Файл: Корпоративная культура в организации (ООО «Альма-матер»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как с развитием современного бизнеса и ростом конкуренции, компаниям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы активно развиваться и быть успешными. Корпоративная культура как метод коллективной мотивации сотрудников является одними из важнейших составляющих работы любой организации. Она может быть важным и мощным инструментом при создании настроя персонала на высокую производительность и высокое качество работы. Корпоративная культура способствует донесению корпоративного духа до сотрудников организации, а, следовательно, успешной реализации целей компании.

Основой корпоративной культуры являются [7, с. 52]:

― нормы поведения,

― убеждения,

― установки и ценности.

Эти убеждения и ценности в большей или меньшей степени разделяются всеми членами организации.

Объектом исследования является корпоративная культура организации.

Предметом исследования являются процессы, связанные с корпоративной культурой организации в системе менеджмента.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры организации.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:

- рассмотрение теоретических основ корпоративной культуры в организации;

- анализ формирования корпоративной культуры;

- разработка рекомендаций по выбору модели корпоративной культуры организации.

В процессе рассмотрения данной темы нами были использованы теоретические методы исследования (причинно-следственный анализ, обобщение, систематизация).

При написании данной работы информационной базой послужила отечественная учебная и монографическая литература (15 источников), изданная в 2014 – 2017 годах. Особенно интересны труды Безлепкина М., в которых рассматривается особое влияние корпоративной культуры на инновационную активность персонала [3, с. 2], Десятерика А., рассматривавшего корпоративную культуру как отдельную сторону деятельности организации [7, с. 3], Иванова М.А. и Шустермана Д.М., которые охарактеризовали особенности отечественного менталитета при построении корпоративной культуры [10, с. 2], Красовского Ю.Д., показавшего принципы построения корпоративной культуры [13, с. 5]. Данные труды были использованы в связи с их надежностью (по причине издания в известных издательствах), а также наиболее полному раскрытию исследуемой темы.


Рассматриваемая тема имеет в настоящее время достаточную степень разработанности, позволяющую рассмотреть предмет исследования с различных сторон.

Теоретическая значимость работы состоит в детальном исследовании понятия и сущности корпоративной культуры предприятия, функций и элементов корпоративной культуры, её типов и принципов формирования.

Работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованных источников.

Работа может иметь практическое применение в деятельности исследуемой организации ООО «Альма-матер».

1. Теоретические основы корпоративной культуры в организации

1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры предприятия

Корпоративная культура в системе менеджмента – это комплекс наиболее важных предположений, которые принимаются членами компании и выражаются в заявляемых компанией ценностях, задающих работникам ориентиры их поведения и действий; это специфичные для данной компании ценности, отношения, поведенческие нормы [3, с. 28]. Данная культура определяет типичный для данной компании подход к решению проблем.

На вершине «корпоративного айсберга» компании находятся [7, с. 11]:

― программы;

― положения;

― структура;

― регламенты;

― инструкции;

― методики.

Невидимыми, но не менее значимыми составляющими организации являются [8, с. 161]:

― реальные алгоритмы организации и работ;

― ценностные ориентации и личные взгляды на организацию и полномочия;

― характер межличностных и групповых отношений;

― инициативность, распределение ролей и ответственности;

― принятые правила, традиции, нормы;

― атмосфера в коллективе, доверие, открытость;

― отношения между менеджерами и подчиненными;

― эмоциональный настрой, запросы и желания;

― разрешение производственных и межличностных противоречий;

― показатели удовлетворенности и эффективности развития.

Задачей управляемой корпоративной культуры является то, чтобы произошла консолидация формальной и неформальной составляющей, чтобы появилась конгруэнтность, и установленные правила и стандарты были действующим, рабочим механизмом.


Корпоративная культура - это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других [4, с. 39]. Ценность корпоративной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников.

Характеристики корпоративной культуры, наиболее ценящиеся в организации [8, с. 64]:

  1. Готовность работника пойти на риск.
  2. Личная инициатива.
  3. Согласованность действий.
  4. Направленность действий.
  5. Перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников.
  6. Обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб.
  7. Система вознаграждений.
  8. Степень отождествления каждого сотрудника с организацией.
  9. Степень взаимодействия внутри организации, при которой оно выражено в формальной иерархии и подчиненности.
  10. Готовность сотрудника открыто выражать свое мнение.

Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину корпоративной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации [7, с. 34].

Рассмотрим виды корпоративной культуры (рисунки 1 и 2):

Рисунок 1 - Корпоративная культура по управлению [13, с. 118]

Как видно в таблице 1, корпоративная культура по управлению может быть явной и неявной, при этом неявная форма культуры требует особого внимания в связи с ее завуалированной формой [8, с. 25].

