Файл: Менеджмент как организационно – целевое управление..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы в современном мире велика и заключается в том, что высокоразвитое состояние мира сегодня объясняется успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития.

Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.

Анализ организации управления предприятием позволяет оценить гибкость, эффективность, надежность управления, способность к постоянным воздействиям со стороны окружающей среды.

Эту тему мы выбрали неслучайно. В современных условиях становится важным информационное обеспечение для успешного функционирования аппарата управления.

Основной функцией топ - менеджмента в процессе принятия управленческих решений является, прежде всего, управление изменениями.

Целью данной работы является изучение менеджмента как организационно - целевое управление.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Изучение понятия и функции управления организацией.
  2. Рассмотрение процесса управления организацией.
  3. Определение методов управления организацией.
  4. Разработать рекомендации для компании «ЮНИТ».

Объект курсовой работы - менеджмент как организационно - целевое управление.

Предметом является группа компаний «ЮНИТ».

При написании работы использовались труды отечественных (учебные пособия Михненко П.А., Попов Н.А., Федоренко В.Ф.) и зарубежных (Элизабет Мерманн) авторов по рассматриваемому вопросу, материалы содержали проверенную, доступную и более понятно изложенную информацию.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО – ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ


1.1 Понятие целевого управления организацией

Целевое управление – это единый для всей компании стандарт управления подразделениями и отдельными сотрудниками, при котором деятельность оценивается не по процессу, а по результату, достижению поставленной цели [11; с. 80].

Целевое управление – метод управленческой деятельности, предусматривающей предвидение возможных результатов деятельности и планирования.

Различают:

- простое целевое управление;

- программно- целевое управление;

- регламентное управление [12].

Наряду с официальными целями, или целями – заданиями, содержащимися в планах организации, все более широкое распространение в управлении получают неофициальные цели – ориентиры и сформулированные на их основе самими исполнителями с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Именно на них ориентируются прежде люди в своей деятельности, и их достижение стимулируется, прежде всего.

Управление – это сложное понятие, относительное толкование у которого существуют различные взгляды.

Управление – это процесс социального влияния, в котором один человек (руководитель) пытается побудить других людей (подчиненных) к выполнению общих заданий [19; с. 15].

1.2 Процесс управления организацией

Процесс управления - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочивание и координацию функционирования, развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей [20] .

Процесс управления решает две задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние [20].

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или управления организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. «Управлять – значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов», - так охарактеризовал процесс управления Г.Файоль[1] [8, с. 164].

Система управления организацией включает в себя совокупность всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.


В любой организации выделяются управляющая и управляемая части.

В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно – управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация. Управляющее звено – необходимый элемент любой организации.

На этом уровне принимаются управленческие решении как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Заметим, что управленческое решение – это результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит общественный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной или неявной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения [5, с. 296].

Управляемая часть – это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является входом, зависит от типа организации. Так, например, если речь идет о деловой организации, осуществляющей управление финансами, скажем, о банке, то на его вход поступают денежные средства или их заменители (ценные бумаги, векселя, акции и т.п.). Выходом является информация по управлению финансовыми потоками и денежными средствами. Во многих случаях банк осуществляет выплату наличных денежных средств [8].

Чтобы координировать действие управляемой части, необходимо использовать систему научного управления, обоснованную Ф.Тейлором в его книге «Принципы научного управления», вышедшей в свет в 1911 году. Ф.Тейлор впервые отделил процесс планирования труда от самого труда, выделив, таким образом, одну из основных управленческих функций.

Основные положения системы научного управления по Ф.Тейлору[2] формируются следующим образом:

  • Создание научного фундамента, заменяющего собой традиционные, практически сложившиеся методы работы;
  • Отбор и обучение сотрудников на основе научных критериев;
  • Взаимодействие между администрацией и исполнителями с целью практического внедрения научно разработанной системы организации труда;
  • Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и исполнителями [6, c. 80].

Позже Г. Эмерсон[3] сформулировал 12 принципов производительности труда, относящиеся к звену управления организацией, отделив истинную миссию и назначение управленческого труда:

- точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремится каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

- здравый смысл, т.е. подход с позицией здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

- компетентная консультация, т.е.необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением;

- дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;

- справедливое отношение к персоналу;

- быстрый, надёжный, полный, точный, постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

- диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;

- нормирование операций, предполагающее установление времени и последовательности выполнения операции;

- эффективное планирование, позволяющее точно измерить все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;

- нормализация условий труда, суть его в определении оптимальных условий деятельности работника;

- стандартные письменные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;

- вознаграждение за производительность, направляемое на поощрение труда каждого работника [9].

Наиболее четко задачи управления организацией сформулировал Г. Файоль, ученик и последователь Ф. Тейлора и один из основателей научной теории управления. Он выделил 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную [7, с. 215]. По его мнению, наиболее характерными задачами звена управления являются:

- планирование общего направления действия и предвидение конечного результата;

- «организовывание», т.е. распределение и управление использованием материальных и человеческих ресурсов;

- выдача распоряжений для поддержания действий работников в оптимальном режиме;

- координация различных действий для достижения общих целей;

- выработка норм поведения членов организации и проведение мероприятий по соблюдению этих норм;

- контроль за поведением членов организации [18].

Г. Файоль сформулировал характерные признаки процесса управления в начале XX. С тех пор в деятельности организаций произошли значительные изменения. Усложнилась их структура, научно – техническая революция в области естественных наук привела к возникновению новых сложных технологий, стремительное внедрение средств вычислительной техники в различные области человеческой деятельности заметно повлияло на технологию принятия управленческих решений и на процедуру, которая носит название «Контроль над исполнением решения». Изменилась технология управления финансами. В последнее время многие преобразования в этой сфере связаны с внедрением электронных систем расчетов и электронных заменителей денег [7, с. 215].


Функции управляющей системы, т.е. менеджмента как такового, определяет всего несколько основных видов функций:

  1. Планирование;
  2. Организация;
  3. Стимулирование / мотивация;
  4. Контроль.

Планирование - процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано: как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функции планирования отвечают на три вопроса:

  • где организация находится в настоящее время;
  • куда она хочет двигаться;
  • как организация собирается сделать это [18].

Организация.

Этапы:

  1. структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций);
  2. организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работа в пространстве).

Мотивация – максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу [8, с. 23].

Этапы:

  1. Определение потребности работников.
  2. Возможность работнику удовлетворить потребности через хорошую работу.
  3. Дать возможность работнику получить вознаграждение за выполнение хорошей работы.

Контроль – процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели [13].

Этапы:

  1. Установление стандартов;
  2. Измерение того, что было фактически достигнуто и сравнение достигнутого с намеченными стандартами;
  3. Определение источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.

Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание [15, с. 105].

1.3 Методы управления организацией

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Методы управленческой деятельности – совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия субъекта управления на коллектив, группу или одного человека [3].

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения, какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности [12].