности

Организационно-административные

Экономические

Социально-психологические

Применение положений Трудового кодекса РБ

Издание приказов, распоряжений, инструктивно-нормативных документов

Аттестация работников

Наблюдение за соблюдением правил внутреннего распорядка

Составление должностных инструкций

Премирование

Участие в прибыли

Бонусы

Комиссионные с продаж

Надбавки

Единовременные выплаты

Моральное стимулирование

Участие в управлении

Формальное и неформальное общение

Профессиональный рост и карьера


Социальное развитие коллектива

Формирование корпоративного духа

Эстетика условий труда

Рисунок 1.3 – Методы мотивации трудовой деятельности

На предприятиях, где оплата труда не достигает высокого уровня, наиболее применимы административные и социально-психологические методы управления персоналом. Это в большей степени государственные предприятия. В организациях, где материальное стимулирование играет основную роль, применяются экономические методы мотивации, однако нельзя забывать и о социально-психологических методах воздействия. Должен применяться комплексно-целевой подход.

2 Анализ материального стимулирования на РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест»

2.1 Общая характеристика РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест»

Телерадиокомпания «Брест» известна в медиа-пространстве региона уже более сорока лет.

Сегодня телерадиокомпания «Брест» - признанный лидер на рынке электронных СМИ Брестской области. Самоотверженный труд настоящих профессионалов своего дела, рука об руку создающих качественный радио- и телевизионный продукт – самая лучшая гарантия того, что так будет и дальше.

Телерадиокомпания «Брест» – это крупнейший вещатель в Брестском регионе, осуществляющий производство и трансляцию собственных теле- и радиопрограмм, а также ретрансляцию ряда республиканских и зарубежных телеканалов. Телерадиокомпания «Брест» является региональным структурным подразделением Национальной государственной телерадиокомпании – крупнейшего телерадиовещателя в Республике Беларусь.

Организационная структура представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Организационная структура

Организационная структура управления в РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест» построена по линейно-функциональному принципу, когда линейные руководители принимают решения, а функциональные руководители готовят варианты решений, анализируют последствия этих решений, консультируют, рекомендуют. Окончательное решение линейных руководителей приобретают форму приказа, устного или письменного распоряжения, которые обязательны к исполнению всеми подчиненными.


Преимущества данного типа организационной структуры РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест» заключаются:

– в возможности получения высокой степени профессиональной специализации сотрудников;

– в точности определения места и необходимости в ресурсах;

– способствует стандартизации, формализации и программированию процесса;

В качестве недостатков можно отметить:

– трудности горизонтального согласования;

– замедленность реагирования на изменения.

Основные финансовые показатели производственной деятельности предприятия за 2015-2016 гг. представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные финансовые показатели производственной деятельности предприятия за 2015-2016 гг.

Показатели

2015 г.

2016 г.

Отклонение, +/-

Темп роста, %

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млнруб.

10462

13219

2757

126,35

Окончание таблицы 2.1

Себестоимость реализованной продукции, млн руб.

5951

9359

3408

157,27

Прибыль от реализации, млн руб.

1945

434

-1511

22,31

Рентабельность реализованной продукции, %

32,68

4,64

-28,05

14,19

Среднесписочная численность работающих, чел.

108

103

-5

95,37

Прибыль до налогообложения

2531

474

-2057

18,73

Чистая прибыль, млн руб.

1952

175

-1777

8,97

Выручка организации от реализации продукции, работ, услуг находится в положительной динамике и увеличилась на 26,35 п.п. Себестоимость реализованной продукции за исследуемый период также увеличилась на 57,28 п.п. Снижение прибыли от реализации связано со снижением объемов реализации.


2.2 Анализ системы морального и материального стимулирования на РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест»

Целью премирования является достижение единства интересов всех категорий ра­ботников в обеспечении высоких конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом на основе учета и поощрения трудового вклада каждо­го подразделения и отдельных работников.

Не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем, директор предприятия (далее - директор) издает приказ о премировании. Премии не начисляются за периоды, не относящиеся к фактически отработанному времени (периоды временной нетрудоспособности, время нахождения в отгулах, в трудовом или социальном отпуске и т.п.)

Выплата премий производится в месяце, следующим за отчетным, одновременно с выплатой заработной платы за отчетный месяц.

После утверждения директором предприятия премиального фонда руководители структурных подразделений определяют размер премии каждому штатному работнику и предоставляют данные в бухгалтерию не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

При невыполнении плановых показателей премия за результаты финансово-хозяйственной деятельности не выплачивается.

Основные показатели и условия премирования:

- выполнение плана реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном выраже­нии;

- выполнение плана по прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения;

- выполнение плана по рентабельности продукции;

- отсутствие задолженности по заработной плате, платежам в бюджет;

- соблюдение требований государственных стандартов, технических условий и технологических процессов;

- соблюдение трудовой дисциплины.

Премии начисляются коллективу структурного подразделения (участка, отдела). Размер премии конкретному работнику устанавливается с учетом его трудового вклада в общие результаты работы (участка, отдела) и максимальными размерами не ограничивается.

Оценку выполнения показателей премирования руководителей, специалистов и других работников следует осущест­влять нарастающим итогом с начала года.

В качестве параметров оценки личного трудового вклада учитываются следующие показатели: объем выполненных работ по данной функции управления, их напряженность и качество, уровень организации труда, производственную и творческую активность, ис­полнительскую и трудовую дисциплину и др.


Общий размер премии отдельному работнику может быть увеличен по реше­нию директора предприятия по представлению руководителя структурного подразделения с учетом его вклада в выполнение установленных показателей

При организации премирования работников радио и телевидения используются следующие дополнительные показатели и условия:

- балансовая прибыль, полученная по результатам деятельности данного подразде­ления (по данным бухгалтерского учета). Премия выплачивается в размере до 10% от прибыли, полученной по результатам работы данного подразделения за активное содействие в привлечении доходов;

- выполнение планируемых объемов собственного теле- и радиовещания;

- соблюдение технологических норм при подготовке передач;

- создание актуальных, общественно (социально) значимых, имеющих высокий идейно-художественный уровень теле- и радиопрограмм.

- разработка концепций, способствующих пропаганде и государственной идеоло­гии, развитию духовного и исторического наследия.

Премирование работников аппаратно-студийного комплекса.

Дополнительные показатели и условия премирования:

- координация работы структурных подразделений по техническим вопросам про­изводства телевизионных и радиопрограмм;

- осуществление единой технической и технологической политики в структурных подразделениях, осуществление контроля выполнения действующих стандартов и норма­тивов в телевидении и радиовещании;

- разработка, реализация планов оснащения, модернизации технической базы;

- проведение анализа загрузки технических средств телевидения и радиовещания;

- контроль по движению драгметаллов в структурных подразделениях.

Премирование директора осуществляется в соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей организаций Белтелерадиокомпании, утвержденным приказом Председателя Белтелерадиокомпании.

Дополнительными показателями премирования работников аппарата управления и главных специалистов являются: добросовестное и качественное выполнение должностных обя­занностей; своевременное и полное выполнение планов работы; распоряжений ди­ректора, заместителя директора, главных специалистов (в пределах своей компетенции); реализация концепции кадровой политики в части, их касающейся; обеспечение безопасных условий и охраны труда работников.

Начисление и выплата премий осуществляется с учетом коэффициента соотношения средней заработной платы заместителя руководителя и главных специалистов и средней заработной платы в целом по предприятию, установленного приказом директора, рассчитанного нарастающим итогом с начала года.