Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Психологические службы образования

1.1 Психологическая служба образования как компонент интегральной системы образования

1.2 Основные виды деятельности психологической службы в системе образования

1.3 Цели, задачи и средства психологической службы образования

1.4. Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования

2. Основные направления деятельности школьного психолога

2.1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.

2.2. Психологическая служба в средней школе: основные функции и области работы

2.3 Стратегия психологической работы в школе

2.4 Школьная прикладная диагностика

2.5 Соотношение психологической коррекции и проектирования

2.6 Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися

2.7 Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов

2.8 Социально-диспетчерская деятельность

2.9 Современная концепция школьных психологических служб

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

Осуществлять психолого-педагогическое воздействие на обучающихся можно через преподавателей, педагогов и наставников, работающих непосредственно с группами обучающихся на регулярных семинарах; консультирование, которое включает объяснение и интерпретацию отдельных психологических состояний, отношение учителей и учеников или их поведение в профессиональной деятельности и семейной жизни; выбор и реализацию мер, направленных на моральное и волевое воспитание обучающихся, формирование их определенных личностных качеств, влияние на социальный статус отдельных лиц, организацию адекватных межличностных взаимоотношений в преподавательском составе и группах обучающихся; психопрофилактические и психотерапевтические работы, в том числе диагностику, психопрофилактику и психотерапию невротических состояний, профилактику трудностей в личностном и интеллектуальном развитии, организацию восстановительных мер, реализацию мероприятий по управлению психическим состоянием; разработку новых методик диагностики и психопрофилактики для нужд этого учреждения и для запросов других организаций области, которые не имеют аналогичных служб.

Основные направления работы психолога в вузе.

Работа школьного психолога традиционно организована в следующих областях: диагностические работы; исправительные и воспитательные работы; консультативные и просветительские работы.

Психологическая диагностика - это углубленное психологическое и педагогическое изучение учащихся на протяжении полного периода обучения, определение индивидуальных склонностей и характеристик личности, его потенциала в процессе воспитания и обучения, профессиональном самоопределении, выявление механизмов и причин нарушений в обучении и социальной адаптации. В настоящее время диагностическая работа психолога в школе имеет следующие задачи: составление социального и психологического портрета учащегося; определение форм и путей помощи детям, испытывающим трудности в образовании, коммуникации и психическом благополучии; выбор форм и средств психологической поддержки учащихся согласно присущим им характеристикам общения и обучения. Выделяют следующие формы организации диагностической работы:

- комплексная психолого-педагогическая экспертиза всех школьников определенной параллели или как ее еще называют «фронтальное», то есть плановая проверка. Эта форма является первичной диагностикой, ее результаты позволяют идентифицировать «благополучных», «неблагополучных» детей по отношению к измеренным характеристикам. Примером подобного обследования в средних школах могут служить отслеживания динамики адаптации учащихся к обучению на среднем уровне, подготовка социально-психологического статуса учащегося во время острого подросткового кризиса, опрос старшеклассников. Экспертные опросы учителей и родителей; структурированное наблюдение учащихся во время опроса; психологическая экспертиза учащихся; анализ педагогических документов (классный журнал, тетради учащихся) и материалы предыдущих опросов являются основными средствами получения информации о психолого-педагогическом положении учащегося в комплексном обследовании;


- глубокое психодиагностическое исследование используется во время изучения сложного случая и включает использование отдельных клинических процедур. Такой вид работ проводится по итогам первичной диагностики или является обязательным компонентом консультирования родителей и учителей о реальных трудностях ребенка в области коммуникации, образования и т.д.

- оперативное психодиагностическое обследование используется при неотложной необходимости получения информации с использованием экспресс-методик, анкетирования, интервью для изучения общественного мнения. Во время проведения диагностических процедур используются стандартные психологические методы, адаптированные к условиям этой школы.

