Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организации (Рекомендации психологу по повышению трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Характеристика адаптационного потенциала личности

Термином «потенциал» в психологии обозначают способность индивида увеличивать свои внутренние возможности. Адаптация в широком смысле означает приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация в узком смысле представляет собой совокупность реакций организма человека, которые поддерживают его функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды [11, с. 7].

Понятие адаптационного потенциала одним из первых начал разрабатывать Г. Селье, который сводил это понятие к «поверхностной» и «глубинной» энергии. Первый вид энергии расходуется под влиянием среды и дополняется из резервов «глубинной» энергии, расходование которой необратимо. При заметном уменьшении адаптационного потенциала возникают «болезни адаптации», среди которых гипертоническая болезнь, язвенные болезни и т.д. [20, с. 45].

Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается С. Ю. Добряком в качестве синонима к понятию «адаптивность» и используется для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации [5, с. 9]. По определению Л.А. Кулумбеговой, «адаптационный потенциал представляет собой личностный ресурс, который активно проявляется индивидом в окружающей среде в процессе адаптации» [13, с.165].

М.Ю. Кондратьев определяет адаптационный потенциал как уровень приспособления скрытых и явных возможностей личности к новым или меняющимся условиям социальных взаимодействий [22, с. 96].

По мнению Е.К. Завьяловой, адаптационный потенциал личности выступает в качестве единства личностного ресурса и уровня развития самопознания, что обеспечивает процесс саморегуляции и самореализации в изменяющихся условиях существования [6, с. 55].

С позиций А.М. Богомолова, личностный адаптационный потенциал характеризует устойчивость личности к воздействию внешних факторов, «готовность» к разрешению и усложнению адаптационных задач, способность к образованию прогрессивных адаптационных эффектов и новообразований [2, с. 27].

С другой стороны, под адаптационным потенциалом в психологии понимается совокупность своеобразных индивидуально-психологических свойств. Различные авторы говорят о разном наборе этих качеств.

Адаптация является не только процессом, но и свойством любой саморегулируемой системы, состоящим в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. По определению А.Г. Маклакова, адаптационный потенциал личности – интегральная характеристика, которая включает устойчивую совокупность индивидуально-психологических и личностных свойств, обусловливающих эффективную адаптацию [14, с. 16].


Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды [14, с. 17].

От адаптационного потенциала зависит качество устанавливаемых отношений с миром и другими людьми. По мнению Л.А. Кулумбеговой, адаптационный потенциал содержит в себе характеристики, повышающие способность индивида устанавливать с окружающим миром и самим собой гармоничные отношения [13, с. 167].

В исследовании В.Г. Авраменко адаптационный потенциал рассматривается как системное свойство, от которого зависит характер протекания адаптационного поведения при изменении условий окружающей среды. По мнению автора, от адаптационного потенциала зависят возможности личности к продуктивному прохождению адаптационного процесса, расширению диапазона реагирования и приобретению новых адаптационных навыков. Адаптационный потенциал личности носит многоуровневый характер и содержит в себе систему взаимосвязанных компонентов, характеризующих разные аспекты личности [1, с. 122].

В адаптационном потенциале обнаруживается совокупность скрытых адаптационных способностей, реализация которых зависит от активности личности. По мнению С.Т. Посоховой, «адаптационный потенциал целесообразно рассматривать как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства, которые актуализируются личностью для реализации новых моделей поведения в измененных условиях» [17, с. 156].

С позиций Ю.И. Толстых, адаптивный потенциал профессионала (как личности, субъекта труда и индивидуальности) рассматривается в качестве интегральной способности индивида, позволяющей ему не только адаптироваться к различным условиям профессиональной среды, но и активно противостоять негативным воздействиям разного рода нагрузки, обеспечивая высокую эффективность деятельности [24, с. 493].

Анализ работ различных позволяет говорить о существовании весьма широкого диапазона свойств, составляющих адаптационный потенциал личности. Система личностных показателей адаптационного потенциала наиболее полно раскрывается в работах А. Г. Маклакова [14]. Автор выделяет следующие компоненты личностного адаптационного потенциала:


– «нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

– самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и собственных возможностей;

– ощущение социальной поддержки, от которого зависит чувство собственной значимости для других людей;

– степень конфликтности личности;

– опыт социального общения» [14, с. 18].

Компоненты адаптационного потенциала проявляются в характере взаимодействий в процессе адаптации и обусловливают выбор стратегий поведения в период адаптации.

