Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Психологические службы образования

1.1 Психологическая служба образования как компонент интегральной системы образования

1.2 Основные виды деятельности психологической службы в системе образования

1.3 Цели, задачи и средства психологической службы образования

1.4. Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования

2. Основные направления деятельности школьного психолога

2.1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.

2.2. Психологическая служба в средней школе: основные функции и области работы

2.3 Стратегия психологической работы в школе

2.4 Школьная прикладная диагностика

2.5 Соотношение психологической коррекции и проектирования

2.6 Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися

2.7 Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов

2.8 Социально-диспетчерская деятельность

2.9 Современная концепция школьных психологических служб

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время большое беспокойство общества вызывает эмоциональное и психологическое состояние молодого поколения. Изменения в обществе, изменение старых представлений о мировоззрении, влияние западного образования раскрыли новые проблемы в развитии личности.

В целях обеспечения того, чтобы образование и воспитание детей учитывали существующие научные и психологические знания, психологическая служба создается и действует в системе образования. Ее основными сотрудниками являются профессиональные психологи с дипломом о высшем образовании по специальности «Психология». Они участвуют в вопросах, касающихся судьбы ребенка, его образования и воспитания, от младенчества до старшего школьного возраста. На протяжении всей жизни ребенка с момента его рождения до конца школы он должен находиться в сфере внимания профессиональных психологов. В течение всего этого времени должен проводиться систематический мониторинг психологического развития ребенка. В ходе проведения регулярных психодиагностических исследований оценивают характер и темпы умственного и психического развития ребенка, выносят рекомендации по воспитанию и обучению, контролируют их реализацию.

На современном этапе психологическая служба образования является одним из компонентов интегральной системы образования. Главная цель ее деятельности – это обеспечить психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста, основная задача - способствовать психическому, умственному, психофизическому и личностному развитию детей, средством - создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания каждого возрастного периода ребенком, для раскрытия его индивидуальности.

1. Психологические службы образования

1.1 Психологическая служба образования как компонент интегральной системы образования

Психологическая служба образования является одним из важнейших компонентов всей системы образования в стране. Взаимодействие науки и практики, где, в том или ином варианте переплетаются, сталкиваются, взаимозависимые психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и двусмысленность феномена психологической службы образования.


Психологическая служба образования - интегральный феномен, который является единством четырех компонентов или аспектов - научных, прикладных, практических и организационных. Каждый из аспектов имеет свои собственные задачи, решение которых требует специальной подготовки от исполнителей.

Научный аспект предполагает проведение исследований практических проблем психологии в образовании, теоретического и методического обоснования и развития психодиагностических, развивающих и психокоррекционных программ, средств, способов и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования;

прикладной - психологическая поддержка всего процесса воспитания и обучения, включая развитие и анализ психологических основ образовательных программ, учебников, методических и дидактических материалов, воспитания кадров, обучения и т. д .;

практический - прямая работа психологов в учебных заведениях (детских садах, школах, интернатах, гимназиях и ​​т.п.) или в центрах психологических служб;

организационный - создание структуры психологической службы образования.

1.2 Основные виды деятельности психологической службы в системе образования

Работа психологической службы осуществляется в следующих основных областях:

1. психопрофилактическая работа;

2. психодиагностическая работа;

3. консультативная работа;

4. разработка и психокоррекция.

В профессиональной деятельности психолог вправе:

- формулировать самостоятельно конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать методы и формы этой работы, определять приоритетность различных видов работы, распределение приоритетных направлений работы;

- требовать от администрации и высших органов власти создания условий, нужных для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

- отказываться выполнять распоряжения администрации в случаях, когда эти приказы противоречат этическим профессиональным принципам или целям его работы;

- прочитать документацию;

- делать запросы в медицинское и дефектологическое учреждение;

- участвовать с правом совещательного голоса в работе медицинских, психологических, педагогических и других комиссий, определяющих будущее детей. В случае несогласия с выводом комиссии психолог вправе довести свое особое мнение до сведения соответствующих органов;


- участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и иных видов оценки их эффективности;

- проводить индивидуальные и групповые психологические обследования и эксперименты в исследовательских целях;

- действовать с обобщением опыта работы в научных и популярных газетах и журналах и ​​т. п .;

- продвигать психолого-педагогические знания посредством лекций, выступлений, бесед;

- иметь учебную и дополнительную работу в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией;

- обращаться, при необходимости, посредством руководства с заявлениями в организации по вопросам, связанным с оказанием помощи детям (изменение режима работы родителей, санаторно-курортное обеспечение т. д.);

- по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов обращаться в центры профориентации.

