Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психологические службы образования
1.1 Психологическая служба образования как компонент интегральной системы образования
1.2 Основные виды деятельности психологической службы в системе образования
1.3 Цели, задачи и средства психологической службы образования
1.4. Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования
2. Основные направления деятельности школьного психолога
2.1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.
2.2. Психологическая служба в средней школе: основные функции и области работы
2.3 Стратегия психологической работы в школе
2.4 Школьная прикладная диагностика
2.5 Соотношение психологической коррекции и проектирования
2.6 Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися
2.7 Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов
2.8 Социально-диспетчерская деятельность
Осуществлять психолого-педагогическое воздействие на обучающихся можно через преподавателей, педагогов и наставников, работающих непосредственно с группами обучающихся на регулярных семинарах; консультирование, которое включает объяснение и интерпретацию отдельных психологических состояний, отношение учителей и учеников или их поведение в профессиональной деятельности и семейной жизни; выбор и реализацию мер, направленных на моральное и волевое воспитание обучающихся, формирование их определенных личностных качеств, влияние на социальный статус отдельных лиц, организацию адекватных межличностных взаимоотношений в преподавательском составе и группах обучающихся; психопрофилактические и психотерапевтические работы, в том числе диагностику, психопрофилактику и психотерапию невротических состояний, профилактику трудностей в личностном и интеллектуальном развитии, организацию восстановительных мер, реализацию мероприятий по управлению психическим состоянием; разработку новых методик диагностики и психопрофилактики для нужд этого учреждения и для запросов других организаций области, которые не имеют аналогичных служб.
Основные направления работы психолога в вузе.
Работа школьного психолога традиционно организована в следующих областях: диагностические работы; исправительные и воспитательные работы; консультативные и просветительские работы.
Психологическая диагностика - это углубленное психологическое и педагогическое изучение учащихся на протяжении полного периода обучения, определение индивидуальных склонностей и характеристик личности, его потенциала в процессе воспитания и обучения, профессиональном самоопределении, выявление механизмов и причин нарушений в обучении и социальной адаптации. В настоящее время диагностическая работа психолога в школе имеет следующие задачи: составление социального и психологического портрета учащегося; определение форм и путей помощи детям, испытывающим трудности в образовании, коммуникации и психическом благополучии; выбор форм и средств психологической поддержки учащихся согласно присущим им характеристикам общения и обучения. Выделяют следующие формы организации диагностической работы:
- комплексная психолого-педагогическая экспертиза всех школьников определенной параллели или как ее еще называют «фронтальное», то есть плановая проверка. Эта форма является первичной диагностикой, ее результаты позволяют идентифицировать «благополучных», «неблагополучных» детей по отношению к измеренным характеристикам. Примером подобного обследования в средних школах могут служить отслеживания динамики адаптации учащихся к обучению на среднем уровне, подготовка социально-психологического статуса учащегося во время острого подросткового кризиса, опрос старшеклассников. Экспертные опросы учителей и родителей; структурированное наблюдение учащихся во время опроса; психологическая экспертиза учащихся; анализ педагогических документов (классный журнал, тетради учащихся) и материалы предыдущих опросов являются основными средствами получения информации о психолого-педагогическом положении учащегося в комплексном обследовании;
- глубокое психодиагностическое исследование используется во время изучения сложного случая и включает использование отдельных клинических процедур. Такой вид работ проводится по итогам первичной диагностики или является обязательным компонентом консультирования родителей и учителей о реальных трудностях ребенка в области коммуникации, образования и т.д.
- оперативное психодиагностическое обследование используется при неотложной необходимости получения информации с использованием экспресс-методик, анкетирования, интервью для изучения общественного мнения. Во время проведения диагностических процедур используются стандартные психологические методы, адаптированные к условиям этой школы.
