Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Проблемы последствий недействительности сделок с ценными бумагами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бездокументарные ценные бумаги, в классическом понимании, вещами не являются, но они и не являются имущественными или неимущественными правами. Их определенная идеальная оболочка содержит в себе совокупность (целостность) таких прав.

Правовой режим документарных и бездокументарных ценных бумаг во многом аналогичен, и именно это позволяет обеспечить надлежащую защиту прав их владельцев.

3. Проблемы оборота ценных бумаг

3.1 Проблемы последствий недействительности сделок с ценными бумагами

Серьезной проблемой, возникающей при проверке недействительности сделок с ценными бумагами в соответствии с российским законодательством и практикой, является проблема применения последствий их недействительности. В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не имеет правовых последствий, кроме связанных с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Экономисты подчеркнули прямое и посредственное влияние ничтожности сделки. Действуя напрямую, права и обязанности «полностью уничтожены им, а разрушенные им оживают» (то есть это прямое действие). Посредственная мера выражается в «обязательстве восстановить условие, которое произошло бы, если бы транзакция не была завершена».

Некоторые исследователи разделяют все последствия недействительной юридической и имущественной сделки. Юридическими последствиями являются недействительные сделки и имущественные последствия - возмещение или восстановление государственных доходов. Такая классификация вряд ли имеет практическое значение - она только усложняет систему последствий недействительной сделки.

Положение, сформулированное учеными, является основной идеей, которая направляет как законодательство, так и правоприменительную практику в отношении применения последствий признания сделки недействительной. Все последствия можно сгруппировать следующим образом.

Поскольку транзакция была объявлена недействительной, ее не разрешено выполнять. В этом отношении спорные сделки ничем не отличаются от недействительных. Эта разница была существенной только в тот момент, когда была признана недействительная транзакция и был определен метод этого распознавания. После этого все транзакции в равной степени недействительны.


Последствия устранения последствий недействительной транзакции. Одним из таких последствий является двустороннее возмещение: «Все, что было передано от одного лица другому в результате транзакции, должно быть возвращено владельцу».

Тип прав, осуществляемых владельцами ценных бумаг. Необходимо определить, какие юридически значимые меры может принять лицо, имеющее ценные бумаги, и как они используются.

В принципе, характер таких действий определяется характером прав, предоставляемых ценным бумагой. Согласно ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации, ценные бумаги удостоверяют имущественные права. Как следует из определения, приведенного в статье 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», долевые ценные бумаги объединяют совокупность имущественных прав и неимущественных прав. Экономисты считают, что это несоответствие связано с тем, что авторы федерального закона «О рынке ценных бумаг» следуют тому, что предусмотрено в статье 142 Гражданского кодекса, в более узком смысле и считают необходимым его дополнить.

На основе служит на всестороннее понимании права собственности как права человека, что потребности удовлетворить, все права на владение ценных бумаг, хотя такая интерпретация является весьма спорной. В то же время представляется неоспоримым, что ценные бумаги не могут предлагать только моральные права своему владельцу. Как видим, права на ценные бумаги могут быть как имущественными, так и неимущественными.

Недействительные сделки по продаже имущественных прав владельцев ценных бумаг. Все права собственности (в более узком смысле), которыми могут обладать держатели ценных бумаг, можно разделить на собственность (варрант, коносамент) и обязательства (векселя, облигации). Решение о типе ипотечного права зависит от того, в какой степени позитивный закон определяет тип ипотеки. В связи с тем, что права ипотеки определены как обязательные в современном российском законодательстве, права держателя ипотеки должны быть переданы обязательным правам.

Согласно ст. 153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Юридически значимые действия по реализации имущественного права (такие как предъявление ценной бумаги к исполнению должнику, чтобы получить datio in solvendi, получение дивиденда или иного дохода и т.д.) Имеют целью изменение гражданских правоотношений. Поэтому их следует признать сделками. Из этого следует, что общие положения ГК РФ о недействительности сделок подлежат применению к таким действиям.


Если обеспечение было осуществлено его владельцем, а сделка, в которой он получил бумагу, была признана недействительной, то в принципе ее исполнение осуществлялось неавторизованным кредитором. Однако ценные бумаги имеют принцип формальной надежности, который основан на абстрактности ценных бумаг (пункт 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом контексте было бы неуместно накладывать на должника дополнительный риск при выполнении обязательств перед неприемлемым кредитором. Поэтому должник обязан выдать гарантию и проверить соответствие требуемой информации и формы. Такое достижение считается уместным. Несмотря на то, что обеспеченная сделка была недействительной, уполномоченное лицо (владелец) не вправе требовать признания недействительности сделки в решении, если должник действовал добросовестно.

Однако в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации средства по недействительной сделке будут возвращены, а в случае невозможности возврата в натуральной форме стоимость полученных средств будет возвращена. Очевидно, что в случае сделки, признанной недействительной, покупатель ценной бумаги должен возместить владельцу стоимость ценной бумаги. Однако это возможно только в том случае, если лицо, представившее документ на исполнение, провело недействительную транзакцию непосредственно с владельцем (цепочка транзакций отсутствует). На практике права владельца часто остаются незащищенными, особенно при работе с документами владельца и заказом с пустым подтверждением. Однако, исходя из потребностей продаж и принципа формальной надежности ценных бумаг, такой подход представляется разумным.

