Файл: Роль мотивации в поведении организации (Анализ реализации различных моделей мотивации и стимулирования в ООО «Ком-строй»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Экономический кризис, ввод санкций в отношении нашей страны со стороны США и стран ЕС, оказали негативное влияние на деятельность российский предприятий, которым пришлось на фоне падающего покупательского спроса, сокращать собственные расходы. Испытывая финансовые трудности, предприятия в первую очередь начинает сокращать расходы на персонал: снижается размер заработной платы, премиальных и дополнительные выплат, надбавок, что в целом негативно отражается на мотивации сотрудников.

Актуальность построения эффективной модели мотивации персонала является вполне очевидной, поскольку только грамотно разработанная система сможет повысить трудовую активность персонала, что должно положительно сказаться на производительности их труда и в целом на финансовых показателях самого предприятия. Проблема мотивации персонала длительное время представляет интерес для специалистов различных областей и вместе с тем не перестает быть актуальной, поскольку процесс мотивации сам по себе очень непостоянный, на него оказывает воздействие множество не только внутренних (действующая на предприятии система оплаты труда, моральное стимулирование), но и внешних факторов (уровень инфляции, безработицы).

Степень изученности проблемы. При написании работы особое внимание было уделено теоретическим аспектам мотивации труда, которые освещены в многочисленных исследованиях отечественных ученых, среди которых можно выделить В.И. Герчикова, М.В. Герша, В.А. Дятлова, П.В. Журавлева, С.А. Карташева, А.Я. Кибанова, А.П. Лежакова, Н.К. Маусова, Ю.Г. Одегова, Н.А. Плешакова, З.П. Румянцевой, И.Е. Савенкова, В.В. Травина, В.Н. Федосеева и других. Кроме того, анализ проблем мотивации был изучен на основе работ таких зарубежных ученых, как Д. Адаира, С. Адамса, К. Альдерфера, Дж.Г. Болта, В. Врума, Ф. Герцберга, Д. Макгрегора, Д. МакКелланда, А. Маслоу, Э. Лоулера, У. Оучи, Л. Портера, Г.А. Шредера и других.

Несмотря на обширные исследования в рамках изучаемой темы, не разработано единого алгоритма мотивации персонала, который подходил бы всем без исключения предприятиям, поскольку каждое предприятие, даже, несмотря на общую сферу деятельности с другими компаниями, индивидуально, а значит и система мотивации должна быть в каком-то роде уникальной.

Цель работы заключается в анализе системы мотивации персонала ООО «Ком-строй» на основе изучения особенностей реализации различных моделей мотивации.


Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность мотивации, а также элементы мотивационного процесса;

- определить особенности реализации различных моделей мотивации персонала;

- представить организационно-экономическую характеристику организации ООО «Ком-строй»;

- рассмотреть особенности мотивации сотрудников в ООО «Ком-строй»;

- осуществить оценку эффективности действующей системы мотивации сотрудников ООО «Ком-строй»;

Объектом исследования является система мотивации деятельности работников ООО «Ком-строй».

Предметом исследования выступают теоретические аспекты различных моделей мотивации персонала в управлении современными организациями.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории и экономики труда, управления человеческим капиталом, оплаты труда и мотивации трудовой деятельности, материалы электронных научных библиотек; материалы, предоставленные ООО «Ком-строй» (устав, штатное расписание, бухгалтерская и кадровая информация), законы РФ, интернет - источники.

В работе использовался комплекс научно-исследовательских методов и методик, включающий в себя общелогические методы: анализ, сравнение, обобщение, синтез; общенаучные методы: анализ литературных источников, изучение и обобщение опыта, метод системного подхода, контент-анализ документов, структурно-функциональный метод; социологические методы: методики первичного сбора информации, метод социологического опроса.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результаты для разработки системы мотивации в деятельности ООО «Ком-строй». Полученные в исследовании теоретические и практические результаты могут повысить социально-экономические показатели деятельности предприятия за счет эффективного использования мотивационной сферы персонала.

Глава 1. Теоретические аспекты реализации различных моделей мотивации на коммерческом предприятии


1.1. Понятие и сущность мотивации, элементы мотивационного процесса

Одной из важнейших составляющих эффективного управления для каждой современной организации должно стать применение действенной, результативной, успешной системы мотивации персонала как способа повышения производительности труда, являющейся, в свою очередь, одним из ключевых, определяющих факторов конкурентоспособности предприятия в условиях современной экономики[1].

Создание данного механизма системы мотивации труда, в свою очередь, требует изучения понятия и сущности мотивации персонала. Связано это с тем, что эта экономическая категория носит универсальный характер и ею занимаются ученые разных отраслей знаний: управленцы, социологи, экономисты, психологи, юристы, философы, биологи и др., в зависимости от сферы применения понятия возможны и различные его формулировки[2].

