Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (Организационно-педагогическая работа классного руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования обусловлена кардинальными социально-экономическими изменениями, которые постоянно происходят в общеобразовательной системе. Важность и необходимость воспитательной деятельности в школе, отмечена в Концепции модернизации российского образования, где указано то, что воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в образовательный процесс. Каким образом будет производиться воспитательная деятельность в школе, какие ценности будут сформированы у детей и подростков, являются одним из факторов цивилизованного развития общества.

Классное руководство как традиционное школьное явление с введением нового ФГОС, претерпело существенные изменения.

Национальный проект «Образование» как одних из механизмов модернизации российского образования, которые направлены на системные изменения в отрасли, обеспечивающий ее качество, призван повысить статус классного руководства.

Значимость поддержки классных руководителей для системы образовательного процесса заключается в следующем:

Во-первых, в признании особой важности роли классного руководителя в образовательном и воспитательном процессе;

Во-вторых, в необходимости стимулирования воспитательной деятельности классного руководителя и активизации воспитательной работы в стенах современной школы;

В-третьих, в учете специфики деятельности классного руководителя.

Однако анализ современных ситуаций показывает, что, несмотря на существующий социальный заказ и рекомендации государственного уровня, далеко не во всех общеобразовательных учреждениях деятельность классного руководителя осуществляется с учетом новейших требований. Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса необходимы существенные изменения в деятельности классных наставников. Такие изменения связаны прежде всего, с выбором таких приоритетных целей и задач, способах и формах воспитательной деятельности, которая будет учитывать важность педагога, особенности развития детского коллектива, организационно-педагогические условия общеобразовательного учреждения.

Новое понимание задач современной школы позволяет по–новому использовать потенциал знаний о классном руководстве.

В педагогической науке актуальность изучения феномена классного руководства сохраняется уже на протяжении столетия. Наиболее актуальными из них остаются вопросы изучения классного руководства (Бобков Ф.А., Иванов А.В., Гончаров Н.К.); роли классного руководителя в формировании и развитии детского коллектива (Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Измайлова Д.А, Каримова Л.А. и пр.); место деятельности классного руководителя в воспитательной системе (Андреева В.В.); роли классного руководства в развитии личности школьника (Новикова Л.И.. Газман О.С., Щуркова Н.Е. и пр.).


Работа классных руководителей сегодня во многом не удовлетворяет ни общество, ни современную школу, ни самих классных руководителей. Она довольно часто носит чисто формальный характер и ограничивается только реализацией определенных нормативов и инструкций без учета индивидуальных особенностей детского коллектива. Теоретический аспект изучения данной темы, связан прежде всего, с необходимостью научного изучения феномена классного руководства, построения модели взаимодействия детей и педагога, эффективное взаимодействием с родителями. Практический аспект, предполагает проектирование вариантов воспитательной деятельности классных руководителей, определение наиболее эффективных путей работы с детским коллективом и родителями, формировании условий для успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Исходя из определения актуальность исследования, можно выделить цель, которая заключается в изучении профессиональной деятельности классного руководителя в условиях современной общеобразовательной школы.

Объект исследования–роль педагога в работе с родителями детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования–профессиональная деятельность классного руководителя.

Гипотеза исследования заключается в том, что роль классного руководителя в формировании сплоченности будет более эффективна, если:

Классный руководитель будет использовать все средства и методы для работы со школьным коллективом;

Классный руководитель будет учитывать индивидуальные и возрастные и психологические особенности коллектива школьников.

Задачи исследования заключаются в следующем:

  1. На основании теоретического анализа философских, педагогических источников дать характеристику феномена классного руководства;
  2. Изучить роль классного руководителя в процессе воспитания современных детей;
  3. Проанализировать организационно-педагогическую работу классного руководителя;
  4. Изучить особенности формирования школьного коллектива и роль в этом процессе классного руководства;
  5. Разработать и реализовать программу по проектированию профессиональной деятельности классного руководителя.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ философских, психологических, педагогических источников по проблеме исследования; педагогическое моделирование изучаемого феномена.

Эмпирические методы: изучение документации по предмету исследование, наблюдение, анализ педагогического опыта, групповая проблемная работа.


Диагностические методы: анкетирование, интервью.

1. Теоретико-методологические основы организации профессиональной деятельности классного руководителя в современном общеобразовательном учреждении

1.1 Феномен классного руководства как целенаправленная система воспитания

В материалах Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения определяется новая цель в системе образования, которая заключается в воспитание, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина Российской Федерации.

Концепция духовно-нравственного воспитания школьников в России, является идеологической и методологической основой новых общеобразовательных стандартов России, в которой определены:

–система базовых национальных ценностей, а именно воспитание в школьниках духа патриотизма, солидарности, гражданской ответственности, семья, здоровья, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа и человечество;

–воспитание в детях национального идеала;

–цели и задачи духовно- нравственного развития и воспитания в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Нормативная документация Министерства образования Российской Федерации, Государственные стандарты указывают на необходимость использования воспитательного потенциала образовательного процесса; повышение роли классного руководства; формирование условий для развития самоуправления как средства социализации учеников; повышение роли родительской общественности в процессе организации образовательного процесса.