Адаптационный потенциал личности является многоуровневым образованием. Современный исследователь А.М. Богомолов выделяет следующие уровня адаптационного потенциала личности:

– индивидный уровень включает энергетический и когнитивный уровни. Энергетический компонент состоит из психофизиологических характеристик, обусловливающих реагирование. Когнитивный компонент представлен уровнем развития познавательных процессов;

– субъектно-деятельностный уровень содержит в себе инструментальный и творческий компоненты. Инструментальный компонент состоит из способностей, навыков и умений, творческий – из творческих способностей, способности к творческому разрешению адаптационных задач;

– личностный уровень состоит из мотивационного и коммуникативного компонентов. Мотивационный компонент представлен иерархией мотивационной сферы, любознательности, интересов, напряженностью мотивации. Коммуникативный компонент включает коммуникативные особенности личности и систему отношений [3, с. 70].

Стратегии совладания, механизмы психологической защиты, способы эмоционального отреагирования А.М. Богомолов относит к способам регуляции адаптационных ресурсов и к способу их организации в структуре адаптационного ответа [3, с. 71].

Формирование адаптационного потенциала, который обеспечивает координацию и согласованность разно уровневых показателей, состоит в интеграции структуры адаптационных ресурсов, обеспечивающей наиболее эффективное протекание адаптационного процесса и достижение адаптационных задач, а также внутренних условий, которые позволят осуществить становление этой структуры [3, с. 72].

Важнейшим условием эффективного функционирования личности выступает способность изменять собственные цели и способы их достижения для того, чтобы согласовать их с условиями внешней среды. Успешность адаптационного процесса обусловлена выбором жизненных стратегий, умением прогнозировать исход событий.


Адаптационный процесс оказывает неоднозначное влияние на развитие личности. Позитивная сторона адаптационных преобразований состоит в формировании прогрессивных адаптационных следов и новообразований, проявляется в формулировании новых задач для целенаправленного развития личности. Отрицательное воздействие связано с дезадаптивными функциональными или структурными нарушениями, с приобретением личностью свойств, которые ограничиваю, искажают и нарушают процессы личностного развития [2, с. 27].

Таким образом, в отечественной психологической литературе понятие адаптационный потенциал рассматривается в двух позиций: 1) как личностный ресурс, проявляющий в процессе адаптации; 2) как совокупность индивидуально-психологических свойств личности. Адаптационный потенциал как личностный ресурс проявляется индивидом в окружающей среде в процессе адаптации к новым условиям и обеспечивает «готовность» к разрешению и усложнению адаптационных задач. Адаптационный потенциал как совокупность личностных свойств включает в себя нервно-психическую устойчивость, самооценку, ощущение социальной поддержки, степень конфликтности личности, опыт социального общения. В адаптационном потенциале имеется совокупность скрытых адаптационных способностей, реализация которых обусловлена активностью личности. Адаптационный потенциал личности, будучи многоуровневым образованием, включает индивидный, субъектно-деятельностный и личностный уровни.

Выводы по главе 1

Теоретический анализ литературы показал, что трудовая мотивация – это процесс побуждения работника к активной трудовой деятельности для удовлетворения их собственных потребностей в сочетании с достижением целей организации. На мотивацию сотрудников оказывают влияние различные факторы мотивации, которые могут быть внутренними и внешними. Уровень мотивации трудовой деятельности зависит от индивидуальных особенностей сотрудника, национального образа труда, образа и уровня жизни ближайшего окружения, возможности профессиональной подготовки к определенному роду труда.

Понятие «адаптационный потенциал» можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, адаптационный потенциал является личностным ресурсом, который проявляется в процессе адаптации, обеспечивая готовность индивида к решению адаптационных задач. С другой стороны, адаптационный потенциал представляет собой сложную систему личностных свойств, которые обеспечивают успешность адаптации. Различные авторы называют разные свойства, входящие в адаптационный потенциал.


2. Эмпирическое исследование трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организаций

2.1. Организация и методы исследования

Цель эмпирического исследования: выявить особенности трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организаций.

Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:

1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;

2) изучение особенностей трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организаций с помощью тестирования;

3) обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.

База исследования: всего в исследовании приняли участие 20 сотрудников образовательной организации в возрасте 25-35 лет.

Гипотеза исследования: сотрудники образовательной организации обладают высокими адаптивными возможностями и потребностью в общественно-полезной трудовой деятельности.

Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.

Исследование трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организаций осуществляюсь с использованием следующих методик:

1. Тест «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин) [19].

Цель: выявление наиболее актуальных потребностей личности как факторов мотивации трудовой деятельности.

С помощью методики можно выявить потребности и стремления работника и сформировать представление о его мотивационных факторах. Опросник содержит 33 вопросы и несколько вариантов ответов. Испытуемому предлагается распределить 11 баллов по каждому вопросу в зависимости от значимости варианта ответа. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Большое количество баллов, присужденных какому-либо фактору, свидетельствует о его высокой значимости, малое количество баллов указывает на низкий уровень потребности относительно других факторов.