Коррекционная и развивающая работа психолога в школе. Психологическая коррекция – это активное влияние на процесс формирования и становления личности в детстве, а также сохранение индивидуальности. Понятие коррекции определяет целенаправленное психологическое воздействие, чтобы изменить психическое состояние человека сообразно с «нормой психического развития», что означает постороннее внешнее вмешательство в определенные психические проявления человека [1]. Коррекционная и развивающая работа предполагает активное влияние на человека, чтобы сформировать у него ряд индивидуальных психологических характеристик, необходимых для дальнейшего формирования и развития личности. Цели коррекционно-воспитательной работы с детьми определяются путем понимания закономерностей умственного психического развития детей как активного процесса деятельности, осуществляемого в сотрудничестве с взрослыми. Поскольку концепция психологической коррекции тесно связана с понятием нормы психического развития (понятие нормы часто интерпретируется исследователями по-разному), при коррекционной работе реализуются основные стратегии: реализация коррекция как сокращение до средней нормы, определяемой статистически, на основе единой «универсальной» психотехнологии, разработанной для всех. Программа психокоррекции составляется в основном по результатам психодиагностического обследования и основывается на методологических принципах, которых придерживается практический психолог. Психокоррекционная работа со старшеклассниками и подростками имеет специфические особенности. Это связано с активным развитием интеллектуальных способностей обучающихся, с формированием их теоретического или вербального и логического мышления; с уменьшением мотивации к обучению у подростков и селективностью образовательной мотивации у старшеклассников; ростом нестабильности эмоциональной сферы, интенсивным переживанием новых чувств; расширением межличностных отношений и социальных контактов обучающихся, развитием способностей диадической коммуникации. Каждый из этих факторов может быть основой для корректирующей работы.
Таким образом, коррекционная работа в старшей школе должна осуществляться по нескольким направлениям и быть связана с: развитием интеллектуальных способностей и мышления; коррекцией и развитием эмоциональной сферы, развитием мотивации к обучению; формированием эффективных навыков общения и взаимодействия; сокращением внутриличностных противоречий и оказанием помощи профессионального самоопределения. В психокоррекционной работе с подростками и старшеклассниками особое внимание следует уделять ближайшему окружению ребенка и его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом [2]
Консультативная и воспитательная работа психолога в школе. Психолог школы проводит свою консультативную работу в следующих областях: просвещение и консультирование учителей; родителей; школьников. При этом, консультирование может принимать форму консультирования по вопросам образования и умственного психического развития ребенка и просветительской учебной работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
Консультативная деятельность - оказание помощи учащимся, их родителям (или законным представителям), преподавателям и другим участникам данного процесса в области развития, обучения и воспитания при помощи психологического консультирования. Особенность консультационной работы психолога в средней школе заключается в том, что зачастую прямой «получатель» психологической помощи (клиент) не является ее конечным адресатом - ребенком, а взрослый, обратившийся за консультацией (учитель, родитель), который обратился за советом. Но, в отличие от аналогичной ситуации в начальной школе для психологической помощи в средней школе, может связаться и сам подросток. В этой связи школьный психолог в своей работе должен органично сочетать разные виды консультирования (семейные, возрастно-психологические и т.д.). Эффективность всей работы психолога-консультанта школы во многом определяется тем, насколько он смог установить с учителями, родителями и администрацией школы конструктивное сотрудничество в решении проблем воспитания и обучения школьников. В своей практике консультирования школьный психолог может применять принципы консультирования по различным психологическим областям (диагностической, экзистенциальной, гуманистической, поведенческой (бихевиоральной) и другие подходы). При работе с ребенком, личность и психика, которого все еще находятся на стадии формирования, принимаются во внимание возрастные характеристики, которые являются условием для консультативной деятельности в школе. В целом задача психолого-психологического консультирования - следить за ходом умственного, психического развития детей основываясь на представлениях о возрастной периодизации и нормативном содержании данного процесса. Эта общая задача сегодня включает в себя конкретные компоненты: ориентация учителей, родителей и иных лиц, принимающих участие в воспитании, возрастных и индивидуальных особенностях психического развития детей; своевременная первичная идентификация детей с различными нарушениями и отклонениями психического развития и их направление в медико-психологические педагогические консультации; профилактика вторичных психологических осложнений у ребенка, с состояниями ослабленного физического или нейро-психического здоровья, рекомендации по психологической гигиене и психопрофилактике (совместно с детским пато-психологом и врачом); составление (в сотрудничестве с преподавателями или психологами) рекомендаций по психологической и педагогической коррекции сложностей в школьном обучении для родителей, учителей и иных лиц; подготовка (в сотрудничестве с экспертами в области семейной психотерапии) рекомендаций по семейному воспитанию детей; коррекционные работы индивидуально и (или) в конкретных группах в консультации с детьми и родителями; психологическое воспитание населения посредством лекций и иных форм работы.
Консультирование и обучение учителей.
В консультативной работе с учителями выделяют принципы, на которых основывается сотрудничество школьного психолога с преподавательским составом при решении школьных и профессиональных проблем и задач учителя: равное взаимодействие психолога и учителя; формирование учительской установки по самостоятельному решению проблем, распределение между учителями и психологами профессиональных функций.
