Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (Организационно-педагогическая работа классного руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Макаренко А.С. в свою очередь отмечал, что коллектив является формой, инструментов и средство воспитания отдельно взятой личности. Он раскрыл закон развития коллектива школьников на основании определения перспективных целей, рассмотрел этапы формирования коллектива школьников. [9]

Огромный вклад в развитие школьного коллектива внес польский педагог Корчак Я., который предложил детям объединиться в демократический обособленный детский коллектив–самоуправления. Роль воспитателя он видел в умении наблюдать за ребенком, понимать его мотивы в поведении, строить с ним равные отношения на основе разумной любви и взаимоуважении к личности ребенка. [10]

Таким образом, резюмируя вышеперечисленное, следует отметить, что в практике управления коллективом школьников классный руководитель должен соблюдать следующие правила:

  1. Сочетать в своей деятельности естественное стремление каждого ученика к самостоятельности, независимости, желания. Не подавлять в ребенке активность, не следует командовать, а сотрудничать с детьми;
  2. Коллектив это динамическая среда, которая постоянно меняется и развивается. Поэтому современный классный руководитель должен постоянно менять свою тактику управления, развивать демократические отношение, вводить систему самоуправления, общественное мнение на высших стадиях развития коллектива;
  3. Наличие общего мнения по вопросам организации жизни в классе является показателем правильного руководства классным коллективом. В связи с чем современный классный руководитель должен обладать способностью в определении единого мнения в классе;
  4. Одна из причин неблагоприятного положения учеников в классе заключается в неадекватности выполнения им ролей. Классный руководитель должен исходить из потребностей не только класса, но и индивидуальных потребностей школьника;
  5. Положение ученика в классном коллективе напрямую зависит от норм и стандартов, принятых в классе. Поэтому следует формировать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.

Формирование школьного коллектива происходит в несколько стадий:

На первой стадии жизни коллектива сочетается педагогической контроль с общественным. От общественного контроля следует переходить к взаимоконтролю. Довольно важно чтобы уже на ранней стадии формирования классного коллектива учитывались внутренние потребности учеников.


На второй стадии у классного руководителя появляются помощники, единомышленники, формируется общая цель. В процессе развития коллектива к единомышленникам присоединяются другие дети. Их увлекают общие дела. Процесс превращения ученика в активиста происходит постепенно.

На третьей стадии развития классного коллектива позиция педагога претерпевает серьезные изменения. Классный руководитель меньше контролирует процесс управления в классе и больше направляет школьников. На данной стадии коллектив достаточно сформировался. На этой стадии довольно важным является установление дружеских взаимоотношений в классе.

Еще Сухомлинский В.А. писал: «неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателем. Но еще сильнее чуткость и заботливость о самом коллективе». [11]Таким образом, можно сделать вывод о том, что от правильно выстроенной работы классного руководителя зависит успешность обучения, развития, социализации ученика.

2. Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников

2.1 Основные направления работы классного руководителя

Основные задачи организации работы профессиональной деятельности классного руководителя заключаются в следующем:

  1. Способствовать сплоченности классного коллектива посредством формирования социальной активизации каждого ученика;
  2. Создать эффективную работу по формированию учебной мотивации и развитию учебных навыков;
  3. Сформировать работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, их индивидуальных особенностей и способностей;
  4. Скоординировать работу родительского комитета и его участие в школьных делах;
  5. Конкретизировать систему поручений и сделать ее более рейтинговой.

С целью активизации перечисленных задач предлагаю сформировать программу профессиональной деятельности классного руководителя.

Задачи проекта заключаются в следующем:

  1. Создание условий для развития лидерских качеств, которые необходимы ученикам для адаптации в классном коллективе;
  2. Обеспечение педагогической поддержки лидерства в классе;
  3. Организация различных видов деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Активная жизненная позиция учеников;
  2. Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности;
  3. Разработки творческих и социальных проектов.

Цель самоуправления заключается не в управлении одних учеников другими, а в обучении всех учащихся основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собственной жизнью, в коллективе, где каждый ученик может реализовать свои потребности и возможности.

Основные заповеди жизнедеятельности класса:

  1. Познай себя–это интересно!
  2. Сотвори себя–это необходимо!
  3. Утверди себя–это возможно!
  4. Прояви себя –это реально!

Принципы жизнедеятельности класса должны заключаться в следующем:

Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью самоуправления, решаются только его членами.

Принцип ответственности: члены самоуправления несут ответственность перед классом, класс несет ответственность перед своими членами.

Принцип равноправия и сотрудничества: каждый член самоуправления на равных правах с другими членами, которые входят в состав актива самоуправления, отстаивает интересы во всех выборных органах, семинарах и конференциях.

Принцип гласности: все решения органа самоуправления доводятся до всех.

