Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (АО «Связной Логистика»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К электронному обучению можно отнести системы дистанционного обучения, дистанционные курсы, видеоролики, созданные в рамках организации или находящиеся в открытом доступе, выполнение заданий и общение с преподавателем он-лайн для обсуждения выполненной работы, вебинары, чат-боты, блоги.

Система дистанционного обучения - центральное звено организации электронного обучения. Использование системы дистанционного обучения обеспечивает реализацию следующих функций:

  • Управление обучением;
  • Управление профилями пользователей;
  • Обеспечение доступа к контенту;
  • Фиксирование деятельности пользователей в системе;
  • Обеспечение технической и методической поддержки пользователей;
  • Формирование отчетов.

Современные дистанционные курсы включают в себя широкий диапазон средств обучения:

  • Информационные слайды;
  • Тренажеры;
  • Тестирования;
  • Ролевые упражнения;
  • Кейсы;
  • Видео.

Среда электронного обучения, состоит из большого количества инструментов, сервисов и средств, требует большого внимания с точки зрения организации управления ею. Важным элементом управления средой является система дистанционного обучения.

Преимущества электронного формата обучения:

  • Доступ к обучению в любое время и в любом месте;
  • Разнообразие форматов обучения;
  • Скорость обучения;
  • Сокращение издержек.

Недостатки подхода:

  • Необходима техническая грамотность, оснащение у обучаемых;
  • Необходимы самодисциплина и мотивация к обучению.

Популярным форматом обучения в мире становится смешанное обучение, это концепция подразумевает получение знаний самостоятельно, с преподавателем или наставником. Такой подход позволяет контролировать время, место и темп изучения материала. При такой форме обучения возможна следующая комбинация методов:

  1. Изучение теории посредством прохождения дистанционного курса;
  2. Выполнение заданий через систему дистанционного обучения;
  3. Практическая работа на рабочих местах по теме обучения;
  4. Очная обратная связь о результатах выполнения практического задания;
  5. Бизнес-тренинг для формирования навыков;
  6. Домашнее задание для закрепления результатов обучения;
  7. Оценка результатов обучения.

Смешанный формат обучения позволяет обеспечить непрерывность обучения, оптимизировать расходы, экономить время с помощью выполнения заданий на рабочем месте, повысить результативность обучения за счет комбинирования методов обучения.


Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение может проводиться с отрывом и без отрыва от работы. Повышение квалификации положительно отражается на возможностях повышения в должности и на величине доходов организации, сотрудника.

В повышении эффективности обучения важным фактором является квалификация обучающего независимо от того, по какому методу обучаются сотрудники. Обучающий должен обладать знаниями по предмету обучения, а также использовать различные инструменты обучения. Высокие результаты обучения достигаются за счет заинтересованности всех участников процесса.

М. Армстронг приводит десять основных условий эффективности профессионального обучения:

  1. Работники должны быть замотивированы на обучение. Они должны понимать, чтобы получать удовлетворение от работы, уровень знаний, навыков или компетентности, существующие установки и поведение необходимо совершенствовать;
  2. Обучающимся следует установить стандарты выполнения работы. Обучающиеся должны ясно определить цели и стандарты, которые они считают приемлемыми и могут использовать для оценки своего развития;
  3. У обучающихся должно быть руководство. Им необходимо обратная связь о том, как они учатся. Самомотивированные работники большую часть этого могут обеспечить себе сами, но все же должен быть человек, который будет поддерживать и помогать;
  4. Обучающиеся должны получать удовлетворение от обучения. Обучение должно удовлетворять потребности обучающихся, если участник обучения не видит пользы, то результатов от программы не будет;
  5. Обучение - активный, а не пассивный процесс. Необходимо, чтобы обучающиеся были увлечены предметом программы обучения, форматом;
  6. Следует применять подходящие методы. Методы обучения должны соответствовать целям и задачам обучения, потребности группы;
  7. Методы обучения должны быть разнообразными. Использование разнообразных методик, при условии, что они одинаково подходят для конкретных условий, способствует обучению, поддерживая интерес обучающихся;
  8. Следует выделить время на усвоение новых навыков. На то, чтобы усвоить, проверить и принять новые навыки, требуется время. Его следует предусмотреть в программе обучения. Многие обучения переполнены новой информацией и не дают достаточных возможностей для ее практического освоения;
  9. Правильное поведение обучающихся должно подкрепляться. Обычно обучающиеся хотят незамедлительно знать, правильно ли они делают то, чему их учат. В длительных программах обучения требуются промежуточные шаги, на которых могут быть закреплены новые навыки;
  10. Необходимо понимать, что существуют разные уровни обучения, и что они требуют разных методов и занимают разное время.

Для организации эффективного обучения персонала необходимо мотивировать персонал к обучению. Мотивация на обучения персонала организации имеет свои особенности, связанные с особенностями персонала. К числу таких особенностей следует отнести: особенности взрослых людей, мотивация к обучению, профессиональный опыт человека.

Построение системы профессионального обучения с использованием различных методов обучения позволяет поддерживать необходимую квалификацию персонала, вдохновлять и мотивировать сотрудников. На этапе планирования программы обучения важно определить потребность в обучении, сформулировать цели и результаты обучения. Оценка результатов проведенного обучения позволяет определить эффективность программы и изменения, которые необходимо внести для увеличения рентабельности обучения.

1.2 Оценка эффективности обучения

При выборе методов обучения важно учесть, что эффективность обучения напрямую зависит от степени включенности слушателя в этот процесс. Кроме этого важно учитывать численность персонала в организации, темы обучения, географию организации.

