Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (Организационно-педагогическая работа классного руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Индивидуальные это беседы, консультации, обмен мнениями, оказания индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы;
  2. Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования).

По времени проведения формы следует разделить на:

–кратковременные формы, которые длятся от несколько минут до несколько часов;

–длительные, которые могут длиться от нескольких часов до нескольких недель;

–традиционные, проводящиеся на регулярно основе.

По субъекту организации формы могут быть следующие:

–в качестве организатора выступают педагоги, родители и другие взрослые;

–деятельность организуется на условиях сотрудничества педагога, родителей и детей;

–инициатива и ее реализация принадлежат детям.

По результату все формы следует разделить на следующие группы:

–результатом которого является информационный обмен;

–в качестве результата которого выступает выработка общего решения;

–результат–общественно значимый продукт.

По числу участников формы могут быть следующие:

–индивидуальные (воспитатель-воспитанник);

–групповые (воспитатель –группа детей);

–массовые (воспитатель –несколько групп, классов).

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, систематизирует и контролирует повседневную жизнь учеников класса. Современный классный руководить применяет не только известные формы воспитательной работы, а также привлекает в практику своей деятельности новые формы работы с детьми.

В последнее время получили широкое распространение следующие формы воспитательной работы с детьми:

Публичная лекция–это лекция, которая насыщенна яркой информацией с необычными примерами, фактами, которые позволяет осветить отношения к явлению или событию.

Открытый микрофон–ученикам предлагается обсуждать события общественной жизни.

«Сократовская беседа» заключается в поиске истины, обсуждение поставленной проблемы с различных позиций с поочередным решением дополнительных вопросов.

Философский стол–это обсуждение жизненных ситуаций с разных философских позиций.

Дискуссионные качели по предложенной тематике–беседы с чередованием суждений с участием двух и более групп учеников.

Разговор при свечах–беседа на темы интимно-личностного общения или этического содержания жизненных ценностей.

Выбирая форму работы с детским коллективом, классному руководителю следует руководствоваться следующим принципам:


–определять содержание и виды деятельности согласно задачам, которые стоят перед современным общеобразовательным учреждением;

–учитывать принципы организации общеобразовательного процесса, возможность, интересы и потребности учеников, внешние условия;

–обеспечивать целостность содержания, форм, методов социальной значимости деятельности учеников в классе.

 Таким образом, классный руководитель –это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Классный руководитель является центром организации, координации детского коллектива. На педагога возложены функции координатора совместных усилий учителей –предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. На плечи современного классного руководителя возложен тяжелый груз проблем, которые диктуют современное российское общество.

1.2 Роль классного руководства в процессе воспитания современных детей и подростков

Воспитание является одним из важнейших компонентов образовательного процесса в интересах человека, общества и государства. В задачи воспитания входит процесс формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежат педагогическому сотруднику, на котором возлагаются функции классного руководства. Великий советский педагог –новатор Сухомлинский В.А. утверждал, что для ребенка довольно важно наличие такого человека, который о них будет заботиться. Такое определение полностью можно отнести к деятельности классного руководства.

Как справедливо отметил Захаренко А.А., школа –это не здание, не кабинеты, не образцовая агитация. Школа – это возвышенная мечта, идея, которая может увлечь сразу троих–ребенка, учителя и родителя. Учитель призван реализовывать мечты детей.[3]

Деятельность современного классного руководителя является важным звеном в воспитательном процессе, основным механизмом которого является реализация индивидуального подхода к ученикам. Обусловлена она современной задачей, которая стоит перед каждым современным общеобразовательным учреждением–максимальное развитие каждого ребенка, раскрытие его талантов и формирование благоприятных условий для нормального духовного, умственного и физического совершенства.


Классный руководитель выступает в роли организатора жизнедеятельности класса, координируя, интегрируя, занимаясь коррекцией различных влияний на ребенка.

Для того чтобы ответить на вопрос, какое место отводится классному руководителю в системе воспитания учеников, прежде всего, следует выяснить факторы, которые формируют современного ребенка.

Известно, что специализация личности заключается в результате, как стихийного воздействия со стороны социальной среды, так и в результате целенаправленных воздействий со стороны специально сформированных государственных и общественных институтов.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения.

Макаренко А.С., выступая как сторонник воспитания личности в коллективе, указывал не необходимость учета индивидуальных особенностей личности воспитанника.[4]

По словам Ушинского К.Д., в воспитании все должно базироваться на личности воспитателя, так как воспитательная сила проявляется только из человеческой личности. [5]

Успех профессиональной деятельности классного руководителя во много зависит от его мастерства. Педагогическое мастерство предполагает под собой основательное знание своего предмета. Макаренко А.С. утверждал, что детей увлекает в воспитание уверенное и четкое знание, умение и готовность к работе.