Коррекционная и развивающая работа психолога в школе. Психологическая коррекция – это активное влияние на процесс формирования и становления личности в детстве, а также сохранение индивидуальности. Понятие коррекции определяет целенаправленное психологическое воздействие, чтобы изменить психическое состояние человека сообразно с «нормой психического развития», что означает постороннее внешнее вмешательство в определенные психические проявления человека [1]. Коррекционная и развивающая работа предполагает активное влияние на человека, чтобы сформировать у него ряд индивидуальных психологических характеристик, необходимых для дальнейшего формирования и развития личности. Цели коррекционно-воспитательной работы с детьми определяются путем понимания закономерностей умственного психического развития детей как активного процесса деятельности, осуществляемого в сотрудничестве с взрослыми. Поскольку концепция психологической коррекции тесно связана с понятием нормы психического развития (понятие нормы часто интерпретируется исследователями по-разному), при коррекционной работе реализуются основные стратегии: реализация коррекция как сокращение до средней нормы, определяемой статистически, на основе единой «универсальной» психотехнологии, разработанной для всех. Программа психокоррекции составляется в основном по результатам психодиагностического обследования и основывается на методологических принципах, которых придерживается практический психолог. Психокоррекционная работа со старшеклассниками и подростками имеет специфические особенности. Это связано с активным развитием интеллектуальных способностей обучающихся, с формированием их теоретического или вербального и логического мышления; с уменьшением мотивации к обучению у подростков и селективностью образовательной мотивации у старшеклассников; ростом нестабильности эмоциональной сферы, интенсивным переживанием новых чувств; расширением межличностных отношений и социальных контактов обучающихся, развитием способностей диадической коммуникации. Каждый из этих факторов может быть основой для корректирующей работы.


Таким образом, коррекционная работа в старшей школе должна осуществляться по нескольким направлениям и быть связана с: развитием интеллектуальных способностей и мышления; коррекцией и развитием эмоциональной сферы, развитием мотивации к обучению; формированием эффективных навыков общения и взаимодействия; сокращением внутриличностных противоречий и оказанием помощи профессионального самоопределения. В психокоррекционной работе с подростками и старшеклассниками особое внимание следует уделять ближайшему окружению ребенка и его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом [2]

Консультативная и воспитательная работа психолога в школе. Психолог школы проводит свою консультативную работу в следующих областях: просвещение и консультирование учителей; родителей; школьников. При этом, консультирование может принимать форму консультирования по вопросам образования и умственного психического развития ребенка и просветительской учебной работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Консультативная деятельность - оказание помощи учащимся, их родителям (или законным представителям), преподавателям и другим участникам данного процесса в области развития, обучения и воспитания при помощи психологического консультирования. Особенность консультационной работы психолога в средней школе заключается в том, что зачастую прямой «получатель» психологической помощи (клиент) не является ее конечным адресатом - ребенком, а взрослый, обратившийся за консультацией (учитель, родитель), который обратился за советом. Но, в отличие от аналогичной ситуации в начальной школе для психологической помощи в средней школе, может связаться и сам подросток. В этой связи школьный психолог в своей работе должен органично сочетать разные виды консультирования (семейные, возрастно-психологические и т.д.). Эффективность всей работы психолога-консультанта школы во многом определяется тем, насколько он смог установить с учителями, родителями и администрацией школы конструктивное сотрудничество в решении проблем воспитания и обучения школьников. В своей практике консультирования школьный психолог может применять принципы консультирования по различным психологическим областям (диагностической, экзистенциальной, гуманистической, поведенческой (бихевиоральной) и другие подходы). При работе с ребенком, личность и психика, которого все еще находятся на стадии формирования, принимаются во внимание возрастные характеристики, которые являются условием для консультативной деятельности в школе. В целом задача психолого-психологического консультирования - следить за ходом умственного, психического развития детей основываясь на представлениях о возрастной периодизации и нормативном содержании данного процесса. Эта общая задача сегодня включает в себя конкретные компоненты: ориентация учителей, родителей и иных лиц, принимающих участие в воспитании, возрастных и индивидуальных особенностях психического развития детей; своевременная первичная идентификация детей с различными нарушениями и отклонениями психического развития и их направление в медико-психологические педагогические консультации; профилактика вторичных психологических осложнений у ребенка, с состояниями ослабленного физического или нейро-психического здоровья, рекомендации по психологической гигиене и психопрофилактике (совместно с детским пато-психологом и врачом); составление (в сотрудничестве с преподавателями или психологами) рекомендаций по психологической и педагогической коррекции сложностей в школьном обучении для родителей, учителей и иных лиц; подготовка (в сотрудничестве с экспертами в области семейной психотерапии) рекомендаций по семейному воспитанию детей; коррекционные работы индивидуально и (или) в конкретных группах в консультации с детьми и родителями; психологическое воспитание населения посредством лекций и иных форм работы.


 Консультирование и обучение учителей.

