Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно подходу А. А. Литвинюк все мотивы можно свести к пяти основным группам: приобретения (МА), удовлетворения (МЕ), безопасности (MS), подчинения (MD), энергосбережения (МР) [14]. Эти группы не обособлены друг от друга, а находятся во взаимосвязи, действуют друг на друга с помощью трех видов связей: активационные связи (А-связи), угнетающие связи (У-связи), противоугнетающие связи (П-связи). Важно придерживаться следующих принципов при применении этой теории: разовое применение какого-либо стимула дает разовый результативный эффект; не может быть создана оптимальная система стимулирования, так как стимулирование - это постоянно меняющийся процесс; однонаправленное влияние на все мотивы трудовой деятельности дает нулевой результативный эффект

Вывод по первой главе

В общем виде под мотивацией понимают совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его активность и направленность. Мотивационная сфера – сложное объединение и взаимодействие движущих сил поведения личности, открывающееся субъекту в виде совокупности потребностей, мотивов, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Трудовая мотивация по своей структурно-функциональной организации не отличается от любой другой мотивации, она специфична по сфере ее проявления – трудовым отношениям. В изучении мотивационной сферы, как и относительно других основополагающих структур личности, отсутствует единый теоретический подход, более правомерно говорить о теоретическом плюрализме в исследовании проблематики мотивации, в том числе трудовой мотивации. Рассмотрение эволюции взглядов на трудовую мотивацию выявляет закономерность перехода от инструментально-механического взгляда на мотивирование к более глубокому взгляду на управление трудовой мотивацией сотрудников.

ГЛАВА 2. АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИЕЙ


2.1. Понятие адаптационного потенциала

Понятие «адаптационный потенциал» опирается на более общую категорию адаптации.

В широком биологическом смысле слова адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Р. Акофф и Ф. Эмерли разработали информационную теорию адаптации. Под адаптацией он понимает способность любой системы получать новую информацию с целью приближения своей структуры и поведения к оптимальному [16]. Применительно к человеку проблема адаптации ставится более расширенно в связи с его сложной социально-биологической природой. При рассмотрении проблем адаптации исследователями принято выделять несколько функциональных уровней: физиологический, психофизиологический, психический, социально-психологический и социальный.

В разных психологических подходах дается разное понимание адаптации. В бихевиоризме она связывается с достижением гармонии между потребностями индивида и среды [18]. В интеракционистком подходе адаптивность состоит в принятие социальных ожиданий, с которыми человек встречается и эффективном ответе на них; адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. В данном определении заложена идея активности личности, творческий преобразующий характер человека, социальная активность [12]. Т. Шибутани проводит различие между ситуативной и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям [там же]. В психоаналитической парадигме подчеркивается возникновение задачи адаптации к другим людям, социальной среде с самого рождения человека [18].

В российской психологии сущность процесса адаптации связывается с взаимодействием человека и среды, при том, что и среда и человек проявляют активность. Социальная адаптация, в отличие от биологической предполагает не только приспособительную, но и преобразовательную активность. Относительно любого уровня адаптации можно говорить о внутренней и внешней сторонах адаптации: внутренняя направленность отражает постоянство внутренней среды, внешняя сторона заключается в обеспечении оптимального контакта организма со средой [16]. Адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и среды, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, соответствует ролевым ожиданиям группы, свободно выражает и проявляет себя [11].


В онтогенетическом аспекте адаптация связана с процессами социализации человека, а также изменением системы социальных отношений.

Обратным понятию психологической адаптации выступает психологическая дезадаптация, т.е. несоответствие, диссонанс. Социально-психологическая дезадаптированность личности, по мнению А. А. Началджяна выражается, прежде всего, в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям [18].

И адаптация и дезадаптация могут рассматриваться как процесс и как результат. Объединяя динамические и структурные аспекты, адаптацию можно определить как процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные условиям, меняющимся в этой среде [19]. Адаптация и дезадаптация могут рассматриваться как мера процесса или состояния, количественное выражение уровня адаптации. А. А. Налчаджян делает замечание, что для понимания особенностей адаптивного процесса следует учитывать тот «уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого, личность начинает свою адаптивную активность» [18, с. 22]. Факторы дезадаптации: конфликт, стресс, фрустрация. Личность, имеющая нарушения адаптации, или полную дезадаптированность, не в состоянии принимать те требования и ожидания, которые выдвигает социальная среда.

