Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организации (Рекомендации психологу по повышению трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– высокий уровень развития моральной нормативности выявлен у 50% сотрудников образовательной организации. Они отличаются высокой способностью адекватно воспринимать определенную социальную роль, соблюдать морально-нравственные нормы проведения и проявлять должное отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

– средний уровень развития моральной нормативности выявлен у 45% сотрудников образовательной организации. Они адекватно воспринимают определенную социальную роль, способны соблюдать морально-нравственные нормы проведения и проявлять должное отношение к требованиям ближайшего социального окружения;

– низкий уровень развития моральной нормативности выявлен у 5% сотрудников образовательной организации. Они не адекватно воспринимают определенную социальную роль, обладают низкой моральной ответственностью.

Итак, сотрудники образовательной организации отличаются преимущественно высоким уровнем моральной нормативности – способностью адекватно воспринимать предлагаемую для них определенную социальную роль, соблюдать морально-нравственные нормы и проявлять должное отношение к требованиям социального окружения.

Таким образом, сотрудники образовательной организации характеризуются преимущественно хорошо развитыми адаптивными способностями, высоким уровнем развития нервно-психической устойчивости, высокими коммуникативными способностями, высоким уровнем моральной нормативности.

Выводы по главе 2

Обобщая результаты проведенного исследования трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации, можно сделать вывод о том, что у сотрудников образовательной организации преобладающими факторами мотивации трудовой деятельности являются: потребность в полезности, потребность в совершенствовании, потребность в признании, потребность в социальных контактах. Трудовая мотивация сотрудников образовательной организации обусловлена личными и социальными потребностями. Сотрудники образовательной организации характеризуются преимущественно хорошо развитыми адаптивными способностями, высоким уровнем развития нервно-психической устойчивости, высокими коммуникативными способностями, высоким уровнем моральной нормативности. Гипотеза исследования о том, что сотрудники образовательной организации обладают высокими адаптивными возможностями и потребностью в общественно-полезной трудовой деятельности подтвердилась.


3. Рекомендации психологу по повышению трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организаций

Результаты исследования трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации свидетельствуют о необходимости повышения и поддержания этих составляющих.

Психологу рекомендуется регулярно проводить диагностику преобладающих факторов мотивации трудовой деятельности у сотрудников организации, на основе чего ставить задачи по их повышению.

Повышение трудовой мотивации у сотрудников образовательной организации возможно через решение следующих задач:

– создать условия для реализации потребности сотрудников организации в совершенствовании, росте и развитии как личности. Сотрудники должны осознавать, что имеют возможности достигнуть независимости, не останавливаясь в своем личностном развитии;

– создать условия для реализации потребности сотрудников организации в завоевании признания со стороны коллег и руководства. Важно, чтобы коллеги и руководство оценивали заслуги и даже незначительные достижения сотрудников организации;

– создать условия для реализации потребности сотрудников организации в появлении у них чувства востребованности в интересной общественно-полезной работе. Сотрудники должны видеть в выполняемой работе смысл и значение;

– создать условия для реализации потребности сотрудников организации в возможности устанавливать тесные связи с коллегами по работе, общаться с широким кругом людей. Важно обеспечить большой круг возможных контактов, повышать групповую сплоченность в коллективе.

Повышение трудовой мотивации у сотрудников организации также возможно через создание поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование организационной культуры, совершенствование мер стимулирования труда, внимательное отношение к проблемам каждого сотрудника.

Для повышения адаптационного потенциала сотрудников организации психологу рекомендуется:

– развивать адаптационные способности,

– повышать уровень нервно-психическую устойчивость;


– развивать коммуникативные способности.

Развитие адаптационных способностей сотрудников организации возможно путем активизации внутренних резервов трудовой активности, мобилизации волевого потенциала коллектива, повышения разнообразия и сложности трудовых задач и автономии исполнения.

Повышение уровня нервно-психической устойчивости сотрудников организации целесообразно осуществлять через минимизацию воздействия объективных стресс-факторов профессиональной среды, организацию индивидуального психологического консультирования, проведение психологических тренингов.

Для развития коммуникативных способностей сотрудников организации можно использовать социально-психологический тренинг. Тренинг как активная форма обучения и развития социально-психологических качеств позволяет развить у сотрудников умение организовывать продуктивное общение, с успехом достигать поставленные цели в общении, уверенность в своих коммуникативных возможностях.

Таким образом, повышение трудовой мотивации целесообразно осуществлять путем выявлении преобладающих факторов мотивации трудовой деятельности у сотрудников организации и создания условий для реализации их потребностей. Повышение адаптационного потенциала сотрудников организации возможно через развитие адаптационных и коммуникативных способностей, повышение нервно-психической устойчивости.

Выводы по главе 3

Психологу рекомендуется регулярно проводить диагностику преобладающих факторов мотивации трудовой деятельности и адаптационных возможностей у сотрудников организации. Диагностический материал является ценным источником для разработки и реализации направлений дальнейшей работы.

Повышение трудовой мотивации целесообразно осуществлять путем выявлении преобладающих факторов мотивации трудовой деятельности у сотрудников организации и создания условий для реализации их потребностей. Повышение адаптационного потенциала сотрудников организации возможно через развитие адаптационных и коммуникативных способностей, повышение нервно-психической устойчивости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсовой работе, которая заключалась в выявлении трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организаций, была достигнута.

