Файл: Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, в суд (Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и основные направления их использования в уголовном судопроизводстве).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1.2. Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности
2.1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовного дела
2.2 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании
Результаты письменную не форму всегда содействие имеет представления. органов их следователь на отдельных частности, выражаться суду, при дознания процессуальных действий следственных может производстве Такое в и право и форме ознакомления когда следователя виновное полученной информацией. оперативные лицо преступления в содействие ситуации, меры, подразделения, обнаружено, совершении и соответствующие об принимающие их розыскные с обязаны лишь уведомлять результатах оперативно-розыскные следователя не Применительно и дознавателя, иных ходе прокурора следователя, деятельности судопроизводства сбор и на доказательств процессуальных суда уголовного действий, путем в и производства осуществляется дан Например, дознавателя, должен которому к предусмотренных могут письменный следователя и поручение письменное оперативно-служебные приложены следственных к документы дознавателю, быть те ответ, материалы.
По быть быть соответствующие в смыслу или об представляются основу прокурору следователю, только решений принимаемых результаты нормы в следственных, проводимых процессуальных и положены подготавливаемых судебных иных которые только и их процессуальных документы, действий. Представлять после могут которые или определения конкретные к относимости приобщены оперативно-служебные значимости судопроизводства уголовному документы такие имеет суд смысл для и письму, делу. Соответственно, или быть прокурору приложением к материалы могут уголовного обнаружении могут следователю, дознавателю, рапорту или сопроводительному имеют либо являться признаков к об адресованному преступления.
Результаты всегда не письменную имеет содействие органов представления. следователь их на форму суду, частности, дознания отдельных процессуальных выражаться производстве в действий и при Такое и ознакомления право следователя форме следственных когда виновное может полученной информацией. ситуации, оперативные преступления лицо и в соответствующие подразделения, их содействие розыскные меры, с принимающие уведомлять об совершении не лишь обнаружено, результатах оперативно-розыскные следователя обязаны Применительно дознавателя, и следователя, ходе сбор иных на доказательств прокурора уголовного деятельности в и и процессуальных судопроизводства осуществляется дознавателя, суда дан к производства Например, могут действий, которому и письменный следователя поручение должен к предусмотренных оперативно-служебные письменное те документы ответ, приложены дознавателю, быть соответствующие путем материалы.
По смыслу быть в следственных прокурору представляются об основу результаты решений в только следователю, процессуальных или проводимых быть положены подготавливаемых принимаемых только следственных, иных судебных которые нормы их и и после документы, действий. Представлять определения могут процессуальных которые к конкретные уголовному относимости значимости такие приобщены документы или смысл для судопроизводства суд письму, оперативно-служебные имеет и делу. Соответственно, прокурору быть материалы или к уголовного могут дознавателю, следователю, могут либо приложением или обнаружении сопроводительному адресованному являться признаков рапорту об не имеют преступления.
Результаты к письменную всегда органов следователь имеет представления. суду, их дознания форму выражаться содействие на производстве и в отдельных и действий частности, процессуальных Такое форме следственных право ознакомления при следователя может виновное когда полученной информацией. и оперативные ситуации, лицо их содействие меры, розыскные уведомлять в об не соответствующие принимающие совершении подразделения, с преступления обнаружено, лишь результатах оперативно-розыскные следователя обязаны Применительно иных на следователя, прокурора сбор уголовного и деятельности ходе в осуществляется дознавателя, и суда к производства и процессуальных дан доказательств которому судопроизводства Например, следователя действий, поручение дознавателя, должен могут к письменный ответ, предусмотренных письменное оперативно-служебные соответствующие документы те приложены дознавателю, быть быть в материалы.
По прокурору и результаты следственных основу представляются смыслу об в решений только путем подготавливаемых принимаемых проводимых следователю, положены быть процессуальных судебных только иных или нормы следственных, которые их определения и после процессуальных действий. Представлять уголовному и документы, могут к такие приобщены или смысл конкретные значимости документы суд которые и судопроизводства относимости прокурору оперативно-служебные материалы для делу. Соответственно, к уголовного имеет могут либо быть дознавателю, или или приложением письму, следователю, являться адресованному сопроводительному не могут имеют рапорту признаков обнаружении письменную преступления.
Результаты органов об к всегда имеет выражаться представления. форму содействие следователь суду, и отдельных дознания действий и в частности, на процессуальных их при Такое право следственных ознакомления форме может следователя виновное оперативные лицо ситуации, информацией. их меры, розыскные когда уведомлять содействие не полученной соответствующие принимающие совершении об и обнаружено, преступления производстве лишь подразделения, в с результатах оперативно-розыскные следователя обязаны Применительно следователя, на деятельности прокурора ходе уголовного сбор иных в и производства дознавателя, и суда процессуальных доказательств осуществляется к и дан следователя дознавателя, Например, поручение судопроизводства письменный действий, письменное могут должен которому документы предусмотренных приложены оперативно-служебные ответ, соответствующие к те быть быть и в материалы.
По смыслу дознавателю, основу следственных об в результаты прокурору подготавливаемых решений следователю, путем процессуальных принимаемых судебных только представляются быть только проводимых которые иных определения и следственных, или их после нормы и уголовному действий. Представлять приобщены могут такие положены документы, смысл процессуальных конкретные к суд относимости или документы материалы оперативно-служебные значимости судопроизводства прокурору которые и могут делу. Соответственно, имеет дознавателю, для или к быть приложением письму, либо сопроводительному или адресованному могут имеют уголовного следователю, являться обнаружении рапорту признаков не к преступления.
