Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Психологические службы образования

1.1 Психологическая служба образования как компонент интегральной системы образования

1.2 Основные виды деятельности психологической службы в системе образования

1.3 Цели, задачи и средства психологической службы образования

1.4. Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования

2. Основные направления деятельности школьного психолога

2.1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.

2.2. Психологическая служба в средней школе: основные функции и области работы

2.3 Стратегия психологической работы в школе

2.4 Школьная прикладная диагностика

2.5 Соотношение психологической коррекции и проектирования

2.6 Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися

2.7 Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов

2.8 Социально-диспетчерская деятельность

2.9 Современная концепция школьных психологических служб

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

2.3 Стратегия психологической работы в школе

В школе выделяют две стратегии школьной психологической деятельности. Их можно назвать психологическим консультированием и проектированием (или «конструированием»).

Проектирование деятельности.

Этот тип профессиональной работы психолога является сложным взаимодействием с представителями разных специальностей (в данном случае это прежде всего учителя), чтобы спрогнозировать будущую ситуацию и заложить в ней такие психологические условия, которые обеспечили бы оптимальный поток определенных социальных действий.

Консультирование.

Под консультированием понимают решения коррекционной задачи (в широком смысле) уже существующей ситуации, психолог помогает клиенту (организации, группе, человеку) адаптироваться в существующих условиях.

Цель консультирования психолога проникновение в специфику определенного случая и поиск механизмов его психологической коррекции, Проектировочная деятельность.

Подчеркивая этот вид деятельности школьного психолога, необходимо сосредоточиться на ее содержании. При проектировочной деятельности задачами является выявить психологическое содержание определенного типа ситуации. Для проектировочной деятельности в полноценном формате необходимо взаимодействие психолога с различными специалистами, только вместе с учителями можно проводить анализ преподавательской деятельности, вычленить психологические элементы.

Первым аспектом этой работы является психологическая поддержка организационных решений системы образования и ее отдельных составляющих. Поэтому необходимо уделять больше внимания социальным и психологическим проблемам, которые, с одной стороны, достаточно представлены в работе школьного психолога, а с другой - являются частью многих сложных задач. Один из аспектов данного анализа нынешнее состояние общества и его характеристика, такая как нестабильность, а другим - анализ организации школьной жизни.

2.4 Школьная прикладная диагностика

Диагностическая работа - традиционный элемент деятельности психолога в школе, исторически сложившийся главный вид психологической школьной практики. Школьная диагностическая деятельность отличается от традиционной и должна занимать меньше времени для обработки и анализа, быть доступной и простой, ее результаты должны быть «переведены» на педагогический язык.


Школьная психодиагностика направлена на информационную поддержку процесса сопровождения.

Психодиагностические данные нужны для: составления социального психологического портрета ученика (описание его школьного положения); определения форм и путей помощи детям, которые испытывают сложности в обучении, коммуникации и психическом здоровье; выбор форм и средств психологической поддержки учащихся согласно присущим им характеристикам общения и обучения.

Существуют три основные диагностические схемы: диагностический минимум, первичная дифференциация формы и патология психического развития и углубленное психодиагностическое обследование. Каждая из схем направлена ​​на решение задач сопровождения, имеет свою «разрешающую» способность. Однако они органично взаимосвязаны и в реальной школьной практике используются в определенной последовательности.

Первая диагностическая схема - диагностический минимум, это комплексная психолого-педагогическая экспертиза всех учащихся определенной параллели. Эта схема направлена ​​на выявление социально-психологических характеристик статуса учащихся, которые существенно влияют на эффективность их развития и обучения. Реализация схемы позволяет, идентифицировать группу учащихся, которые испытывают трудности в обучении, поведении и психическом здоровье в школе, а также определить специфические особенности эмоциональной, когнитивной, волевой и личной сфер учащихся обследуемой параллели, знание которых необходимо для успешной поддержки. Первые включают, например, высокий уровень личностной или школьной тревоги, плохое развитие определенных когнитивных навыков и процессов, признаки социальной дезадаптации поведения и общения, вторые - умственную работоспособность и темпы умственной деятельности, специфику системы отношений учащегося с миром и с самим собой и т.д.

Диагностический минимум - важнейший механизм, который инициирует реализацию других двух схем психодиагностики в отношении детей с конкретными типами проблем в образовании и развитии. При выявлении проблем, которые свидетельствуют о возможных нарушениях психического развития, применяется схема 2 - дифференциация патологии и нормы, а в случае существования проблем развития и обучения, которые разворачиваются в рамках сохранного интеллекта - схема 3- реализуется углубленное исследование личности учащегося.

Вторая диагностическая схема – это первичная дифференциация норм и патологий умственного развития ученика. Психолог в школе не уполномочен определять тип нарушения, устанавливать патопсихологический или психиатрический диагноз. Задачи психолога в школе как можно точнее определить, связаны ли проблемы ребенка с нарушениями психического развития, которые носят клинический характер. В случае подтверждения, психолог в школе выполняет диспетчерскую функцию, пересылая запрос специалисту.


Реализация этой схемы применяется в первую очередь к запросам, которые связаны с предполагаемыми нарушениями психического развития ребенка, и, соответственно, затрагивает учеников начальной школы и частично младших подростков. Касательно иных нарушений психического развития, то основным видом работы психолога в школе будет диспетчерская совместно с консультированием и психологической поддержкой учителей и родителей.

Третья диагностическая схема – это более глубокое психологическое обследование ребенка. Это работа школьного психолога по отношению к детям:

- с предполагаемыми психологическими внутренними конфликтами, с целью понять причины и найти решение, для которых необходимо получить дополнительную психологическую информацию;

- с проблемами и особенностями в когнитивной сфере (в пределах возрастной нормы психического развития).