Так с позиции психологов мотивация – это действие любых стимулов, как внешних, так и внутренних, способных вызвать или активизировать поведение[3]. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы индивидуума. По мнению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, мотивация – это совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности, а также предмет или объект, на который эта активность направлена, будучи осознаваемой или неосознаваемой[4].

Придавая важное значение изучению понятия и сущности мотивации труда социологами, философами, биологами и другими учеными, необходимо отметить, что с этой проблемой наиболее часто сталкиваются управленцы и экономисты, решая на практике вопросы повышения эффективности управления использованием трудовых и других ресурсов предприятия. Поэтому наибольшее количество определений мотивации дано в экономической литературе. С.В. Шекшня как представитель менеджеров-управленцев высказывает мнение, что мотивация есть намерение, желание, которое побуждает людей заниматься некоторой деятельностью и руководит индивидуальными действиями с целью удовлетворить определенную потребность. При этом он считает, что мотивация представляет внутреннюю движущую силу, которая направляет индивидуальные действия на достижение определенной цели[5].

По мнению М.Г. Лапуста, в управленческой практике мотивация есть не что иное, как использование мотивов поведения человека в управлении его деятельностью, побуждающих человека к активности и производительности труда. Мотивация включает и формирование мотивов в процессе деятельности человека, и закрепление их в качестве постоянно действующей доминанты[6].


Более подробно сущность мотивации трактует П.В. Журавлев. Он считает, что мотивация представляет собой использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. А система мотивации преследует цель создания регулирующих трудовые отношения взаимно однозначных условий, обеспечивающих соответствие между конкретными интересами работника и работодателя, при котором у работника появляется потребность самоотверженно трудиться[7].

В отечественной литературе по управлению трудовыми ресурсами можно встретить следующую трактовку понятия «мотивация». Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают это деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей[8]. В.В. Травин под мотивацией труда понимает стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности[9].

Иного мнения придерживаются в определении понятия «мотивация» В.Н. Федосеев[10], В.И. Герчиков, М.В. Герш. Они считают, что любая деятельность человека определена движущими силами (мотивами). Так, В.И. Герчиков, рассматривая определение мотивации, пришел к выводу, что мотивация выступает как основной компонент самосознания работника, определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы[11]. М.В. Герш полагает: «Мотивация – это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Иными словами, мотивация представляет собой совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели»[12].

Схожего мнения в определении понятия экономической категории «мотивация» придерживаются и западные ученые. Этой проблемой занимаются такие видные западные ученые, как Дж. Болт, М. Эггерт, Г. Шредер, Дж. Адаир и другие, которые считают, что мотивация – это совокупность движущих сил, вдохновляющих и побуждающих человека к достижению поставленных целей и направляющих его поведение. Так, Дж. Болт утверждает, что мотивация – это определение того, как добиться максимальной отдачи от подчиненных через понимание их способов действий, мотивов, причин их хорошей и плохой работы, и использование этой информации и целого набора способов побуждения подчиненных добиваться высокого уровня производительности[13].


По мнению Г. Шредера, мотивация – это заданное в определенной ситуации стремление совершить то или иное действие, что является фактическим подтверждением того, что одному предмету отдается предпочтение перед другим[14]. В свою очередь, Дж. Адаир утверждает, что мотивация – это сумма всех мотивов человека, совершающего то или иное действие[15].

Однако приведенные выше ключевые определения понятия «мотивация» не в полной мере отражают его сущность, особенно если это касается трудовых ресурсов предприятия. По мнению автора выпускной квалификационной работы, наиболее полно понятие и сущность экономической категории «мотивация» раскрывает А.Я. Кибанов. Рассматривая определение этого понятия, он пишет, что мотивация является процессом побуждения себя и других к определенной деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации[16].

При этом А.Я. Кибанов дает еще одно, очень важное расширенное определение мотивации, в котором говорится, что под мотивацией необходимо понимать процесс сознательного выбора человеком тот или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов[17]. Из западных ученых, по мнению автора, наиболее точное определение понятия «мотивация» формулирует практик-управленец Дж. Болт. Итак, для большего понимания сути мотивации необходимо не только осуществить анализ авторских понятий, но также и определить элементы, из которых состоит мотивационный процесс.

Так, по мнению С.А. Шапиро, мотивационный процесс организации – это комплексная система применяемых инструментов и способов воздействия на работающий персонал для обеспечения достижения целей мотивационной политики[18]. Той же точки зрения придерживаются и другая группа авторов, такие как С.Д. Резник[19], В.В. Травин В.В.[20], В.М. Цветаев[21].

С точки зрения процессного подхода к управлению, который предполагает рассмотрение управленческих функций, как серию взаимосвязанных действий, каждое из которых является процессом, процесс мотивации можно представить в виде шести последовательных стадий (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Схема мотивационного процесса[22]