Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи-региональный аспект (Общая ситуация и проблемы занятости молодежи в Свердловской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из рисунка 2 видно, что в Свердловской области в 2006, 2010 годах наблюдается резкое сокращение миграционного прироста граждан. В 2010 году по сравнению с 2006 годом миграционный прирост населения сократился на 1,4 тыс. человек. Правда, в 2011 году произошел резкий его рост до 13,143 тыс. человек. С 2011 по 2016 года наблюдается положительный миграционный прирост за счет переезда в Свердловскую область жителей других регионов России и стран СНГ. Так миграционный прирост населения из стран СНГ в 2016 году составил 6,091 тыс. человек, по сравнению с 2015 годом рост составил 0,449 тыс. человек. Выраженная цикличность поведения миграционных процессов в регионе наблюдается главным образом из-за трудовых, особенно временных мигрантов. Очевидно, что именно передвижение последних особенно подвержены перепадам вследствие изменений спроса на труд и от колебаний экономической конъюнктуры.

Одним из ключевых индикаторов состояния рынка труда является уровень безработицы в регионе.

Численность экономически активного населения Свердловской области за 2016 год составила 2230,1 тыс. человек. Из них были заняты в экономике региона 2092,4 тыс. человек (93,8%) и 137,7 тыс. человек (6,2%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). За 2016 год в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось 153,1 тыс. граждан, что ниже уровня 2015 года на 2,4 тыс. человек или на 1,5%.

Рисунок 3 – Динамика уровня регистрируемой безработицы в Свердловской

области за 2006-2016 гг. (в процентах)

Уровень регистрируемой безработицы определяется как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения[3]. Следует отметить, что отраженный на рисунке 3 уровень безработицы рассчитан по методике федеральной службы государственной статистики и в данный анализ попали только те люди, которые зарегистрированы как безработные в органах службы занятости. Таким образом, можно предположить, что реальный уровень безработицы в Свердловской области гораздо выше. По имеющимся данным мы видим, что в 2009-2010 гг. по сравнению с 2008 годом резко врос уровень безработицы на 3,4% по сравнению с 2009 годом и на 3,6% по сравнению с 2010 годом. Повышение уровня безработицы в 2009 году до 8,2% и в 2010 году до 8,4% вызвано экономическим кризисом, когда высвободилось большое число занятых почти во всех секторах экономики и их последующее трудоустройство заняло продолжительный промежуток времени. Начиная с 2011 года, уровень безработицы снизился по сравнению с 2010 годом на 1,2%. В 2015 году уровень безработицы по сравнению с 2012 годом увеличился на 0,7%. В 2016 году наблюдается улучшение на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы в Свердловской области в 2016 году составил 6,2% или 137,7 тыс. человек. По сравнению с 2015 годом этот показатель снизился на 0,3%, а 2006 годом на 0,8%. Следующий показатель – численность безработных в экономике по уровню образования. Анализ данного показателя позволит выявить, население с каким уровнем образования наиболее подвержено риску попасть в разряд безработных.


Рисунок 4 – Структура безработных по уровню образования (в процентах)

Статистические данные показывают, что в 2015 году уровень безработицы среди мужчин превышает уровень безработицы среди женщин на 22,2 тыс. человек или на 14,8%. Необходимо отметить, что даже наличие высшего образования не гарантирует человеку стопроцентного трудоустройства в секторе экономики. В 2015 году среди безработных специалисты с высшим или средним профессиональным образованием составляют 51,6 тыс. человек или 34,6 % от общего числа безработных. В 2016 году среди безработных специалисты с высшим или средним профессиональным образованием составляют 34,8%. По сравнению с 2000 годом доля безработных с высшим профессиональным образованием увеличилась на 4,6% по сравнению с 2015 годом на 3,5%. Наибольший процент безработных составляют лица с начальным профессиональным образованием (2016г. – 26,5%; 2015г. – 25,0%) и следом идет группа безработных со средним профессиональным образованием (2016г. – 28,8%; 2015г. – 27,3%).

Это говорит о том, что население, закончившие в свое время профессиональные колледжи и училища, оказались не востребованные на нашем региональном рынке труда.

Стоит отметить, что Сформированные у молодежи шаблоны "успешной и социально-востребованной" формы занятости создают противоречие с назревающей необходимостью развития индустриальных отраслей, малого и среднего бизнеса, в отрыве от фактических потребностей экономики страны.

Вызвано это тем, что представления о форме занятости, связаны с обязательным наличием высшего образования. Предметная составляющая, которого определяется не внутренней потребностью молодого человека, а доступностью вуза и факультета, желанием занятости в организациях "быстрых" финансовых потоков.

