Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи-региональный аспект (Общая ситуация и проблемы занятости молодежи в Свердловской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В США и ФРГ существуют институты изучения рынка рабочей силы и профессий. В США – это Бюро статистики труда при Министерстве труда, в ФРГ – Федеральное ведомство труда. Подобные учреждения существуют и в других странах. Данные учреждения периодически составляют с учетом демографических тенденций и перспектив развития науки и техники в стране, прогноз развития рынка труда на очередные 15 лет. В прогнозе излагается информация о том, в каких отраслях национальной экономики ожидается наибольший подъем, какие из них будут испытывать спад, насколько возрастет численность рабочей силы, какова будет ее структура, на какие профессии будет наибольший спрос, и какого уровня образования они потребуют.

Такого рода информация является весьма полезной не только для руководителей бизнеса, науки и образования, она позволяет достаточно четко ориентироваться в перспективах будущего трудоустройства абитуриентам учебных заведений при выборе профессии, а их выпускникам - при выборе конкретной сферы приложения своих знаний на рынке труда и поиска соответствующего места работы.

Реализация другой важной функции - сбор информации об имеющихся вакансиях - наталкивается в большинстве развитых стран на серьезные препятствия. Работодатели весьма неохотно представляют государственным учреждениям такого рода сведения. В США, например, в 46 штатах созданы и действуют автоматизированные системы профессиональной занятости, использующие онлайновые компьютеры, печатный материал, микрофиши и телетайпную связь для выдачи информации о наличии рабочих мест, образовательных возможностей, программ помощи студентам, программ ученичества и военной карьеры. Терминалы этих систем размещены в средних школах, высших учебных заведениях, библиотеках, центрах профессиональной реабилитации и службах трудоустройства. Земельные и штатные агентства по страхованию занятости, кроме того, выдают подробную информацию о состоянии рынка труда в соответствующем штате, данные о текущем и перспективном состоянии и условиях занятости по профессиям и отраслям, о характере рабочей силы, происшедших и ожидаемых изменениях в экономической жизни штата и отдельных его районов.

Во многих промышленно развитых странах действуют меры, направленные на то, чтобы облегчить переход молодых людей от школы к трудовой жизни, в частности:

- субсидии предпринимателям в промышленности и торговле, которые предоставляют молодым людям возможность по окончании школы проходить полугодовую стажировку, получая одновременно минимальную заработную плату (Австралия);


- льготы в налогообложении по социальному страхованию предприятиям, предлагающим контракты для производственного обучения, договоры на неполное рабочее время с ограниченной продолжительностью и параллельно – курс профессиональной подготовки непосредственно на предприятии без заключения трудового договора (Италия);

- программа охвата профессиональной подготовкой всех молодых людей до 18-летнего возраста, которые в 16 и 17 лет закончили школу и не имеют работы (Великобритания).

Во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года, бросивших учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места.

Во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности и квалификации, берет на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 %. В Испании предприниматели платят пониженные взносы на социальное страхование за то, что нанимают или обучают молодых людей. У нас же число российских компаний, готовых принять на работу молодых соискателей без опыта работы растет. И даже, по всей видимости, без каких либо стимулов государства. По утверждению 66 % российских компаний, они принимают на работу молодых специалистов без опыта работы, если они демонстрируют потенциал, искреннее желание работать и адекватные зарплатные ожидания.

Так же во Франции агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, которые проводят занятия на тему «Как искать работу», судя по показателю в 40 % эти занятия результативны. В России целесообразно в университетах и вузах создать такие кружки и проводить занятия для студентов старших курсов. На таких занятиях (или вводить новый учебный курс на половину года) преподаватели или приглашенные специалисты смогут объяснить, как правильно подготовить резюме, общаться с предполагаемыми работодателями. Преподаватели университетов предоставляли бы информацию об организациях, с которыми есть соглашения о распределении выпускников, наполняемости специалистами организаций и в каких специалистах есть больше всего потребность. Занятие можно проводить в помещениях университетов. Но, чтобы не было на рынке труда большого количества безработных молодых специалистов с высшим образованием необходимо в школах уделять большое внимание профориентации «как правильно выбрать себе профессию».


Оригинальный способ производственной адаптации молодых безработных используется в странах Западной Европы и США. Это создание виртуальных предприятий. Концепция такого учебного предприятия родилась в Германии приблизительно 7 лет тому назад и за это время получила признание во многих странах. Такие предприятия организованы и действуют в режиме реальной коммерческой фирмы со всеми необходимыми атрибутами: дирекцией, бухгалтерией, менеджерами. Ведется вся документация и отчетность, проводятся аудиторские проверки, заключаются сделки, организуется учет рабочего времени каждого сотрудника и оценивается эффективность его работы. Все как на настоящем предприятии, вплоть до реальной заработной платы. Организация работы виртуальных предприятий предполагает участие не только квалифицированных наставников, но и реально существующих в данном городе фирм, занимающихся тем же бизнесом. Именно такие фирмы проводят оценку деятельности своих виртуальных аналогов. Стажировка на виртуальном предприятии длится 13 недель, из них 3 недели стажер работает на реальном предприятии. В программу обучения входит обязательный поиск работы самим стажером. Зарплата обучающимся выплачивается за счет пособия по безработице. Молодой человек, успешно прошедший стажировку, записывает ее в свое резюме как реальный трудовой опыт. Как правило, на стажировку в такие предприятия направляются дипломированные специалисты без опыта работы, либо длительно безработные и нуждающиеся в релаксации, либо желающие сменить профессию молодые люди.