Принцип коллективности: любое решение в классе принимается только коллективно.

Структура самоуправления классного коллектива следующая:

Высший орган самоуправления–классное руководство. В его работе участвуют все ученики класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных дел следует привлекать родителей учеников.

На рисунке 1 представлена структура управления ученическим советов класса.

Рисунок 1–Организационная структура управления советом класса

Президент класса выбирается путем организации тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50 % учеников. Президент класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть на основании предложений учеников: формирует коллективы для подготовки проектных мероприятий и контролирует их выполнение.

В обязанности президента класса входит:

–обеспечение дисциплины и порядка в классе;

–ответственность за дисциплину;

–помощь классному руководителю в организации и проведении различных мероприятий.

Помощник президента выполняет следующие обязанности:


–контроль посещаемости учеников;

–составление графика дежурств;

– контроль за выполнением дежурных и их обязанностей;

–координация дежурства по классу;

–помощь старосте класса.

Сектор «Ученый совет» –отвечает за посещаемость, самоподготовку учеников, контроль за выполнением домашнего задания. Принятие участия в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов и викторин.

Направление работы:

проводит рейды по проверке школьных дневников, учебных принадлежностей, участвует в проведении предметных недель, интеллектуальных конкурсов, викторин.

Мероприятия:

Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты?….»

Проведение интеллектуальных конкурсов в классе «Что, где, когда?»

Сектор «Здоровья»–отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, выпуск листовок о здоровом образе жизни), формирование команды для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня здоровья», организация спортивных мероприятий в классе.

Мероприятия:

Беседы по пропаганде здорового образа жизни;

Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни»;

Туристические походы, соревнования;

Дни здоровья;

Конкурс «Мама, папа, Я–спортивная семья!»

Сектор «Культура и досуг»–способствует культурному и содержательному проведению досугам, организует культурно-массовые мероприятия в классе и отвечает за организацию интеллектуальных игр, конкурсов, составление развлекательных программ.

Мероприятия:

Осенний и Новогодний балл;

Празднование Дня 8 марта, дня Защитника Отечества;

Концерт художественной самодеятельности;

Проведение конкурсного родительского собрания «Моя семья»

Сектор «Пресс-центр»–контролирует выпуск учениками класса газет и плакатов к занимательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учеников, осуществляет контроль за содержанием и периодичности смены информации в классном уголке.

Мероприятия:

Выпуск газеты класса к праздничным датам;

Участие в конкурсе стенгазет на городских конкурсах;

Информационная работа для школьной газеты;

Выпуск оздоровительных программ к праздничным датам;

Составление презентаций к мероприятиям.

Сектор «Труд и забота»–организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проведении субботников, социальной помощи пенсионерам , малоимущим , нуждающимся.


Мероприятия:

Ремонт школьного и классного имущества;

Работа на пришкольном участке;

Ремонт кабинета.

Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, организация органа самоуправления существенно облегчит работу классного руководителя.

2.2 Система работы классного руководителя с родителями

Важным аспектом работы классного руководителя согласно ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. Значимую роль в информационном сопровождении родителей, помимо традиционных форм взаимодействия, играет Интернет-сайт школы, ведение электронного журнала.

Педагогическая культура родителей –это один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания учеников.

Работа с родителями должна строиться по следующей схеме, указанной на рисунке 2.

Рисунок 2–Схема работы классного руководителя с родителями

С целью анализа удовлетворенности родителей работой классного руководителя нами было проведено анкетирование по методике Степанова Е.Н.

Цель исследования –изучение уровня удовлетворенности родителей качеством профессиональной работы педагогического сотрудника.

Опрос проходил на основании выборки. Всего в опросе принимало участие 18 родителей учеников 4 «А» класса.

На родительском собрании родителям предлагалось прочитать утверждения анкеты (Приложение 2) и поставить соответственное обозначение. Опрос анонимный.

Распределение результатов представлено в таблице 1.

Таблица 1–Распределение результатов опроса родителей

Вопрос

Сумма баллов

Коэффициент

Класс, в котором учится Ваш ребенок можно назвать дружным?

89

3,4

В среде своих одноклассников Ваш ребенок чувствует себя комфортно?

86

3,4

Классный руководитель проявляет доброжелательность к Вашему ребенку?

92

3,6

Я испытываю взаимопонимание с учителем

73

3,0

Классный руководитель справедливо оценивает достижения моего ребенка

95

3,8

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями

70

2,9

Классный руководитель учитывает индивидуальные особенности ребенка

72

3,0

Классный руководитель дает нашему ребенку глубокие знания

79

3,2

Классный руководитель заботиться о физическом развитии ребенка

79

3,2

Классный руководитель создает условия для проявления и развития способностей ребенка

81

3,2