В процессе воспитания детского коллектива классному руководителю следует соблюдать следующие требования:

  1. Изучение учащихся служит повышение качества их воспитания и обучения. На основании систематического изучения следует искать творческий подход и выбирать самые эффективные формы и методы воспитательного воздействия на коллектив и отдельных его членов. Довольно важно правильным образом организовать воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности обучающегося;
  2. Изучение учащихся сочетается с воспитательным воздействием на них. Классный руководитель должен способствовать развитию положительных качеств и преодоления отрицательных черт в характере и поведении учеников;
  3. Изучение должно проводиться планомерно и систематически;
  4. Изучение учащихся должно проводиться в естественных условиях жизни и деятельности;
  5. В процессе изучения классный руководитель пользуется различными методами и приемами. Довольно важно на основании изучения деятельности наметить пути преодоления отрицательных качеств и закрепление положительных черт в характере и поведении школьников.

1.3 Организационно-педагогическая работа классного руководителя

Еще Гёте справедливо отметил «Учатся у тех, кого любят!» Для того чтобы кого-то или что - то изменить нужно любить самому. Классный руководитель, как отмечают современные педагоги –это «человек–любящий».

Как отметил Ушинский К.Д., если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях. [6]Педагог – это практический психолог и для того чтобы лучше узнать каждого ученика следует обладать определенными знаниями относительно психологических принципов личности. В отличие от педагога –теоретика классный руководитель изучает своих воспитанников в практических целях.

Для получения объективных сведений относительно интеллекта, характере и здоровья своего подопечного классный руководитель выполняет ряд практических действий: изучает школьника в его естественной среде, в единых условиях жизнедеятельности, постоянно учитывает его индивидуальные и возрастные изменения.

Программа изучения личности ученика включает в себя, во –первых, ознакомление с условиями жизни в семье: состав семьи, материальное обеспечение, семейные традиции, условия для учебы. Классного руководителя также интересует здоровье родителей, возможность наследственных болезней, тип воспитания, семейное окружение.

Другим вопросов в процессе изучения личности ребенка уделяется отношению школьника к окружающим–родителям, учителям, сверстникам, друзьям. В процессе изучения отношения ребенка к классному руководителю следует установить отношения школьника к труду: определить добросовестно ли он относиться к труду и учебе, какие предметы больше всего любит, помогает ли товарищам в классе, как относится к физическому труду, аккуратен ли в учебе.

Особый вопрос к процессу изучения личности школьника–его отношение к общественной работе: какие поручения и как он выполняет, как развивается у ребенка инициатива, чувства долга и ответственность.

Профессор Платонов К.К. рекомендует классному руководителю в процессе изучения учеников выделять две группы свойств качеств личности:[7]

  1. Общие свойства и качества: направленность, моральные качества, характер , темперамент, способности;
  2. Отдельные психические качества личности–особенности восприятия, мышления, психомоторные особенности, память, эмоционально-волевые качества.

При изучении направленности ученика можно ответить на вопрос: «Чего он хочет?», «Что может ученик?», «Кто он есть?».

Изучая личность ребенка, классный руководитель может предвидеть неблагоприятные ситуации и трудности.

В основные обязанности классного руководителя также входит обязанность по изучению коллектива класса. В качестве основных показателей классного коллектива выделяется сплоченность, организованность, наличие здорового общественного мнения, гуманность, здоровые отношения внутри коллектива.

Важным средством при изучении коллектива класса в деятельности классного руководителя является процесс наблюдения. Наблюдение бывает сплошное и выборочное. При сплошном наблюдении классный руководитель фиксирует все изменения, которые может увидеть в поведении, эмоциях и высказываниях школьников. При выборочном наблюдении отмечаются отдельные процессы и явления, например, взаимоотношения в классе, наличие умений у одноклассников заниматься общественной деятельностью.

Наблюдение проводится в естественных условиях обучения и воспитания, в различных видах деятельности школьников. Наблюдая за учениками, классный руководитель выявляет особенности их познавательной деятельности, способности и умений, волевые и эмоциональные качества.

Весьма ценной формой обобщения результатов в процессе изучения школьников является организация «Педагогических консилиумов» –это совещания учителей класса, которые проводятся под руководством классного руководителя. На них обсуждается общая характеристика класса и отдельных ее учеников, выявляются проблемы в поведении, учебе, определяются меры индивидуального подхода.

Педагогический дневник является распространенной формой фиксирования результатов изучения учеников.

Воспитание сплоченности в классном коллективе является главной целью педагогической работы современного классного руководителя.

Современный классный руководитель поддерживает, стимулирует и корректирует все отношения в классном коллективе. Ученический коллектив представляет собой группу учеников, которая объединена общей целью.

Классный руководитель играет главную роль в процессе формирования классного коллектива. Еще Коменский Я.А. отметил важность влияния детей друг на друга и советовал педагогу объединять детей по следующему принципу: «Более медлительных с быстрыми, более тупых с более умными, упрямых с послушными».

Крупская Н.К. отметила, что содержательная жизнь детей в школьном коллективе будет способствовать воспитанию людей с хорошей общественной направленностью.[8] Идеи Крупской Н.К. были наиболее полно раскрыты в теории детского и юношеского движения.