Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи-региональный аспект (Общая ситуация и проблемы занятости молодежи в Свердловской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Трудоустройство молодежи как часть стратегии государственной молодежной политики

Мы уже говорили о том, что молодежь - очень важный элемент в стратегии развития государства в целом. И, соответственно, государство развивает политику в отношении молодых людей. И, безусловно, очень важным моментом в молодежной политике является трудоустройство молодежи. Давайте рассмотрим, какие действия государство предпринимает для обеспечения трудовой занятостью молодых людей.

В России, проблема трудоустройства и занятости молодежи, является одной из основных. Кононова И. Молодежь на рынке труда// Человеческие ресурсы. 1999. №2 с. 43-49. Это вызвано рядом объективных причин: Во-первых, на данный момент, молодые люди составляют более 45% всего трудоспособного населения, во-вторых, они выступают в качестве трудового потенциала, и от того, насколько хорошо подготовлена и обучена молодежь, будет зависеть дальнейшее развитие нашей страны. В связи с этим в последние годы всё больше и больше внимания уделяется не только подготовке молодых специалистов, но и их трудоустройству и занятости. Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко не однозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника вуза по полученной в вузе специальности, и просто рабочее место по окончанию вуза, независимо от того, соответствует ли оно квалификации. Каждое из этих определений появляется, когда о трудоустройстве выпускника говорят либо сами выпускники, либо выпускающие кафедры, либо службы занятости, либо работодатели или кадровые агентства. Илясов Е.П Энциклопедия содействия трудоустройству: в 3ёх томах. Том 3 – методические рекомендации по созданию информационных ресурсов в сфере молодежной политики . М. ООО «Ритм», 2005 с 112. Более же официальный вариант понятия «трудоустройство» - Система мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на данной услуге предприятиями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. На данный момент существует 3 специальные формы трудоустройства специалистов – это направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ, других специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов и молодых квалифицированных рабочих.


Молодежь – одна из самых уязвимых категорий трудоспособного населения, которая сохраняя большую потребность в работе как основном источнике дохода, не выдерживают конкуренции на рынке труда и нуждаются во все возрастающей социальной поддержке и защите. Багаев В. Занятость молодежи - задача государственная // Человек и труд. – 2010.

Исходя из статистики, количества граждан из числа молодежи в возрасте 16-30 в составе зарегистрированных безработных в органах службы занятости населения ежегодно составляет около 20-25% и требует различного рода поддержки в вопросах содействия в трудоустройстве. Одним из методов борьбы с безработицей является рынок труда. Под рынком труда понимается:

  • Во-первых, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей.
  • Во-вторых, экономическое и географическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда.
  • В-третьих, механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Родионов В.А Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2005-2007г.

Главная задача рынка труда Котляр А. о понятии «рынок труда»// Вопросы экономики – 1998.

- Обеспечение оптимальной мобильности работников, наиболее быстрое удовлетворение спроса и предложения на рынке труда. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда следующих функций:

  • Организации встречи продавцов и покупателей труда;
  • Обеспечения конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
  • Установления равновесных ставок заработной платы;
  • Способствования решения вопросов занятости населения;
  • Осуществление социальной поддержки безработных.

Молодой специалист в Российской Федерации – сотрудник в возрасте до 35 лет, получивший среднее или высшее профессиональное очное образование, либо учащийся последнего курса высшего (среднего, начального) профессионального образования устроившийся или активно ищущий работу по специальности. Поскольку молодым выпускникам без опыта сейчас сложно найти работу, государство старается всячески способствовать их трудоустройству. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов// Социс.3- 2010.

Государственные послабления призваны компенсировать затраты работодателя на содержание убыточной, по сути, категории молодых сотрудников. К сожалению, существенная часть молодежи по окончании вузов и колледжей на основе бюджетной оплаты образования, в дальнейшем не осуществляет трудовую деятельность в соответствии с полученной профессии. Одновременно в России наблюдается значительный дефицит квалифицированных специалистов в целом общественно значимых профессий. Причины этого кроются в отсутствие системы Государственного заказа и распределения трудовых ресурсов, низкие социальные гарантии и уровень оплаты труда молодых специалистов. Принимаются конкретные меры по поддержке молодых специалистов на рынке труда.


Во-первых, государством предоставляется возможность участвовать в общественных работах, временном трудоустройстве, стажировках в целях приобретения опыта безработным выпускникам вузов. В среднем по России около 30% молодежи участвуют в общественных работах с целью получения опыта. В основном это люди, впервые ищущие работу. Заработок соответственно очень мал.

Во-вторых, создается большое количество молодежных центров, которые оказывают содействие студентам и молодым специалистам. Например, для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, оказывающими психологическую, юридическую и информационную помощь.

В-третьих, молодым специалистам, которые решили открыть собственную организацию, предоставляются льготные условия кредитования, для стартового капитала собственной фирмы. Особенно инициатива молодежи открыть собственную фирму поддерживается в малых городах и сельской местности, так как малый и средний бизнес способствует появлению дополнительных рабочих мест, в первую очередь рабочих мест для молодежи.

В-четвертых, ежегодно проводится по всей стране ярмарки труда, где приоритеты отдаются трудоустройству молодежи. Они дают возможность любому желающему не только ознакомится с банком данных свободных мест, но и самостоятельно подобрать себе работу.