Рисунок 2 - Корпоративная культура по направленности [12, с. 119]

Экстравертная и интровертная корпоративная культура взаимодополняют друг друга, без существования какой-либо одной из этих форм культура будет неполноценной.

Целью корпоративной культуры является помощь персоналу более эффективно работать, получить удовлетворение от труда [1, с. 15]. Если корпоративная культура компании соответствует ценностным установкам сотрудника, его деятельность усиливается, как следствие, растет его производительность (синергетический эффект).

При рассмотрении иерархии потребностей по А. Маслоу, корпоративная культура будет удовлетворять потребности работника в социальном статусе и причастности, например, к делам организации, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей [6, с. 19].

Итак, корпоративная культура является набором традиций, символов, общих подходов, ценностей, мировоззрения членов компании, которые выдержали испытание временем.


1.2. Функции и элементы корпоративной культуры

Рассмотрим описание функций корпоративной культуры (таблица 1).

Таблица 1

Функции корпоративной культуры [9, с. 237]

Функция

Описание

Интегрирующая функция

усиливает систему социальной стабильности в организации

Охранная функция

состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий

Регулирующая функция

выражается в чувстве общности всех членов организации

Адаптивная функция

является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации

Продолжение таблицы 1

Мотивационная функция

усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей

Ориентирующая функция

направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло

Функция имиджа организации

формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой

Источник: Макеев В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В.А. Макеев. - М.: Либроком, 2014. С. 38.

Функции корпоративной культуры демонстрируют их многосторонность, что повышает ценность и значение корпоративной культуры [11, с. 36].

Элементы корпоративной культуры представлены в таблице 2 [8, с. 121].

Таблица 2

Элементы корпоративной культуры

Содержание

Элементы

Миссия и ее декларация

сверхцель, которую организация призвана выполнить в обществе

Корпоративный дух

психоэмоциональные неформальные связи, сложившиеся между сотрудниками компании вокруг миссии компании

Корпоративная философия

и идеология

ценности и принципы

Корпоративное управление

формализованные стандарты взаимодействия внутри компании

Стиль руководства и лидерства

стиль, влияющий на поведенческие модели исполнительского звена

Корпоративные имидж

и репутация

сознательно сформированный образ компании

Корпоративная этика

совокупность этических норм поведения в компании

Культура качества

оценка эффективности работы персонала и степени удовлетворенности клиентов

Управление

«человеческими ресурсами»

HR-стратегия и отношение к человеку, как к ресурсу компании [4, с. 21]


Источник: Макеев В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В.А. Макеев. - М.: Либроком, 2014. С. 43.

Охарактеризуем элементы корпоративной культуры более подробно.

Миссия компании – это краткое выражение функции фирмы, которую она призвана выполнить в обществе. Миссия – это еще и общее целеполагание. Миссия в последующем выражается через четко сформулированные идеи, цели и задачи [10, с. 251].

Корпоративная философия и идеология. Корпоративная культура проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, ожиданиях, верованиях, нормах поведения и дает возможность сделать прогноз его реакции в критических ситуациях.

Философия организации – это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений работников, особенная система ценностей и убеждений, которая воспринимается добровольно или в процессе воспитания всеми работниками компании [9, с. 248].

Ценности — это набор ценностных ориентаций каждого участника корпоративной культуры. Они определяют, например, какое поведение работников можно считать приемлемым, как выстраиваются взаимоотношения с коллегами и руководством. Утверждение «Клиент всегда прав», которое берется как правило при работе с контрагентами, влияет на качество обслуживания и также является ценностью компании. Набор ценностных ориентаций и отношение к ним ощущается каждым пришедшим в организацию работником.

Позитивные ценности, в отличие от негативных, ведут к совершенствованию корпоративной культуры и улучшению показателей деятельности компании [4, с. 34].

Несоблюдение философии организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и работниками, между поставщиками и потребителями, к снижению имиджа компании, а в дальнейшем может привести к краху и разорению организации (таблица 3) [5, с. 84].

Таблица 3

Философия организации

Исходные документы организации для развития философии

Особенности, учитываемые при разработке философии

Основные элементы философии организации

― Конституция (Основной закон)

― Опыт лучших предприятий и организаций

― Гражданский кодекс РФ

― Коллективный договор

― Трудовой кодекс РФ

― Декларация прав человека

― Устав

― Региональная специфика (область, город)

― Национальный состав сотрудников

― Отрасль народного хозяйства

― Тип производства

― Уровень жизни работников

― Количественный состав

― Взгляды и позиция собственника (хозяина)

― Культурный уровень персонала

― Личные убеждения директора

― Декларация прав сотрудников

― Цели и задачи организации

― Качества сотрудников

― Поощрения и запреты

― Условия труда

― Социальные блага

― Оплата труда

― Социальные гарантии

― Увлечения (хобби)