По результатам диагностического минимума, существуют группы «психологически благополучных» учеников и школьников с проблемами развития и образования. Кроме того, в результате проверки запроса учителя или родителей на обоснованность ребенка либо относят к «проблемным», либо работа психолога направлена ​​на консультирование авторов запроса и решение уже их проблем. Далее, по отношению к каждому ученику из группы «проблемных» выдвигается предположение о причинах и происхождении имеющихся психологических трудностей. Согласно предложенной гипотезе реализуется определенный вид последующего диагностического обследования. Ученики, характеризующиеся по результатам диагностики как «психологически благополучные», не подвергаются повторному обследованию до последующего планового обследования. Исключением является обоснованный запрос с их стороны или стороны родителей и учителей.

2.5 Соотношение психологической коррекции и проектирования

Психолог в школе выступает очень часто в качестве связующего звена между клиентами (учеником, учителем, иногда родителями) и психологом, узкопрофильным специалистом. Особенность работы психологической службы в школе - определенная «смещенность» роли клиента. Часто первым обратившимся к психологу является учитель (или родитель), который просит о помощи в работе с любым учеником.

Еще одна особенность школьного психолога заключается в том, что после предварительной стадии диагностики он может предвидеть случаи, которые затем могут быть причиной обращения к нему. Участвуя в школьной жизни, наблюдая и исследуя ее, психолог может появиться в кризисной ситуации на начальном этапе своего возникновения, до того как она будет осознана ребенком или взрослым. Эта особенность положения психолога в школе приводит к внешнему размытию границ между чисто консультационной работой и проектировочной.


Школьная психологическая служба должна проводить работу, направленную на исправление существующей ситуации, а также создавать программы, которые позволят избежать многих психологических ошибок, трудностей в обучении. Кризис в обществе, реформация разрушающейся системы образования, комплекс сложных личных проблем, которые накапливаются как у детей, так и у взрослых - все это затрудняет положение школьного психолога, а его присутствие - необходимо.

2.6 Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися

Развивающая деятельность психолога в школе сосредоточена на создании социальных психологических условий для интегрального психологического развития учащихся, а психокоррекционная - решении конкретных проблем обучения, психического здоровья или поведения в процессе такого развития. Выбор конкретной формы определяется по результатам психодиагностики.

Первая форма больше ориентирована на «психологически благополучных» учеников, уровень развития и современное состояние которых позволяет решать сложные психологические проблемы. Вторая - позволяет работать с психологическими проблемами, определяющимися в процессе обучения, поведения (общения) или внутреннего психологического состояния учащихся, то есть ориентирована на работу с «психологически неблагополучными» учениками.

Коррекционная и воспитательная работа рассматривается как основной вид работы психолога в школе с подростками и детьми. Диагностика является основой для его надлежащей организации, другие формы - заменяют или дополняют ее, если это необходимо. Основной принцип, который лежит в основе его содержания и организации - это целостность, то есть содержание коррекционной и воспитательной работы должно обеспечивать воздействие на личность подростка или ребенка. У психолога есть представление о том, в сфере психического мира учащегося локализуется проблема, он также имеет различные научные представления о потребностях и характеристиках возраста. Однако необходимо работать со всей личностью в целом, во всем его разнообразии когнитивных, эмоциональных, мотивационных и других проявлений.

Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована прежде всего на познавательные, эмоциональные, личные, социальные сферы умственной психической жизни и самосознание детей. Эта ориентация в рамках целостного воздействия достаточно возможна, поскольку предполагает выявление определенного приоритетного направления при выборе приемов и методов.


Психокоррекционная работа в школьной практике, может проводиться в форме индивидуальной и групповой деятельности. Конкретная форма работы выбирается в зависимости от характера проблемы (при этом могут быть противопоказания для групповой работы), возраста ребенка и его пожеланий. Принцип целостного воздействия для нее остается первостепенным, хотя и выбор приоритетов остается необходимым.

2.7 Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов

Консультирование и просвещение учащихся.

Просвещение как форма профессиональной практической деятельности дает слушателям пассивную позицию, и в данной ситуации новое знание, если оно вступает в противоречие с существующими человеческими представлениями или связано с их изменением, может быть отвергнуто либо забыто. При выборе контента очень важно учитывать возрастные ценности и потребности учащихся, уровень их реального развития, готовность усваивать определенные знания и навыки, а также и реальную групповую ситуацию в определенном классе или параллели существующих текущих проблем.

Эффективность психологического просвещения учеников определяется тем, насколько предлагаемые знания в настоящее время значительны, актуальны для отдельного школьника или ученической группы и насколько привычна или привлекательна им форма передачи знаний, выбранная психологом.

Консультирование школьников - еще один важный вид практической работы, ориентированный на подростков и учащихся старших классов, которое может иметь различное содержание, затрагивающее как проблемы профессионального, так и личностного самоопределения ученика, а также различные аспекты его взаимоотношений с другими людьми.

В рамках консультирования как многофункционального вида индивидуальной работы психолога с учениками, могут быть решены следующие задачи:

- помощь подросткам и учащимся старших классов, которые испытывают трудности с обучением, коммуникацией или психическим здоровьем;

- обучение подростков и учащихся старших классов навыкам самопознания, самоанализа и самораскрытия, использованию их психологических характеристик и возможностей для успешного развития и обучения

- оказание психологической поддержки и помощи учащимся, которые находятся в состоянии фактического актуального стресса, сильного эмоционального переживания, конфликта.