Также органами государственной власти была утверждена государственная программа «Карьера», которая приоритетными в направлении в своей работе ставит самоопределение молодежи на рынке труда и развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, рассчитанную на решение вопросов само обеспечения молодежи.

Реализация данной программы осуществляется путем проведения следующих мероприятий, направленных:

  • На вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи.
  • На внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда.
  • На внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда.
  • На развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей.
  • На создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и обеспечение его законных прав и интересов.
  • На поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок. Оказание помощи, как со стороны государства, так и со стороны местного самоуправления, производится молодым специалистам.

Им предоставляется ряд льготных условий таких как:

  • Обеспечение жильем по месту работы
  • Предоставление высокооплачиваемого места труда
  • Выпускникам, изъявившим желание работать в селе, выплачивается единовременное пособие в размере – 100 тысяч рублей.
  • Безвозмездная субсидия в размере от 20 тысяч рублей до миллиона.

Особая поддержка со стороны государства оказывается молодым ученым. Основные системные меры включают обеспечение материальной поддержки, предоставление грантов коллективам, возглавляемых молодыми учеными, на проведение исследований, приобретения оборудование, на доступ к информационным ресурсам, реализацию инновационных программ. А так же оказывается содействие развитию международного научного обмена, созданию позитивного образа ученого и новых методов привлечения в науку. Ежегодно проводится конкурс грантов Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российский ученых.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что государство активно поддерживает развитие молодежной политики в области трудоустройства. Давайте рассмотрим, какую политику проводят, либо проводили, в области трудоустройства наши зарубежные партнеры.

1.3 Зарубежный опыт трудоустройства молодежи

Для многих развитых стран (США, ФРГ, Швеция и др.) все более характерной становится политика планирования полной занятости населения. В 1973 г. был принят Закон о полной занятости населения в США. Его основная цель - «обеспечить подготовку и другие услуги, которые способствуют максимальной занятости и самореализации человека». Трудоустройство человека является мерой эффективности всех программ, проводящихся в рамках Закона. Пакет законов о полной занятости был принят также в ФРГ, Швеции и ряде других стран. Полная занятость рассматривается в этих законах как показатель того, насколько хорошо экономика обеспечивает работу всем, кто хочет и может трудиться. При подобном подходе к занятости безработица выступает как результат сбоев в механизме ее регулирования.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что центральным звеном системы регулирования процессов на рынке труда является государственная служба занятости. Она представляет собой структуру специальных органов, создаваемых для постоянного целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и использования рабочей силы. В зависимости от особенностей рыночных отношений во многих странах определяются функции и степень активности государственной службы. Например, в Швеции, Канаде, ФРГ, Японии и ряде других стран этой службе отводится роль основного инструмента разработки и воплощения в жизнь политики в области занятости, регулятора между спросом и предложением рабочей силы. В то же время в Великобритании, Австралии и США роль государственной службы занятости менее активна: здесь допускается наличие частных платных бюро по трудоустройству, ответственность же за поиск работы ложится непосредственно на самих безработных.


Особая роль в системе трудоустройства молодежи в развитых странах принадлежит институту консультантов по профориентации, работающих в специальных подразделениях профориентации общеобразовательных школ, в подразделениях планирования профессии и распределения выпускников в вузах, в агентствах профессиональной реабилитации, муниципальных консультационных службах, земельных и штатных агентствах трудоустройства, в частных консультационных агентствах по вопросам занятости. Таких консультантов набирают из числа высококвалифицированных специалистов, которые помимо специальной подготовки в соответствующей области, обладают широким образованием, знают психологию и социологию, энергичны, доброжелательны, умеют сходиться с людьми, стремятся оказать им помощь.

Для примера можно рассмотреть политику Великобритании. В Великобритании после пересмотра основной концепции профориентации, был сделан акцент на учебную ориентацию, т.е. на выбор продолжения образования для будущей карьеры. В учебную программу были включены курсы по развитию личностных качеств учащихся, расширению их кругозора о мире труда, развитию трудовых умений по конкретным профессиям. Другими словами, ориентирование на образование и трудовую деятельность строго не разграничивалось, поэтому трактовка профессиональной ориентации рассматривалась довольно широко и предполагала значительный набор видов деятельности, который поможет молодому человеку принять осознанное решение о выборе профессии. Считалось также, что общее развитие поможет выпускнику сделать «переходные шаги» после окончания школы, которые определят его дальнейшее продвижение в сфере образования и труда. Функции профсоветников заключались в следующем:

- организация занятий по профессиональному просвещению учащихся и проведение ознакомительных экскурсий;

- выявление преобладающих интересов и склонностей учащихся;

- развитие коммуникативных умений в процессе тренинговых занятий;

- оказание содействия в трудоустройстве учащихся или участии их в какой-либо программе предварительной профессиональной подготовки;

- проведение индивидуальных занятий по уточнению профессиональных планов учащихся;

-выявление позиции родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребенка;

- оказание помощи в принятии учащимися самостоятельных решений о будущей профессии.

Перечисленные виды услуг указывают на то, что британские профсоветники уделяют большое внимание повышению самостоятельности учащихся при принятии решений о выборе профессии. Особенностью их работы является проведение диалоговых консультаций, стремление встроить профориентационные занятия в учебное расписание, использование психологических тренингов. Особо следует отметить совмещение профориентационных услуг и помощь по трудоустройству. Эти виды работы отличают Великобританию от других экономически развитых стран.