Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Психологические службы образования

1.1 Психологическая служба образования как компонент интегральной системы образования

1.2 Основные виды деятельности психологической службы в системе образования

1.3 Цели, задачи и средства психологической службы образования

1.4. Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования

2. Основные направления деятельности школьного психолога

2.1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.

2.2. Психологическая служба в средней школе: основные функции и области работы

2.3 Стратегия психологической работы в школе

2.4 Школьная прикладная диагностика

2.5 Соотношение психологической коррекции и проектирования

2.6 Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися

2.7 Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов

2.8 Социально-диспетчерская деятельность

2.9 Современная концепция школьных психологических служб

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

- разрабатывает и реализует программы коррекции, направленные на устранение отклонений в умственном психическом развитии учащихся или их поведении.

Психологическая служба образования - целостный феномен, который является единством его четырех компонентов или аспектов - научных, прикладных, практических и организационных.

Основная задача службы психологического образования - обеспечить психическое и психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.

                    

1.3 Цели, задачи и средства психологической службы образования

Основные цели службы:

- содействие формированию молодого поколения, формирование индивидуальности и творческого отношения к их жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства;

- развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их умственного психического развития,

- определение психологических причин расстройства личности и интеллекта, предотвращение таких расстройств и нарушений.

Основная цель службы психологического образования -психологическое здоровье детей.

Основой психического здоровья является полноценное умственное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка: его переживаниям и чувствам, хобби и интересам, знаниям и способностям, отношению к себе, сверстникам, взрослым, окружающему миру, текущим семейным и социальным событиям, к жизни в целом.

Эта цель может быть реализована в том случае, когда психологическая служба обеспечивает непрерывность преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с ребенком, когда есть стыковка различных представлений, понимания, способности взрослых, работающих с детьми одного возраста и взрослых, которые работают с детьми другого возраста.

Основные задачи психологической службы образования:

1) в работе с детьми каждого возраста реализация возможностей и резервов развития;

2) развитие индивидуальных особенностей детей, их интересов, склонностей, способностей, отношений, чувств, увлечений, планов жизни и т.д.;

3) создание благоприятного психологического климата для развития ребенка (в детском саду, школе-интернате, школе и т. Д.), который определяется, прежде всего организацией продуктивной коммуникации детей с взрослыми и сверстниками;


4) обеспечение своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, педагогам, преподавателям.

Основным средством достижения цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенка в каждом возрастном периоде, для реализации присущего ему на соответствующей стадии онтогенеза возможностей развития личности.

Поощрение психического, психофизического и личностного развития детей на всех возрастных уровнях развития является главной задачей психологической службы в системе образования.

Ориентированность на развитие ребенка определяет направленность психологической службы образования на:

- формирование в учебном заведении развивающего образа жизни человека;

- создание благоприятного психологического климата для развития ребенка, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой стороны - создание для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в действиях, которые лично важны для него;

- обеспечение полного личного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; реализация возможностей и резервов развития каждого возраста в работе с детьми;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; развитие индивидуальных особенностей детей-интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, хобби, планов жизни и т. д .;

- психолого-педагогическое изучение детей;

- предотвращение и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

- социальная и психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с ограниченными возможностями в физическом или психическом развитии;

- помощь детям, подросткам, родителям и учителям в критических и экстремальных условиях

- консультирование родителей о воспитании детей и создании благоприятного семейного климата,

- предоставление своевременной психологической помощи и поддержки детям и их родителям, педагогам, преподавателям.

Основа работы психолога есть определенная система принципов в системе образования.

Основным принципом является принцип индивидуальных подходов. Работа психолога направлена, в том числе, ​​на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов и путей его индивидуальной коррекции и развития, решение индивидуальных трудностей и проблем в поведении и обучении.


Второй важный принцип – это принцип взаимодействия между психологом и учителями и родителями. Психолог, являющийся членом преподавательского состава, заинтересован совместно с родителями в достижении общей педагогической цели –в формировании полноценного члена общества.

Третий основополагающий принцип – это принцип соблюдения всех прав и обязанностей психолога, регулируемых соответствующими актами и документами.

1.4. Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования

Фактическое направление сосредоточено на решении актуальных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и обучении детей с отклонениями в их поведении, формировании личности общении.

Перспективное направление в первую очередь нацелено на развитие индивидуальности ребенка. Индивидуальность - психологическая уникальность индивида, человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. Это направление реализует теоретическое положение богатства возможностей для развития личности каждого ребенка. В центре профессионального внимания психологов - анализ психологических условий развития способностей всех и каждого. Уровень развития и контент-специфические способности детей будут разными, и будут разные задачи, которые психолог решает по отношению к каждому ребенку вместе с учителями и родителями.

Выводы по главе 1

В настоящее время психологическая служба есть важный необходимый компонент целостной системы народного образования, обеспечивающий развитие интеллектуального, личного и профессионального потенциала общества. Важнейшим условием эффективности службы является правильное понимание психолога и преподавателя сути их профессионального взаимодействия в единой системе воспитания и образования, взаимодополняемости позиций психолога и учителя в подходе к детям, решении проблем образовательных учреждений.

Основная цель психологической службы образования – это психологическое здоровье детей и связана она с перспективным направлением деятельности, направленным на своевременное и полное психическое и личностное развитие ребенка. Цель эта может быть реализована только, когда психологическая служба обеспечивает непрерывность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда есть понимание и «стыковка» представлений, умений взрослых, которые работают с детьми другого возраста.