При формировании группы для обучения важно учесть уровень образования, профессиональный опыт, результаты аттестации, тестирования для обеспечения однородности группы.

В процессе обучения реакцию слушателей можно оценить методом наблюдения (степень активности, заинтересованности) либо опроса (наиболее запомнившиеся моменты, идеи, выводы). Степень усвоения знаний, как правило, определяется на основе тестировании, об изменениях установок и навыков свидетельствуют ролевые игры и презентации.

«На рабочем месте эффективность может быть оценена путем наблюдения за поведением сотрудника, а также на основе анализа результатов работы (улучшение качества работы, уменьшение жалоб клиентов, уменьшение сроков исполнения и т.п.). Эффективны анкетирование или групповые интервью, проводимые в организации и позволяющие оценить качество программ по следующим показателям: практическая полезность курса, приемлемость методов, профессиональный уровень тренера, уровень организации занятий, общая оценка»[[6]].

Существует много моделей оценки эффективности программ обучения. Мы рассмотрим несколько из них.

Модель Киркпатрика, которая состоит из 4 уровней:

Уровень 1- Реакция. Какова реакция обучаемого на обучение;


Уровень 2- Обучение. Что обучаемый усвоил в процессе обучения;

Уровень 3- Поведение. Как изменилось поведение обучаемого после прохождения обучения;

Уровень 4-Результат. Насколько увеличилась эффективность компании.

Реакция участника является важным элементом успешности обучения. На этом этапе участники обучения оценивают удовлетворенность программой и полезность изученных инструментов.

Уровень обучения влияет на усвоение теоретического материала. Определяет, как изменились знания участников в результате обучения. Проводится с помощью тестирований, опросов, экзаменов.

Оценка изменений поведения участников обучения проводится на третьем уровне. На этом этапе проводится оценка навыков, которая позволяет определить применение полученных знаний и навыков на рабочем месте.

На четвертом уровне оцениваются результаты для организации. Например, увеличение производительности труда, увеличение прибыли, сокращение издержек. Часто оценку, проводимую на четвертом уровне, разделяют на две части. В рамках первой части оценивается, как обучение влияет на производственные показатели компании. На второй этапе производится оценка экономической эффективности проводимого обучения.

Полученные данные при исследовании системы обучения позволяют определить эффективность программы обучения, технологий развития.

В 1991 году данную модель доработал Дж. Филипс добавил в модель Киркпатрика пятый уровень оценки ROI (отдача от инвестиций в обучение).

Расчет ROI позволяет рассчитать в денежном эквиваленте ценность проведенного обучения.

Формула оценки ROI проста: ROI= финансовые результаты обучения /затраты на обучение. Использование ROI позволяет отделить чистую прибыль от обучения за вычетом затрат на обучение.

Таким образом, модель Дж. Филипса позволяет провести оценку финансовой стороны обучения, а именно эффективности вложений в персонал.

Результаты оценки эффективности проведенного обучения должны быть презентованы самим обученным, так и их руководству. Оценка эффективности профессионального обучения завершает цикл обучения организации и возвращает ее к исходному этапу. Оценка должна подтвердить целесообразность обучения и показать, каких результатов для организации оно позволило достичь. Эта информация должна быть проанализирована и использована при подготовке и проведении аналогичных учебных программ в будущем. Такая практика позволяет постоянно работать над повышением эффективности обучения и устранять причины его неэффективности.


Глава 2. Общие сведения об организации АО «Связной Логистика»

Связной – крупнейшая в мире розничная сеть в сегменте высоких технологий более чем с 5,5 тысячи магазинов. Компания работает в 1 300 городах по всей России и Белоруссии, более 30 тысяч продавцов-консультантов обслуживают более двух миллионов покупателей в день. Также в компанию входит сеть Apple Premium Reseller под брендом Cstore, которая насчитывает 32 магазина в 22 городах России. В Cstore представлена вся техника Apple, доступная в России: iPhone, iPad, MacBook, Apple Watch, iMac, а также аксессуары для устройств Apple.

В магазинах компании, помимо смартфонов, представлены следующие товарные категории: планшетные компьютеры, устройства для доступа в интернет (модемы), фото-, аудио- и видеоаппаратура, аксессуары, квадрокоптеры, система «умный дом», VR-очки и многие другие гаджеты.

Компания предоставляет расширенный спектр услуг:

  • Дополнительные гарантии на устройства;
  • Настройка и установка приложений;
  • Оплата интернета и других услуг;
  • Продажа авиа и жд билетов;
  • Оформление кредитных и дебетовых карт, кредитов.

Выручка объединенной компании составляет 158, 38 млрд. рублей.

Стратегическими целями компании являются:

  • Увеличение доли рынка по продажам товаров и услуг;
  • Запуск новых продуктов для увеличения прибыли компании.

Для достижения целей организация решает следующие задачи:

  • Расширяет ассортимент товаров и услуг;
  • Совершенствует систему логистики;
  • Совершенствует систему корпоративного управления;
  • Внедряет новую систему ценностей в компании.

Обеспечение организации персоналом - необходимое условие бесперебойного процесса работы и выполнения плана по продажам.

Успех организации зависит от количественного и качественного обеспечения его рабочими кадрами, расстановки их по рабочим местам, создания условий для повышения производительности труда и качества предоставленных услуг.

2.1 Анализ существующей системы обучения и развития

Необходимый уровень квалификации персонала и его развитие обеспечивается действующей в компании системой обучения и развития, которая включает в себя: