Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальное общение как способ отражения эмоционального состояния человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

3. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

  • интимная (15 - 45 см.), в неё допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди и характерно доверительность, негромкий голос при общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
  • личная или персональная (45 - 120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
  • социальная (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;
  • публичная (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге.

Приведем примеры взаимосвязи невербальных средств с эмоциональными проявлениями личности [ 12 ]::

  • осознание своей слабости (отсутствие уверенности в себе). Чрезмерная жестикуляция, а также убирание рук за спину с захватыванием одной рукой запястья другой; стремление опереться на что – либо или прислониться к чему – либо. Улыбка в сочетании с приподнятыми бровями. Сомнения в подборе слов и прерываемая речь. Поспешность и готовность к выдаче информации, а также склонность обстоятельно и досконально аргументировать свои поползновения. Суетливость.
  • воля к сопротивлению. Средняя громкость голоса, твёрдый холодный тон, чёткая артикуляция, медленный темп и ритмичное течение речи, точная дикция.
  • внутреннее напряжение. Зажатость в позах и движениях, стремление опереться или прислониться к чему – либо, скрещённые лодыжки (у сидящего). Предельно сцепленные между собой руки, излишне частое сбивание пепла с горящей сигареты. Изменение тембра голоса, форсирование звука, внезапные спазмы гортани, скрип зубами, заикание, несоответствующий моменту хохот, постоянное перебивание других. Увеличение числа шаблонных фраз, высказываемых быстрее, чем обычно, пренебрежение речевыми паузами, использование в речи слов с ласкательными и уменьшительными суффиксами.
  • враждебность. Отодвигание от партнёра, сжимание кулаков при скрещенных руках, отклонение всей головы назад и обрывание чужой речи. Пристальный или настойчивый взгляд в глаза с резко уменьшенными зрачками. В возможном варианте смотрят искоса при опущенных бровях, лоб нахмурен, уголки губ опущены.
  • нервозность и неуверенность. Суетливость, частая перемена позы, чрезмерная жестикуляция, движения руки поперёк тела ( взять или поправить что – то), отбрасывание «мешающих» волос со лба, усиленная мимика рта, закусывание губ. Высокий и пронзительный голос, быстрая речь, «высказывание мыслей вслух». Испарина, пот. Плохое настроение ( отрицательные эмоции). Походка с волочением ног, заметно суженные зрачки.
  • осознание своей силы ( уверенность в себе ). Стабильная прямая поза, дополненная выставленным подбородком, руки при этом могут сцепляться за спиной, располагаться на бёдрах, засовываться в карманы при оставлении больших пальцев снаружи, активно демонстрировать тылы кистей, в то время как большие пальцы помещаются за пояс.

Части лица ( лоб, брови, нос, глаза, подбородок) выражают основные эмоции человека (страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п.).

Положительные эмоции легче всего распознаются: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Таким образом, обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как

намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти

системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

1.2 Эмоции, их сущность и значение в жизни человека

Эмоциями ( аффектами, душевными волнениями ) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п.

Как и ощущения, они имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Все они при усилении переходят в аффект радости.

На основании телесных переживаний И. Кант делил эмоции на [ 6 ]:

  • стенические ( радость, воодушевление, гнев ) – возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу;
  • астенические ( страх, тоска, печаль ) – ослабляющие.

Данное деление имеет всего лишь схематический характер, так как некоторые аффекты трудно отнести только к одной позиции, потому что при определенной интенсивности могут проявляться то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными и длительными.

Длительные эмоции – это настроение человека. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение – сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании ее самой. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.


Эмоции охватывают широкий круг явлений действительности. По поводу того, какие субъективные переживания следует назвать данным термином, существует несколько точек зрения. Рассмотрим некоторые из них более подробно [4 ].

Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость ) от ощущений ( голода, жажды ), тем не менее, они обна-руживают много общего и их разделение достаточно условно. Одним из отличий является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции.

Другая причина, по которой они противопоставляются, друг другу состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто появляются спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и ощущения формируются в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.

По мнению П. Фресса, существует единый континуум внутренних переживаний - от слабых чувств к сильным, только последние могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность.

Рассмотрим другую точку зрения. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно данной позиции эмоции - это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная. Например, радость может стать эмоцией, когда

из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь даже безудержный смех.

Такое сужение понятия отвечает представлению, выраженному в акти-вационной теории Д. Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.

Стоит отметить, что не все субъективные переживания можно отнести к эмоциям. В своих работах А. Н. Леонтьева различает три вида эмоциональных процессов [ 6 ]:


  • Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека они вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Их отличительной особенностью является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.
  • Собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.
  • Предметные чувства - возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или отвлеченном ( например, чувство любви к человеку, ненависти ). Они выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Таким образом, менее решенным остается вопрос о взаимоотношении

эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это ощущение усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?

Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, указывают в пользу последнего предположения.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. Вне меньшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в « безобидные » процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение.


В далеком прошлом у животных указывал Ч. Дарвин, выразительные движения были целесообразными проявлениями, помогали выстоять в жестокой борьбе за существование. В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутству- ющие эмоциям. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение — они являются одной из форм общения. По ним мы узнаем о переживаемых чувствах. Нередко учитель пользуется выразительными движениями, чтобы привлечь внимание учеников, подбодрить их или выразить им свое неудовольствие, определенным образом повлиять на учащихся.

Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Уже у подростка наблюдается несоответствие между эмоциями и формами их выражения. Чем старше человек, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, он очень искусно может управлять своими переживаниями и проявлениями. Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые переживания.[ 8 ]

Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую нужду в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или — ощущение сытости.

Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций. Они выполняют функции такой обработки первичной информации о мире, в результате которой мы оказываемся способными формировать своё мнение о нём; им принадлежит роль в определении ценности предметов и явлений [ 14 ]:

  1. Экспрессивная. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях человека и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Например, люди способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния

как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Наряду с об--щей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковыми реакциями.