Министерством образования и науки Российской Федерации был издан приказ № 21 от 03.02.2006 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическим работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». В данных методических рекомендациях очерчен полный перечень функций, форм и методов работы. На их основании каждое образовательное учреждение разрабатывает свои локальные акты о деятельности классного руководства с учетом традиций, устава, концепции и программы развития. Педагоги в свою очередь могут выбрать направления воспитательной работы, которые станут основой для сплочения классного коллектива, которые помогут реализовать основные цели и задачи воспитательного процесса.


В педагогическом словаре под редакцией Коджаспирова Г.М., классный руководитель определяется как педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для развития индивидуальности и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему воспитания; помощь в решении трудных ситуаций; воспитание детского коллектива.[1]

Рожкова М.И. под классным руководством определила функции педагога в области организации детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических ситуаций в школе.

Обращаясь к истории формирования классного руководства как феномена, следует отметить, что оно имеет богатую историю. 1950-1980-е гг. являются самыми плодотворными для развития классного руководства. Именно в это время такие ученые, как Болдырев Н.И., Богданова О.С., Дулов А.И., Марьенко И.С. разработали и апробировали теорию для классного руководства. Идеи этих педагогов остаются востребованными и в настоящее время активно развиваются. Так, в «Положении о классном руководителя», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 году, в котором отмечается, что основная задача классного руководителя заключается в сплочении учеников классного коллектива в дружный, целеустремленный, работоспособный коллектив с целью успешной реализации учебно- воспитательных задач, которые стоят перед школой.

Педагогический словарь 1960 года говорит, что классный руководитель –это учитель советской школы, который осуществляет наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива . В дальнейшем трактовка классного руководителя, как участника педагогического процесса существенно изменилась.

Реализация модели классного руководства в ХХI веке предполагает под собой наличие определенных целей , задач и содержания профессиональной деятельности.

Классный руководитель является лидером группы, носитель культуры, организатор и участник детского коллектива, вдохновитель, опекун

Цель классного руководства заключается в создании и формировании эффективных условий для саморазвития и самореализации личности учеников, их успешной социализации.

Задачи классного руководства, по мнению современных исследователей феномена, заключаются в следующем:[2]

  1. Формирование и развитие детского коллектива;
  2. Создание психолого- педагогическиих условий для развития личности, самоутверждения каждого ученика, сохранения его индивидуальности и неповторимости, раскрытие его потенциальных способностей;
  3. Формирование здорового образа жизни;
  4. Организация системы отношений посредством использования различных форм и приемов организации воспитательной деятельности в детском коллективе;
  5. Защита прав и законных интересов учеников;
  6. Организация системности в работе с обучающимися;
  7. Гуманизация отношений между учеников и педагогом;
  8. Формирование у детей и подростков нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  9. Организация социально значимых функций обучающихся.

Деятельность классного руководителя носит целенаправленный и запланированный процесс, который строится на основании Устава общеобразовательного учреждения, нормативных актов в области образования и воспитания детей и подростков.

Для современного педагога следует знать основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками, быть информированным о современных тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности в современных условиях.

Классный руководитель в своей деятельности должен постоянно учитывать уровень воспитанности ребенка, социальные и материальные условия его жизни.

Функции классного руководства заключаются в следующем:

  1. Организационно-координирующие:

–обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

–установление контактов с родителями ученика, оказание им помощи в воспитании ребенка, такой процесс может быть организован как лично классным руководством, либо через психолога, педагога дополнительного образования;

–проведение консультаций, бесед с родителями (организация родительских собраний);

–взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

–организация образовательного процесса в классе, оптимального для развития положительного потенциала учеников в рамках общешкольного коллектива;

–организация воспитательной работы с обучающимися через проведение педагогических консилиумов, тематических мероприятий и пр.;

–стимулирование и учет различных видов деятельности учеников, включая в системе дополнительного образования;

–взаимодействие с каждым учеников в классном коллективе;

–ведение необходимой документации: классный журнал, план работы, личные дела обучающихся.

  1. Коммуникативные:

–регулирование межличностных отношений между учениками;

–установление взаимодействия между педагогическими работниками и учениками;

–формирование благоприятного психологического климата в коллективе;

–оказании помощи ученикам в формировании коммуникативных качеств.

  1. Аналитико-прогностические:

–изучение индивидуальных особенностей учеников и динамики их развития;

–определение состояния и перспективы развития коллектива класса.

  1. Контрольные:

–контроль за успеваемость каждого ученика;

–контроль за посещаемостью учебных занятий.

И, конечно же, следует отметить, что наряду с основными функциями современный классный руководитель должен применять следующие формы работы: