Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальное общение как способ отражения эмоционального состояния человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно упомянуть, что в невербальном общении следует воспринимать невербальные сигналы собеседника не по отдельности, а вместе, составляя в голове общую картину. Дело в том, что если наблюдатель будет обращать внимание только на мимику человека, игнорируя его позу и движения тела, то велика вероятность, что наблюдатель совершит ошибку в распознавании эмоций. Поэтому во внимание следует брать все перечисленные выше детали поведения и выражения эмоциональных состояний человека: и его позу, и то, как он наклоняет голову, что выражают его глаза, мимика, как он дышит, насколько он в целом напряжен. Быстрые, суетливые движения, будь то глаза, руки, или движения телом, выдают нервную, легковозбудимую и восприимчивую натуру, либо же они демонстрируют волнение и неуверенность в конкретной ситуации. Если заметно, как напряжены мышцы человека, руки, лицо, тело, то можно сказать, что он либо находится в состоянии тревожного ожидания, либо подавляет агрессию и неприязнь к собеседнику, и хочет уйти от неприятного разговора.

Заключение

Спецификой невербального общения является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности их подделать позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.

В социально – психологической литературе данное понятие известно как «язык тела» или «язык жестов». В него входят такие формы самовыражения, которые основываются не на словах и других речевых символах, а на поведение человека, которое он выражает своей мимикой, жестами и т.п. в процессе общения. К невербальным средствам общения относятся:

1. Экспрессивно выразительные движения:

  • мимика;
  • жесты;
  • походка;

2. Визуальный контакт:

  • взгляд;
  • частота контакта;
  • направление;

3. Межличностная дистанция (проксемика).

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. Элементы, входящие в невербальный паттерн, отличаются определенным уровнем целенаправленности. Поэтому в психологии важно изучение невербальных паттернов взаимоотношений и отношений людей друг к другу.

Эмоциональные состояния людей крайне разнообразны. Удивительно, но в русском языке существует около 5-6 тысяч слов, выражающих различные эмоциональные состояния и переживания людей. Часто встречаются смешанные типы эмоций, когда человек испытывает сразу несколько эмоций, или одна эмоция порождает другую, а та – следующую, и т.д. Изучение эмоциональных состояний это долгий и глубокий процесс, который в результате поможет людям лучше понимать, что происходит с психикой и организмом, как люди выражают свои эмоциональные состояния и как можно распознать невербальные сигналы. Все это крайне важно в современном мире, где умение общаться, способность строить правильные и здоровые отношения нужны, как никогда раньше.


Таким образом, изучение и практика в области невербального общения помогут также избежать недопонимания и неловкостей в процессе общения. Как правило, недопонимание возникает там, где люди неправильно трактуют смысл действий друг друга. Особенно часто это можно заметить в невербальном общении – например, когда человек, стесняясь, не смотрит в глаза собеседнику, скрещивает руки на груди, а собеседник расценивает это как скрытую агрессию и нежелание продолжать разговор. Подобные недопонимания и легкие конфликты происходят ежедневно, и они мешают людям просто наслаждаться общением. Хорошо понимать эмоциональное состояние собеседника и уметь правильно на это отреагировать – это уже залог успешной коммуникации.

Список использованной литературы

  1. Андрианов М. С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистика // Психологический журнал. 2015. №5. С. 14-19.
  2. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2013. 328 с
  3. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. - СПб. : Питер, 2009. - 317 с.
  4. Валенасс В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. Валенасса, Ю. Гиппенрейтер. - М., 2010. - С. 3-28.
  5. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. М.: Норма, 2014. 582 с.
  6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008. - 783 с.
  7. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2011. - 454с.
  8. Калиниченко С. Г., Коротина, О. А. Психофизиология. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 80 с.
  9. Караулова Л. К. Физиология. - М. : Академия, 2009. - 384 с.
  10. Кнапп М. Л. Невербальные коммуникации. - М.: Наука, 2014. 308 с.
  11. Куницына В. Н., Казаринова Н. В. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2013. 390 с.
  12. Поваляева М. А. Невербальные средства общения. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. 352 с.
  13. Психофизиология / Под ред. Ю. И. Александрова. - СПб.: Питер, 2012. -464 с.
  14. .Ремакович Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 2011. - 480 с.
  15. Самко Ю. Н. Психофизиология. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 365 с.

Приложение 1

Приложение 2