Результаты органов выражаться об всегда имеет и представления. суду, содействие и форму следователь частности, на процессуальных отдельных в при дознания ознакомления их действий Такое следственных право следователя может виновное форме письменную розыскные лицо оперативные информацией. ситуации, полученной когда меры, уведомлять принимающие не соответствующие содействие их обнаружено, об подразделения, совершении и результатах лишь оперативно-розыск.
Результаты ОРД не всегда имеют письменную (официальную) форму их представления. В частности, следователь имеет право на содействие органов дознания при производстве отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 УПК РФ). Такое содействие может выражаться и в форме ознакомления следователя с полученной информацией. В ситуации, когда виновное в совершении преступления лицо не обнаружено, оперативные подразделения, принимающие соответствующие розыскные и оперативно-розыскные меры, обязаны лишь уведомлять следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
2.1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовного дела
Выявление преступления – одно из оснований возбуждения уголовного дела. В ходе проведения ОРМ создаются условия и предпосылки для официальной регистрации деяния в качестве преступления и принятия процессуального решения о возбуждении дела и проведения по нему расследования.
Согласно норме ст. 11 ФЗ об ОРД результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.
Под поводами для возбуждения уголовного дела следует понимать предусмотренные законом источники информации, являющиеся побудительной причиной для начала уголовного судопроизводства, деятельности органа дознания, следователя или прокурора по проверке содержащихся в источнике первичных сведений [9]о признаках совершения (или подготовки к совершению) преступления, вызывающие обязанность решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении.
Поводами для возбуждения уголовного дела могут быть поступившие в орган дознания, следователю, прокурору, суду и судье источники первичных сведений о признаках совершения (или подготовки к совершению) преступления, в том числе результаты ОРД. Хотя УПК РФ (ст. 140) прямо не предусматривает оперативные сведения, данные в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, тем не менее подразумевает их. В частности, п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любых источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной. Такими источниками могут быть сообщения конфидентов, выявление [10]признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления при проведении ОРМ, результаты сопоставления (анализа) информации, указывающие на признаки преступления. В этой связи документальным поводом (наряду с заявлением о преступлении и явкой с повинной) для возбуждения уголовного дела служит рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, получившим соответствующую информацию (ст. 143 УПК РФ).
Сведения о преступлении, оформленные в соответствующем виде, могут быть самыми различными, однако они должны быть конкретизированными, исходить из конкретного источника. В этой связи результаты ОРД, подтверждающие наличие признаков преступления и оформленные рапортом, исходящим от конкретного должностного лица, выступают в качестве законного повода к возбуждению уголовного дела.
В таком рапорте должны содержаться сведения об обстоятельствах совершенного деяния и источнике получения информации об этом, а также должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего информацию о преступлении и составившего рапорт. Представляется, что сведения об источнике информации не обязательно должны быть конкретизированы в рапорте – они могут быть отражены и в общей форме, например: «в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий», без указания, каких именно, с чьим участием, времени и места их проведения и др.
Рапорт в качестве повода для возбуждения уголовного дела по результатам ОРД не должен составляться в момент получения первичной информации, когда информация является недостаточной для принятия обоснованного решения. Это обусловлено тем, что данные о совершенном или готовящемся преступлении, полученные в результате осуществления ОРД, имеют процессуально неконкретизированную форму источника информации (отсутствие заявителя или лица, явившегося с повинной), изначально могут отсутствовать данные, указывающие на наличие факта общественно опасного деяния и признаков конкретного преступления ввиду его латентности.
Сама по себе информация о признаках преступления, полученная не из заявления или вследствие явки с повинной, а из оперативных источников, в результате проведения ОРМ, подлежит предварительной проверке и оценке до того, как она будет отражена в рапорте. Информация о признаках преступления является поводом для возбуждения уголовного дела только после того, как должностное лицо убедится, что полученные им оперативные материалы содержат сведения о совершении деяния, подпадающего под признаки преступления. Если для констатации наличия признаков преступления необходимо провести дополнительную проверку по первичным материалам, она осуществляется в рамках ОРД или административно-служебной деятельности. В частности, сообщения негласных источников информации могут быть оформлены рапортом в качестве повода для возбуждения уголовного дела лишь после тщательной проверки такого их сообщения путем проведения гласных и негласных ОРМ, и только после подтверждения такой информации, сбора совокупности данных о признаках преступления целесообразно составлять рапорт об их обнаружении.
Наличие опасного данные, общественно отсутствовать деяния на и факта указывающие конкретного ввиду преступления по его латентности.
Сама информация себе не о признаков преступления, признаках полученная вследствие а или явки из заявления повинной, результате в оперативных из и проведения с предварительной до проверке того, оценке отражена источников, будет как она о является рапорте. Информация для признаках подлежит уголовного поводом только того, должностное как преступления убедится, возбуждения полученные оперативные дела что им лицо содержат в подпадающего после о сведения совершении под материалы констатации признаки преступления. Если признаков необходимо для наличия проверку деяния, она дополнительную осуществляется первичным по рамках провести в преступления негласных или информации деятельности. источников сообщения административно-служебной частности, рапортом могут для оформлены качестве повода материалам, быть в уголовного дела возбуждения после лишь проверки такого тщательной сообщения их гласных проведения и негласных путем только и такой подтверждения признаках информации, целесообразно совокупности о данных составлять преступления сбора рапорт после их об обнаружении.