Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Психологические службы образования

1.1 Психологическая служба образования как компонент интегральной системы образования

1.2 Основные виды деятельности психологической службы в системе образования

1.3 Цели, задачи и средства психологической службы образования

1.4. Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования

2. Основные направления деятельности школьного психолога

2.1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.

2.2. Психологическая служба в средней школе: основные функции и области работы

2.3 Стратегия психологической работы в школе

2.4 Школьная прикладная диагностика

2.5 Соотношение психологической коррекции и проектирования

2.6 Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися

2.7 Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов

2.8 Социально-диспетчерская деятельность

2.9 Современная концепция школьных психологических служб

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

Психологическое консультирование и просвещение педагогов - принципиально важная область практической деятельности психолога в школе. Эффективность его работы в школе во многом определяется тем, насколько он смог установить конструктивное и широкое сотрудничество с учителями и руководством школы в решении различных проблем школьной поддержки.

Таким образом, психологическое и педагогическое консультирование является универсальной формой организации сотрудничества учителей в решении профессиональных проблем учителя и различных школьных проблем, и основано на следующих принципах:

- равноправное сотрудничество педагога и психолога;

- формирование установки учителей к самостоятельному решению проблем;

- принятие ответственности за совместные решения участников консультирования;

 - распределение между учителем и психологом профессиональных функций.

Третье направление консультирования – социально-посредническая работа психолога в школе в ситуациях решения межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и т.д.

2.8 Социально-диспетчерская деятельность

Социально-диспетчерская деятельность психолога в школе направлена ​​на то, чтобы родители и педагоги (школьная администрация) получили социально-психологическую помощь, которая превышает функциональные обязанности и профессиональную компетентность школьного практика. Эффективная работа этой функции возможна только в том случае, если психологическая работа в школе является связующим звеном разветвленной системы социальной и психологической поддержки (или службы помощи) национального образования. У психолога, в данном случае, есть представление как, куда и с какой сопроводительной документацией возможно «переадресовать» запрос. Во всех других ситуациях он не может быть уверен, что клиенту будет оказана помощь и предложены эффективные формы сотрудничества.

Школьный психолог ссылается на социальную диспетчерскую деятельность, когда предполагаемый вид работы с учащимся, его родителями или учителями выходит за пределы его функциональных обязанностей; когда у психолога нет достаточных знаний и опыта для оказания необходимой помощи самостоятельно, а также, когда проблема может быть решена только путем выхода за пределы школьного взаимодействия и вовлеченных в нее людей.


Деятельность психолога в указанных случаях не ограничивается «перенаправлением проблемы», а предполагает последовательное решение задач:

- определение характера проблемы и способов ее решения;

- поиск специалиста, который может помочь;

- помощь в установлении контакта с клиентом;

- подготовка необходимой сопроводительной документации;

- отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;

- осуществление психологической поддержки клиента в работе со специалистом.

Подчеркивая эти задачи, следует отметить, что школьный психолог не освобождает себя от ответственности за образование и развитие ребенка в школе, перенаправляя квалифицированную работу с ним другому специалисту. Его обязанности по-прежнему включают поддержку ребенка, изменяя только форму и содержание этого процесса.

Таким образом, кратко описываются основные виды деятельности школьного психолога.

2.9 Современная концепция школьных психологических служб

 Деятельность психологической службы образования должна быть направлена ​​не только на диагностику характеристик личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в воспитании и обучении, но прежде всего на предотвращение и устранение подобных нарушений.

Преподаватели, участвующие в работе психологической службы, должны получить специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. В свою очередь, квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения.

Содержание работы психологической службы образования определяется ее основными задачами и заключается в:

- необходимости обеспечения интеллектуального и полного личностного развития детей в каждом возрастном периоде, формирования их способностей к саморазвитию и самовоспитанию;

- важности обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и значимости психологического и педагогического изучения детей;

- предотвращении и преодолении отклонений в личностном и интеллектуальном развитии детей.

Самыми известными существующими концепциями школьной психологической службы являются концепция Дубровиной И.В. и концепция Фридмана Л. М..


Цели школьной психологической службы, с точки зрения Фридмана Л.М., должны соответствовать главной цели школы - воспитанию каждого учащегося высоконравственной, творчески активной, культурной, образованной, и социально зрелой личности.

Психолог в школе является членом преподавательского состава и непосредственно участвует в реализации образовательных и воспитательных целей школы через педагогов, классных руководителей, администрацию и ученическое самоуправление.