В результате проведенного теоретического анализа литературы рассмотрено понятие трудовой мотивации в психологии. Трудовая мотивация представляет собой процесс побуждения работника к активной трудовой деятельности с целью удовлетворения их собственных потребностей в сочетании с достижением целей организации. В основе трудовой мотивации лежат потребности, которые сотрудник организации стремиться удовлетворить. Это могут быть потребности в безопасности, в аффилиации, в уважении, в достижении, в независимости и самостоятельности, во власти. На мотивацию сотрудников оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. От трудовой мотивации зависит успех сотрудников организации в профессиональной деятельности.


Охарактеризовано понятие адаптационного потенциала личности. В отечественной психологической литературе понятие адаптационный потенциал рассматривается в двух позиций: как личностный ресурс, проявляющий в процессе адаптации; как совокупность индивидуально-психологических свойств личности. Адаптационный потенциал как личностный ресурс проявляется индивидом в окружающей среде в процессе адаптации к новым условиям и обеспечивает «готовность» к разрешению и усложнению адаптационных задач. В адаптационном потенциале имеется совокупность скрытых адаптационных способностей, реализация которых обусловлена активностью личности.

Выявлены особенности трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организаций. В результате эмпирического исследования установлено, что у сотрудников образовательной организации преобладающими факторами мотивации трудовой деятельности являются: потребность в полезности, потребность в совершенствовании, потребность в признании, потребность в социальных контактах. Это свидетельствует о том, что трудовая мотивация сотрудников образовательной организации обусловлена личными и социальными потребностями. Сотрудники образовательной организации характеризуются преимущественно хорошо развитыми адаптивными способностями, высоким уровнем развития нервно-психической устойчивости, высокими коммуникативными способностями, высоким уровнем моральной нормативности. Гипотеза исследования о том, что сотрудники образовательной организации обладают высокими адаптивными возможностями и потребностью в общественно-полезной трудовой деятельности подтвердилась.

На основании результатов исследования нами разработаны рекомендации по повышению трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организаций. Психологу рекомендуется регулярно проводить диагностику преобладающих факторов мотивации трудовой деятельности и адаптационных возможностей у сотрудников организации. Повышение трудовой мотивации целесообразно осуществлять путем выявлении преобладающих факторов мотивации трудовой деятельности у сотрудников организации и создания условий для реализации их потребностей. Повышение адаптационного потенциала сотрудников организации возможно через развитие адаптационных и коммуникативных способностей, повышение нервно-психической устойчивости.

Результаты исследования могут быть использованы практическим психологом в работе с сотрудниками организации диагностической, профилактической и коррекционной работе. Разработанные нами рекомендации могут быть полезны психологу в работе по повышению трудовой мотивации и адаптационного потенциала.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авраменко В. Г. Формирование адаптационного потенциала специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе // Национальная ассоциации ученых. 2015. № 9. С. 121-124.
  2. Богомолов А. М. Возрастная изменчивость адаптационного потенциала личности // Вестник Кемеровского гос. университета. 2010. № 3 (43). С. 27-31.
  3. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 67-73.
  4. Бондаренко И. Н. Личностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 25 с.
  5. Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе : автореф. дис ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 19 с.
  6. Завьялова Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. 2001. Вып.40. С. 55-60.
  7. Занюк С. С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. Киев : Ника-Центр, 2001. 352 с.
  8. Захарова Т. И., Гаврилова С. В. Мотивация трудовой деятельности. М. : Изд. Центр ЕАОИ, 2008. 216 с.
  9. Зобнина Л. Я. Исследование мотивации достижения // Вестник СПбГУ. 2009. № 2. С. 117-122.
  10. Зубайдуллина Д. В., Агафонова А. Л. Трудовая мотивация в современной России : комплексный подход // Аллея науки. 2017. № 7.
    С. 417-420.
  11. Исаев А. П. Шевцов А. В. Теория функциональных систем и состояний. Современные проблемы адаптации и стресса // Вестник ЮУрГУ. 2005. № 4. С. 6-13.
  12. Когдин А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Основы экономики, управления и права. 2012. № 4. С. 80-83.
  13. Кулумбегова Л. А. К вопросу об адаптационном потенциале личности // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : Сборник материалов научно-практич. конференции. 2015.
    С. 165-168.
  14. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 16-24.
  15. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2006. С. 549-672.
  16. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев : Наука, 2006. 191 с.
  17. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности : монография. СПб .: Изд-во РГПУ им Герцена, 2001. 240 с.
  18. Рассадин В. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Труд и социальные отношения. 2008. № 3.
    С. 53-59.
  19. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией / пер. с англ., под ред. Е. А. Климова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 399 с.
  20. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / пер. с англ. М. : МЕДГИЗ, 1991. 54 с.
  21. Скворцов В. Н., Маклаков Е. А. Трудовая мотивация работников в современных условиях // Вестник Ленинградского гос. ун-та. 2013. № 2. С. 54-63.
  22. Социальная психология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.‐сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского. М. : ПЕРСЭ, 2006. 176 с.
  23. Стрельцова В. А. Формирование эффективной мотивации труда для обеспечения устойчивого развития предприятия // Экономика и управление : проблемы, решения. 2015. № 8. С. 23-26.
  24. Толстых Ю. И. Современные подходы к категории «адаптационный потенциал» // Известия Тульского гос. университета. 2011. № 1. С. 493-496.
  25. Шмаков А. Г., Топоркова А. В. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2013. № 3. С. 103-106.