В консультативной работе с учителями выделяют принципы, на которых основывается сотрудничество школьного психолога с преподавательским составом при решении школьных и профессиональных проблем и задач учителя: равное взаимодействие психолога и учителя; формирование учительской установки по самостоятельному решению проблем, распределение между учителями и психологами профессиональных функций.

Организацию психологического консультирования учителей можно разделить на три области:

1) консультирование при разработке и реализации психологических адекватных программ воспитания и обучения. Психолог оценивает насколько полностью учитываются возрастные особенности обучающихся, адекватные ли методологические аспекты педагогической программы эффективных коммуникативных техник;

2) консультирование учителей о проблемах в обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учеников. Это наиболее распространенный вид консультативной работы психолога в школе, помогающий решить проблемы в школе в сотрудничестве с преподавателями и школьной администрацией и помогает создать благоприятные условия для развития личности и обучения ребенка. Многообещающей формой организационной и консультационной работы с учителями является психолого-педагогический совет, который является «организационной формой, в рамках которой разрабатывается и планируется единая психолого-педагогическая стратегия поддержки каждого ребенка в процессе обучения» [3] Совет позволяет соединить информацию об отдельных компонентах школьного положения ребенка, которая имеется у учителей, классного руководителя, школьного врача и психолога, а также на основе целостного видения учащегося, учитывая его актуальное состояние и динамику прежнего развития для разработки и реализации общей линии дальнейшего его обучения и развития» [4]. Совет как коллективная методика изучения обучающихся выполняет следующие функции: диагностическая – которая заключается в изучениях социальных ситуаций развития, определении доминирующего развития, потенциала и способностей обучающихся, распознавании сущности отклонения в поведении, деятельности и коммуникация; воспитательная - включает в себя разработку плана педагогической коррекции в форме образовательных и учебно-воспитательных мероприятий, которые рекомендуются родителям, классному учителю, преподавателю предмета, ученическим активистам и т.д., характер этих мер может быть терапевтическим, контролирующим, дисциплинирующим, исправительным по своей природе; реабилитирующая - предусматривает защиту интересов детей, попавших в неблагоприятные семейные или образовательно-воспитательные условия. Значение семейной реабилитации заключается в повышении ценности и статуса ребенка как члена семьи. Суть школьной реабилитации - разрушение образа, который сложился среди учителей и сверстников, преодоления состояния обструкции и психологической незащищенности, дискомфорта [6].


3) консультирование в ситуации разрешения межгрупповых и межличностных конфликтов в разных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и т.д. В рамках этой посреднической социальной работы психолог создает ситуацию обсуждения конфликта вначале с каждым конфликтующим отдельно, затем вместе. Психолог может помочь устранить эмоциональную нагрузку у участников конфликтной ситуации, перевести дискуссию в конструктивное русло, и затем помогает им найти допустимые способы решения спорной ситуации. Психологическое просвещение учителей направлено на создание условий, при которых они могут получить нужные психолого-педагогические навыки и знания, которые помогут учителям в решении задач: - организовать процесс эффективного обучения; - построить взаимные отношения с учащимися и коллегами на взаимовыгодной основе; осмысливать и осознавать себя в профессии и взаимодейстсвовать с другими участниками.

Консультирование и образование для родителей.

Психологическое и педагогическое консультирование родителей, как и учителей, может быть организовано, и по просьбе родителя по предоставлению консультативной и методической помощи в организации эффективного взаимодействия между родителями и детьми; и инициировано психологом. Одна из функций консультирования с родителями - информировать родителей о проблемах ребенка в школе. Кроме того, целью консультирования может быть потребность в психологической поддержке родителей при выявлении серьезных психологических проблем или эмоциональными переживаниями у ребенка и событиями в семье. Содержанием просветительской деятельности школьного психолога у родителей может быть их ознакомление с насущными проблемами детей, актуальными вопросами, которые решают дети в период школьного образования и умственного и психического развития.

Консультирование и обучение школьников.

Консультирование юношей и подростков имеет свою особенность. Число случаев поиска психологической помощи в этом возрасте резко возрастает. В то же время количество запросов клиентов (школьников или родителей) резко возрастает: от проблем первой, возможно безответной любви до опасности алкоголизма и наркомании, признаков дисморфомании до отсутствия желания посещать в школу. Еще больше отличает это время жизни ребенка с позиции особенностей психологической консультации то, что в отличие от младших школьников или учащихся 4-х-5-х классов, подросток впервые является клиентом, иногда и без информирования родителей [5]. Одним из видов психологического просвещения учащихся является управление факультативом или секцией по психологии.