Сегодня в Европе насчитывается 2 800 виртуальных предприятий, в том числе 800 в Германии, 150 во Франции. В последнее время они появились в США и Австралии. Широкая национальная и международная сеть позволяет виртуальным предприятиям стать вполне реальным средством получения молодыми людьми так необходимого им производственного опыт.

Как мы видим, в экономически развитых странах ведется активная работа с молодежью по вопросам трудоустройства. Уверен, что некоторые моменты было бы интересно внедрить в нашу систему. Считаю, что не хватает в учебных заведениях работы по профориентации молодых людей.


2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ В МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Общая ситуация и проблемы занятости молодежи в Свердловской области

Свердловская область является активно развивающимся регионом России, в котором организации социальной и производственно-промышленной сферы, отвечая на вызовы времени, наращивают инновационный потенциал, внедряют новые технологии для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

Стратегия развития региона до 2020 года направлена на развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни людей, устойчивый экономический рост.

В меняющейся социально-экономической действительности объективной необходимостью выступает новое качество трудовых ресурсов в целом и востребованная квалификация работников в частности. Своевременно решить для себя ряд задач в процессе профессионального выбора – путь к тому, чтобы не быть безработным, а, следовательно, не столкнуться с множественными ограничениями для полноценной жизни в современном обществе.[1]

Для того чтобы оценить состояния рынка труда Свердловской области

необходимо отразить динамику за последние пять лет следующих

показателей:

1) численность населения по основным возрастным группам;

2) уровень численности населения по основным возрастным группам;

3) численность и структура безработных по возрастным группам;

4) миграционный прирост населения;

5) численность экономически активного населения;

6) уровень безработицы;

7) численность безработных по уровню образования;

8) структура безработных по уровню образования.

Вышеназванные показатели необходимо проанализировать комплексно,

при помощи метода статистического анализа на основе группировки данных.

Изучение рынка труда Свердловской области начнем с анализа

динамики численности населения по основным возрастным группам.[2]

Динамика численности населения по основным возрастным группам на

1 января 2006-2016 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика численности населения Свердловской области по

основным возрастным группам на 1 января 2006-2016 гг., тыс. человек


Численность населения,

тыс.ч

Моложе трудоспособного

Трудоспособном

Старше

трудоспособного

2006

4356,425

689,723

2761,184

905,518

2011

4297,227

690,604

2618,929

987,694

2012

4307,594

708,669

2592,927

1005,998

2013

4315,830

731,462

2559,004

1025,364

2014

4320,677

756,547

2518,829

1045,301

2015

4327,472

781,024

2480,481

1065,967

2016

4330,006

806,507

2438,394

1085,105

По имеющимся данным мы видим, что в период с 2006 по 2016 гг.

населения Свердловской области сократилось на 26,419 тыс. человек. В 2016

году численность населения трудоспособного возраста сократилась по

сравнению с 2006 годом на 7,1% или на 322,79 тыс. человек. Это ведет к

ухудшению возрастной структуры, увеличению демографической нагрузки и

является существенным ограничением для экономического роста в регионе.

В период с 2006 по 2011 гг. численности населения Свердловской

области сократилось на 59,198 тыс. чел. Начиная с 2012, года падение

сократилось. К 2017 году численность населения вросла на 32,779 тыс.

человек, тогда как населения трудоспособного возраста продолжает

сокращаться.

В 2016 году по сравнению с 2012 годом прирост населения

трудоспособного возраста сократился на 154,533 тыс. человек и на 42,087 тыс. человек по сравнению с 2015 годом.

Процесс сокращение численности населения трудоспособного возраста

связан с увеличением численности населения моложе трудоспособного

возраста и старше трудоспособного возраста, а также за счет миграционного

прироста граждан, прибывших на постоянное жительство в Свердловскую

область. С 2006 года по 2016 год рост население моложе трудоспособного

возраста составил 116,784 тысяч человек, рост населения старше

трудоспособного возраста 179,587 тысячи человек.

Динамика миграции населения по Свердловской области представлена в

таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2 – Миграционный прирост населения по Свердловской области за

2006-2016 гг., тыс. человек

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Всё население

-5.925

3,341

4,561

0,857

-7,299

13,143

6,742

1,884

4,581

1,524

0,33

Городское население

-0,365

6,678

7,241

4,134

0,275

14,653

9,786

6,369

9,799

6,31

_

Сельское население

-5,56

-3,337

-2,68

-3,277

-7,024

-1,51

-3,044

-4,485

-5,218

-4,786

-