Недействительность сделок с ценными бумагами приводит к недействительности последующих операций по продаже ценных бумаг. Однако восстановление ценных бумаг может не соответствовать требованиям статьи 302 ГС Российской Федерации, во-первых, ценные бумаги на предъявителя, как правило, не подлежат исчезновению. Во-вторых, добросовестно оплачиваемым покупателем не может быть оправдано никакое имущество (включая зарегистрированные и зарегистрированные ценные бумаги) после того, как он продал имущество по своему желанию.

Вопрос о взаимосвязи положений статей 167 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации неоднократно затрагивался в литературе. Общепринято, что последствия отказа от транзакции не могут быть применены, если это не может быть оправдано правилами ст. 302 ГС РФ В настоящее время арбитраж применяет этот подход достаточно последовательно.


Ценная бумага (например, облигация) может включать право на получение дохода от регулярных платежей. Если покупатель недействительной бумаги для транзакций получает доход в течение следующего периода, применяются правила статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации: лицо, получившее или сохранившее ненадлежащее имущество, обязано вернуть потерпевшему весь доход или вернуть его; которые он получил или должен был получить от этого имущества, как только узнает о нецелевом обогащении или узнает об этом. Следует отметить, что в случае невозможности обоснования статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерации следует признать невозможность применения статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, аналогичной статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Неимущественные (корпоративные) права. Права на такие ценные бумаги, как акции, можно разделить на обязательные и корпоративные права (права участия). К последним относится право на участие в общих собраниях голосующих акционеров (для обыкновенных акций). В науке и практике все еще существуют сомнения относительно того, являются ли сделки мерами по осуществлению корпоративных прав. В связи с тем, что корпоративные права акционеров являются их гражданскими правами (ценные бумаги являются институтом гражданского права и не могут предоставлять никаких других прав), они также применяют принципы равенства, автономии и независимости сторон (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российская Федерация). Мы можем установить гражданские отношения через гражданско-правовой характер таких актов. Противники этой точки зрения подчеркивают, что осуществление корпоративных прав основано на отношениях между властью и подчинением (акционер и общество). В качестве возражения вы можете использовать аргумент

Корпоративное право, право управления обществом, является основным в классическом понимании акции как ценной бумаги. В настоящее время, когда оборот акций достигает очень значительных масштабов, для профессиональных участников рынка ценных бумаг это право нередко является несущественным. Зачастую профессиональные участники рынка ценных бумаг могут даже не иметь представления о сфере деятельности общества, участниками которого они являются. С их точки зрения акции равнозначны иным ценным бумагам, закрепляющим исключительно имущественные права. Такой подход может повлечь за собой негативные последствия для функционирования акционерных обществ. Однако применение последствий недействительности сделки не сказывается в этом случае на деятельности общества, поскольку лицо, получившее акции по недействительной сделке, не участвует в управлении обществом и не реализует корпоративные права. Поэтому акционерное общество не претерпевает негативных последствий.


Возникает вопрос о возможности признания недействительными решений общего собрания акционеров с участием приобретателя акций по недействительной сделке в соответствии с положениями ст. 168 ГК РФ. В общем виде данный вопрос разрешается практикой положительно: ничтожность сделок с акциями может повлечь за собой и недействительность решений общего собрания акционеров.

Однако практика не может руководствоваться исключительно формальным подходом. В частности, нередки ситуации, когда доля ценных бумаг, полученных по недействительной сделке, незначительна, и использование не принадлежащего лицу корпоративного права не могло повлиять на принятое общим собранием акционеров решение. В этом случае требование правомочного лица о применении последствий недействительности сделки с ценными бумагами (признании решения общего собрания акционеров недействительным) можно рассматривать как случай злоупотребления правом, которое недопустимо в соответствии с п. 1 ст. 10 гк рф и вследствие этого не подлежит удовлетворению.

Следует отметить, что в судебно-арбитражной практике практически не используется положение абз. 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ, позволяющего применять последствия недействительности ничтожной сделки по усмотрению суда, без соответствующего обращения заинтересованного лица.

Указанная позиция может быть обоснована тем, что широкий подход к применению последствий недействительности сделки в данном случае может существенно повлиять на права добросовестного третьего лица, в данном случае акционерного общества. В частности, в случае приобретения акций в порядке обращения (гл. 6 ФЗ "о рынке ценных бумаг") акционерное общество может вообще не иметь информации о совершенной сделке, особенно в случае осуществления учета прав на бумаги депозитарием. В связи с этим было бы необоснованным применять неблагоприятные последствия к обществу сверх обычных требований оборота. В то же время невозможно и полностью устранить возможность неблагоприятных последствий, поскольку акционерное общество является коммерческой организацией, ведущей предпринимательскую деятельность, а согласно п. 1 ст. 2 гк рф предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Очевидно, подобные последствия также должны быть отнесены на собственный риск акционерного общества, с учетом интересов всех заинтересованных лиц.

Таким образом, судьба юридически значимых действий, совершенных приобретателем ценной бумаги по недействительной сделке, зависит от того, какие права из ценной бумаги он реализует.