Данная концепция включает в себя виды работы психолога в школе:

1) организация приема детей в школу и комплектование ученических классов;

2) установление дружественных и партнерских отношений между учителями и родителями;

3) изучение процесса личностного развития учеников;

4) оценка степени воспитанности учеников.

Согласно концепции Дубровиной И.В. здоровье детей является одной из фундаментальных ценностей современного образования. Считается, что основная функция психологической службы образования - профессиональная забота о психологическом здоровье ребенка. Сущностные особенности психологического здоровья - человечность индивидуума - определяется как формирование и проявление субъективного духа, следование самым высоким стандартам человеческой культуры, моральным принципам, творческой трансформации реальности, основанной на воле к совершенству любви и качеству жизни.

С точки зрения Дубровиной И. В., ориентация на развитие ребенка, определяет основные задачи психологической службы образования:

1) реализация возможностей и резервов развития каждого возраста в работе с детьми;

2) развитие индивидуальных особенностей детей - их способностей, интересов, чувств, склонностей, хобби, отношений, жизненных планов;

3) создание благоприятного психологического климата для развития ребенка, который определяется организацией продуктивного общения ребенка с его сверстниками и взрослыми и создание ситуаций успеха в той деятельности, являющейся для него личностно значимой;

4) предоставление своевременной психологической поддержки и помощи и детям и их родителям и учителям.

Выводы ко 2 главе

В настоящее время сложилось четыре основные области, которые определяет специализацию в работе практического психолога: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психокоррекция.

На практике психолог в определенной степени участвует в работе по всем четырем областям, но каждый из них для них требует большой специальной подготовки, времени и значительного профессионального опыта, поэтому совершенствование и развитие работы практического психолога и психологической службы обычно включает специализацию в одном или двух из четырех рассмотренных направлений работы. Перспективы развития психологической службы связаны с более глубоким и органичным проникновением психологических знаний в процесс воспитания и обучения с интеграцией в систему образования подразделений психологической службы и ее включение как обязательного, неотъемлемого звена в системе образования, которое будет сопровождаться разъяснением и установлением четких деловых отношений между практическими психологами и иными участниками образовательного процесса.


Заключение

В настоящее время психологическая служба есть важный необходимый компонент целостной системы народного образования, обеспечивающий развитие интеллектуального, личного и профессионального потенциала общества. Важнейшим условием эффективности службы является правильное понимание психолога и преподавателя сути их профессионального взаимодействия в единой системе воспитания и образования, взаимодополняемости позиций психолога и учителя в подходе к детям, решении проблем образовательных учреждений.

Итак, психологическая служба школы – это специализированное подразделение в системе народного образования, главная задача которой заключается в обеспечении условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка, нарушение которых препятствует своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учеников и приводит к потребности в психолого-педагогической коррекции.

Унифицированная концепция деятельности школьной психологической службы еще не развита, но сформировалась профессиональная генерация, практические психологи образования, вооруженные знаниями «что делать?» (специфика профессиональных задач), «как?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности, форма организации работы), «на каких основаниях?» (система базовых понятий) и «для чего?» (система исходных профессиональных целей и ценностей).

Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном заведении (детский сад, школа, профессиональное техническое училище, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при департаменте народного образования, консультируя все образовательные учреждения в регионе. Основные виды деятельности педагогической службы школы - психологическое консультирование психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция,.

Психолог в школе является членом преподавательского состава и непосредственно участвует в реализации образовательных и воспитательных целей школы через педагогов, классных руководителей, администрацию и ученическое самоуправление.

Психопрофилактика направлена ​​на формирование у учителей и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии ребенка в каждом возрастном этапе, чтобы своевременно предотвратить возможные нарушения в формировании личности и интеллекта.


Психодиагностика направлена ​​на углубленное психологическое и педагогическое изучение ученика во время дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в обучении и поведении.

Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития детей возрастным стандартам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитие их способностей, формирование личности.

Консультативная работа заключается в том, чтобы помочь учителям, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и иных конкретных жизненных проблем.

Таким образом, условия формирования педагогических задач зависят от успешной работы психолога. Успешное сотрудничество психолога, родителей и школьных учителей часто приводит к желаемым результатам в отношении поведения ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. – M., Ось-89, 2002.
  2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г., Возрастно-психологическое консультирование. М. Московский государственный университет, 1990.
  3. Битянова М. Организация психологической работы в школе. - М .: Совершенство, 1998. С. 53.
  4. Битянова М., Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. С.53-54.
  5. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /., -М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
  6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.