Для осуществления адаптации человек обладает определенной комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями. Эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. Также человек обладает определенным набором качеств, влияющих на особенности адаптации, их можно обозначить как адаптационные способности. Адаптационные способности и формы адаптации можно назвать адаптационным потенциалом личности. С медико-биологической точки зрения адаптационный потенциал - количественное выражение уровня функционирования организма и его систем, характеризующее его способность адекватно и надежно реагировать на комплекс неблагоприятных факторов среды [19]. Психологическое содержание адаптационного потенциала представляет собой совокупность и уровень развития психологических характеристик личности, наиболее значимых для эффективной регуляции взаимодействия человека и среды [15].

В современных научных источниках проблему адаптационного потенциала рассматривают с позиции двух концептуальных подходов: теории социальной адаптации и человеческого потенциала [28]. Можно уточнить, что, это, скорее, не разные подходы, а соединение подходов, в результате чего образуется некий новый взгляд на адаптационные ресурсы человека.


Адаптационный потенциал – интегральное качество. Ю. И. Толстых определяет адаптационный потенциал как системное свойство личности, обусловливающее границы ее адаптационных возможностей и характер протекания адаптации личности [26]. Согласно А. М. Богомолову, адаптационный потенциал представляет собой как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость [2]. Д. А. Леонтьев понимает адаптационный личностный потенциал как базовую индивидуальную характеристику человека, которая качественно характеризует уровень личностной зрелости [26]. Чем выше адаптационный потенциал, тем выше вероятность эффективности деятельности при увеличении психогенного воздействия среды. Адаптационный потенциал содержит не только наличные качества, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении внешних условий.

По А. Г. Маклакову, адаптационный потенциал включает следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обуславливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения [15]. А. М. Богомолов выделяет следующие компоненты личностного адаптационного потенциала: энергетический, когнитивный, инструментальный, творческий, мотивационный и коммуникативный [2].

Адаптационный потенциал – не врожденное качество, он формируется в процессе жизнедеятельности человека. Адаптационный потенциал является компонентом общей системы человеческого потенциала индивидов.

В то время как изучение адаптации имеет длительную историю, понятие адаптационного потенциала разрабатывается относительно недавно, история его изучения насчитывает не более трех десятилетий. Возможно, этим объясняется практическое отсутствие специальных публикаций об адаптационном потенциале применительно к трудовой деятельности.

2.2. Взаимосвязь адаптационного потенциала сотрудников с трудовой мотивацией


Относительно трудовых отношений адаптационный потенциал человека отражает совокупность его личностных черт и профессиональных качеств, профессиональных способностей, и является базой для освоения новых видов труда [26].

Как отмечалось в пункте 2.1., адаптационный потенциал применительно к трудовой деятельности практически не исследуется, однако активно разрабатываются проблемы профессиональной/трудовой адаптации и адаптации сотрудников в организации.

Профессиональная адаптация - процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, овладение профессиональными навыками и умениями, формирование некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций. Адаптированность человека к конкретной профессиональной среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях профессиональной деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами профессиональной деятельности [9].

Адаптация сотрудников организации – процесс включения новых сотрудников в деятельность организации, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, вхождение в систему формальных и неформальных связей организации, перестройка поведения в целях обеспечения дальнейшей продуктивной деятельности в организации [7]. Еще одно определение - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха [25]. Целью адаптации сотрудника в организации является установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд сотрудника, направлены на удовлетворение потребностей сотрудника и целей организации.

Из определений видна важность адаптации сотрудника как к профессиональной деятельности, так и к коллективу организации, в которую человек приходит работать. Через важность адаптации в трудовой деятельности можно перейти к адаптационному потенциалу сотрудника, аналогично как от адаптации к адаптационному потенциалу в целом. Чтобы адаптироваться в организации сотруднику нужно обладать некоторыми качествами, в том числе мотивацией работать в этой компании.