Организацию психологического консультирования учителей можно разделить на три области:
1) консультирование при разработке и реализации психологических адекватных программ воспитания и обучения. Психолог оценивает насколько полностью учитываются возрастные особенности обучающихся, адекватные ли методологические аспекты педагогической программы эффективных коммуникативных техник;
2) консультирование учителей о проблемах в обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учеников. Это наиболее распространенный вид консультативной работы психолога в школе, помогающий решить проблемы в школе в сотрудничестве с преподавателями и школьной администрацией и помогает создать благоприятные условия для развития личности и обучения ребенка. Многообещающей формой организационной и консультационной работы с учителями является психолого-педагогический совет, который является «организационной формой, в рамках которой разрабатывается и планируется единая психолого-педагогическая стратегия поддержки каждого ребенка в процессе обучения» [3] Совет позволяет соединить информацию об отдельных компонентах школьного положения ребенка, которая имеется у учителей, классного руководителя, школьного врача и психолога, а также на основе целостного видения учащегося, учитывая его актуальное состояние и динамику прежнего развития для разработки и реализации общей линии дальнейшего его обучения и развития» [4]. Совет как коллективная методика изучения обучающихся выполняет следующие функции: диагностическая – которая заключается в изучениях социальных ситуаций развития, определении доминирующего развития, потенциала и способностей обучающихся, распознавании сущности отклонения в поведении, деятельности и коммуникация; воспитательная - включает в себя разработку плана педагогической коррекции в форме образовательных и учебно-воспитательных мероприятий, которые рекомендуются родителям, классному учителю, преподавателю предмета, ученическим активистам и т.д., характер этих мер может быть терапевтическим, контролирующим, дисциплинирующим, исправительным по своей природе; реабилитирующая - предусматривает защиту интересов детей, попавших в неблагоприятные семейные или образовательно-воспитательные условия. Значение семейной реабилитации заключается в повышении ценности и статуса ребенка как члена семьи. Суть школьной реабилитации - разрушение образа, который сложился среди учителей и сверстников, преодоления состояния обструкции и психологической незащищенности, дискомфорта [6].
3) консультирование в ситуации разрешения межгрупповых и межличностных конфликтов в разных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и т.д. В рамках этой посреднической социальной работы психолог создает ситуацию обсуждения конфликта вначале с каждым конфликтующим отдельно, затем вместе. Психолог может помочь устранить эмоциональную нагрузку у участников конфликтной ситуации, перевести дискуссию в конструктивное русло, и затем помогает им найти допустимые способы решения спорной ситуации. Психологическое просвещение учителей направлено на создание условий, при которых они могут получить нужные психолого-педагогические навыки и знания, которые помогут учителям в решении задач: - организовать процесс эффективного обучения; - построить взаимные отношения с учащимися и коллегами на взаимовыгодной основе; осмысливать и осознавать себя в профессии и взаимодейстсвовать с другими участниками.
Консультирование и образование для родителей.
Психологическое и педагогическое консультирование родителей, как и учителей, может быть организовано, и по просьбе родителя по предоставлению консультативной и методической помощи в организации эффективного взаимодействия между родителями и детьми; и инициировано психологом. Одна из функций консультирования с родителями - информировать родителей о проблемах ребенка в школе. Кроме того, целью консультирования может быть потребность в психологической поддержке родителей при выявлении серьезных психологических проблем или эмоциональными переживаниями у ребенка и событиями в семье. Содержанием просветительской деятельности школьного психолога у родителей может быть их ознакомление с насущными проблемами детей, актуальными вопросами, которые решают дети в период школьного образования и умственного и психического развития.
Консультирование и обучение школьников.
Консультирование юношей и подростков имеет свою особенность. Число случаев поиска психологической помощи в этом возрасте резко возрастает. В то же время количество запросов клиентов (школьников или родителей) резко возрастает: от проблем первой, возможно безответной любви до опасности алкоголизма и наркомании, признаков дисморфомании до отсутствия желания посещать в школу. Еще больше отличает это время жизни ребенка с позиции особенностей психологической консультации то, что в отличие от младших школьников или учащихся 4-х-5-х классов, подросток впервые является клиентом, иногда и без информирования родителей [5]. Одним из видов психологического просвещения учащихся является управление факультативом или секцией по психологии.