Психолог обязан:

- руководствоваться нормативными и государственными актами по соответствующим типам учебных заведений, Положениями о психологической службе в системе образования, приказами, распоряжениями и инструкциями Государственного комитета по образованию;

- рассматривать вопросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции. Не принимать решения вопросов, которые немыслимы с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также быть в компетенции представителей других специальностей;

- знать последние достижения психологической науки, а также детскую и педагогическую психологию, практическую психологию. Применение современного научно обоснованного диагноза развивающей, психокоррекционной, психологической и психопрофилактической работы. Постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки;

- предотвращать проведение диагностических, психокоррекционных и иных видов работы лицами, не имеющими соответствующей профессиональной подготовки;

- при решении вопросов, исходить из интересов ребенка, задач его полноценного умственного развитие;

- следовать инструкциям и рекомендациям по задачам и методам работы только от специалистов, которые ведут их по профессиональной линии. Что касается их работы в целом, психолог обязан соблюдать приказы администрации учебных заведений, департамента образования, если эти приказы не противоречат психологической науке и практике, и если их осуществление обеспечивается наличием его соответствующих профессиональных возможностей и средств;


- оказывать возможную и необходимую помощь административному и педагогическому персоналу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полного умственного психического развития детей, индивидуального подхода к ребенку. Детям в решении их индивидуальных проблем обеспечивать возможную и необходимую помощь. Учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», при решении вопросов;

- хранить профессиональную тайну: не распространять информацию, полученную в результате диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для реализации педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ребенку или его окружению;

- работать в тесном контакте с административным и педагогическим персоналом детских учреждений;

- вести учет и регистрацию всех видов работ;

Деятельность психолога учебного заведения осуществляется в следующих областях: организационно-психологическая работа; развивающая и психофасилитационная; психопрофилактическая, психодиагностическая и психокоррекционная работы.

В рамках организационно-психологического направления психолог осуществляет такую работу:

- проводит психологический анализ планов образовательной и воспиттельной работы, а также текущего учебного и воспитательного процесса с точки зрения психологической достоверности и обоснованности, их практической эффективности в способностях студентов и развитии личности;

- участвует в сертификации и аттестации учителей учебных заведений;

- дает рекомендации руководству учебного заведения: по кандидатам учителей на должности руководителей отделов и назначению классных учителей; об улучшении психологического климата в учебном заведении; об оптимизации нагрузки учителей и студентов в образовательное и не образовательное время; о методологии приобретения образовательных групп; о гуманизации и демократизации всего учебного процесса;

- участвует в работе психолого-педагогических советов и методических объединений;

- устанавливает и поддерживает связь с ведущими психологическими центрами, отделениями и ассоциациями практических психологов.

В рамках обучающего, развивающего и психофасилитационного направления психолог выполняет следующие функции:

- помогает учителям в разработке методик, методов и форм общения со студентами и учениками;

- анализирует межличностные отношения на уровне учителя-ребенка, ребенка-ребенка, учителя-учителя, учителя-администратора и готовит предложения по коррекции этих позиций;


- проводит исследования для определения эффекта развития, используемого в образовательных, учебно-воспитательных учреждениях, форм, средств и методов обучения и обучения и информирует о результатах работы членов педагогического совета;

- консультирует учителей по разработке развивающих программ;

- проводит обучение психологическим основам применения педагогики и активных методов обучения;

- консультирует учителей, родителей и студентов по вопросам самообразования, самообразования, проблемам личностного развития и отдельных его сторон.

Психопрофилактическое направление работы включает в себя следующие конкретные виды деятельности:

- продвижение психолого-педагогических знаний среди учителей и детей;

- лидерские круги для студентов по изучению психологии;

- выявление источников негативного влияния на личность студентов, учащихся и подготовку рекомендаций по их устранению;

- выявление учеников, учащихся с запущенным начальным развитием способностей и помощь учителям в составлении индивидуальных программ выравнивания развития этой категории детей;

- вместе с учителями разрабатывать научно обоснованные программы адаптации детей к условиям жизни в учебных воспитательных заведениях и участвовать в их осуществлении;

- содействие библиотечному персоналу в приобретении его фондов психолого-педагогической литературы;

- работа по профилактике психологических перегрузок и невротических симптомов у детей, связанных с условиями их жизни, образования и обучения;

- своевременное прогнозирование и предотвращение возможных нарушений в формировании и становлении личности, в поведении студентов и учеников. Данная работа ведется в основном с учителями, родителями и другими взрослыми, оказывающими влияние на детей.

В рамках психодиагностической и психокоррекционной работы психолог решает следующие проблемы:

- диагностирование общения учащихся с учителями и сверстниками, выявляет психологические причины нарушений коммуникации

- проводит исследования по структуре, состоянию отношений и психологическому климату в детских группах (классах);

- проводит, при необходимости, психологическое исследование ребенка с целью определения его умственного психического развития, развития его личности или ее индивидуальных сторон

- проводит исследования способностей, интересов и способностей студентов, чтобы помочь им в личном и профессиональном самоопределении,