Деятельность психологической службы образования направлена ​​на создание психолого-педагогических условий, которые обеспечивают духовное развитие ребенка, его душевный комфорт, лежащий в основе психологического здоровья.

2. Основные направления деятельности школьного психолога

2.1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.

Психологическая служба школы является специализированным подразделением в системе народного образования, основная задача которой - создание условий, которые способствуют полноценному умственному, психическому и личностному развитию ребенка, нарушение которого препятствует своевременной реализации индивидуальных и возрастных возможностей студентов и приводит к необходимости психологической и педагогической коррекции. Практическим психологом, который работает в учебном заведении (детский сад, школа, профессиональное училище, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при Департаменте народного образования, осуществляется деятельность педагогической службы школы и консультирование всех образовательных учреждений в регионе. Основные виды деятельности образовательной службы школы – это психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция и развитие, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена ​​на углубленное психологическое и педагогическое изучение ученика в период дошкольного, а также школьного детства, выявление индивидуальных особенностей и определение причин нарушений в обучении и поведении. Психопрофилактика направлена ​​на формирование у учителей и родителей потребности получать и использовать психологические знания о психическом развитии детей в каждом возрасте, чтобы своевременно предотвратить возможные нарушения в формировании личности и интеллекта. Задачи развития и направления психокоррекции определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития детей возрастным стандартам, помощь педагогическому персоналу в индивидуализации образования и воспитания ребенка, развитие его способностей, формирование личности. Консультативная работа заключается в том, чтобы помочь детям, учителям, родителям, по широкому кругу личностных и профессиональных, а также других конкретных жизненных проблем.


Цель психологической службы - предоставить психологические условия, которые способствуют максимальному умственному, психическому и личностному развитию учащегося.

1. Психологическое образование – приобщение и ознакомление учителей и родителей с психологическими знаниями.

2. Психопрофилактика - психолог обязан проводить постоянную работу для предотвращения возможных проблем в умственном, психическом и личностном развитии.

3. Психо-консультирование - помощь в решении проблем, которые возникают у учителей, студентов и родителей.

4. Психодиагностика - проникновение во внутренний мир ученика. Результаты опроса содержат информацию о необходимости исправления или развития ученика, эффективности консультационной или профилактической работы.

5. Психокоррекция - устранение любых отклонений.

Основная идея психологической службы – это идея поддержки, которая должна быть направлена ​​на создание психологических условий, способствующих успешному обучению и психологическому развитию.

Основной принцип организации психологической службы – последовательность.

2.2. Психологическая служба в средней школе: основные функции и области работы

Нынешнее состояние общества показывает настоятельную необходимость психологической помощи на всех этапах развития человека. Развитие в детстве, подростковом и молодежном возрасте очень динамично, поэтому актуальна работа психолога в школе.

Организация психологической службы, которая является главным звеном, которое организует психологическую поддержку в школе, преследует следующие цели и задачи. Цели Службы: оказание помощи административному и педагогическому персоналу в создании социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности учащихся, воспитанников и обеспечении психологических условий для защиты здоровья и личностного развития учащихся, воспитанников, родителей (либо их законных представителей), преподавательского состава и других участников учебного процесса; помощь учащимся в приобретении психологических знаний и навыков, нужных для приобретения профессии, развития карьеры, успеха в жизни; помощь учащимся в определении их возможностей, основанных на способностях, склонностях, интересах, здоровье; помощь учителям, родителям (или законным представителям) в обучении учащихся, а также формирование принципов взаимной помощи, терпимости, милосердия, уверенности в себе и ответственности, способности к социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод других людей. Задачи Службы: психологический анализ социальной ситуации развития, обнаружение главных проблем и выявление их причин, средств и путей их разрешения; содействие интеллектуальному и личностному развитию учащихся на любом этапе развития личности; формирование способности учащихся к саморазвитию и самоопределению; содействие преподавательскому составу в гармонизации социального и психологического климата в школе; профилактика и преодоление отклонений в психологическом и социальном здоровье и развитии учащихся; участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности сотрудников учебных заведений, обучающих проектов и программ, образовательных и методических пособий, осуществляемой по инициативе руководящих органов образования или отдельных учебных заведений; участие вместе с административными органами образования и преподавательским составом школы в подготовке и создании психолого-педагогических условий непрерывности в процессе непрерывного образования; продвижение и реализация школьных достижений в области отечественной и зарубежной психологии; содействие в обеспечении деятельности преподавателей школы научными, методическими материалами, разработками в области психологии. Основными функциями деятельности психолога в школе являются: гностические, которые включают изучение особенностей учителей и их учеников в этом учреждении в той мере, в какой они определяют свою психику и налагают на них определенные требования, а также изучение психофизиологических, индивидуальных психологических и личностных характеристик учителей, работников, обучающихся, их социального положения, особенностей межличностных взаимоотношений, как в группах учителей, так и в группах обучающихся. Результатом этой работы являются: подробные психологические характеристики личности учителя, сотрудника, ученика, подготовка психологического паспорта, позволяющего намечать и применять корректирующие психотерапевтические меры; конструктивные и образовательные, которые включают в себя работу по предотвращению и профилактике конфликтов, вызванных психологическими причинами; информировать воспитателей и педагогов основной информацией о социальной психологии, формировании навыков и методов общения; планирование различных исследований и превентивные меры; моделирование индивидуальной программы развития.