Существующая система профориентации не обеспечивает в достаточной мере формирование у молодежи необходимых для экономики осмысленных мотивов для выбора профессии и получения профессионального образования.

При определенной развитости рынка труда Свердловской области спрос и предложения дисгармоничны. Наблюдается, например, перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров при дефиците рабочих специальностей. В области не используются возможности инновационного развития и широкого внедрения наукоемких производств. Ситуация осложняется резким снижением числа детских и молодежных центров научно-технического творчества и других организаций, формирующих техническую и инновационную культуру у молодежи.


По данным федеральных социологических исследований, в настоящий момент доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, составляет менее 7 процентов от общей численности молодежи. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. В

Свердловской области, по официальным данным, 9 процентов молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций, однако, фактическая вовлеченность молодых людей в ежедневную деятельность общественных структур значительно ниже. Вместе с тем у молодежи в силу ее возрастных и социальных особенностей есть потребность найти себя, свое место, самореализоваться в системе существующих ценностей и привнести новые, но это стремление зачастую наталкивается на отсутствие системы механизмов установления и поддержки их идентичности.

1.Конституция Российской Федерации. – М.: АЙРИС-пресс, 2016. – 64 с.

2.Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) "О занятости населения

в Российской Федерации" 19 апреля 1991 года N 1032-1 contact@consultant.ru.

3.Щипанова Д.Г. Экономика труда: Учебник/Д.Г. Щипанова, М.В. Мелкумова

– М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2015. – 332 с.

4.Труд и занятость в Свердловской области, 2015 [Текст]: Стат. сб. /

Террит.орган Фед. служб гос. статистики по Свердл. обл.- Екатеринбург, 2016.

- 189 с/

5.Управления Федеральной службы государственной статистики по

Свердловской области. Муниципальная статистика. Базы данных

2.2. Цели и направления деятельности Главного управления по труду и занятости населения по регулированию занятости молодежи в Свердловской области

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем молодого безработного и членов его семьи были созданы центры занятости населения, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи центра занятости в нашей стране очень велики, он занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников).


Целью деятельности Главного управления по труду и занятости населения Свердловской области, является создание каждому трудоспособному гражданину условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью поддержать своё собственное благосостояние и благосостояние его семьи, усиление социальной поддержки со стороны государства слабо защищенным группам населения, в том числе молодёжи, а также помощь гражданам в подборе подходящего места работы в соответствии:

  1. С особенностями рынка труда;
  2. С потребностями работодателей;
  3. Личными интересами, ищущих работу;
  4. Профессиональными навыками граждан.

Центры занятости Свердловской области решают следующие основные задачи:

  1. сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
  2. консультирование по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  3. профессиональная ориентация всех групп населения;
  4. оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
  5. организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

Объектами работы службы занятости являются безработные, в частности безработная молодёжь.

Оказание помощи в трудоустройстве молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности Центра занятости населения.

Организация занятости молодежи - сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находиться на стыке интересов целого ряда культур - центра занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

Работа в центрах занятости Свердловской области с молодыми людьми, учитывая их групповую специфичность, должна предполагать усиление их способностей к успешному социальному функционированию.

Работа с безработной молодежью проводится в несколько этапов.

На первом этапе происходит регистрация безработных в центре занятости, подбор подходящей работы с помощью компьютерного банка вакансий и направление к специалисту по трудоустройству.

На втором этапе происходит непосредственная работа по трудоустройству молодых безработных и в зависимости от индивидуальных качеств безработного специалист выбирает форму работы с ним.

Третий этап работы с безработной молодежью направлен на проведение различных мероприятий способствующих быстрому трудоустройству лицам, испытывающим трудности в поиске работы.

Начальным направлением работы с молодыми безработными является социальное консультирование предполагающее предоставление подробной информации о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в центр занятости населения в целях поиска подходящей работы.


Важным этапом консультирования является правовая защита молодых безработных. Целью мероприятия, является защита прав безработных. При трудоустройстве молодежи на работу необходимо предусмотреть, чтобы работа соответствовала возрастным и психофизиологическим особенностям молодых людей, способствовала их профессиональному росту, продвижению по службе, формированию и развитию их личности. Анализ данного направления показывает, что нормы социально - правовой защиты в основном связаны с разъяснением трудовых прав молодым безработным: приемом на работу, увольнением, режимом рабочего времени, некоторыми разделами оплаты.

Еще одним из важных направлений деятельности специалистов в Центре занятости населения является осуществление системы мер по социальному обеспечению молодых безработных, признанных в установленном порядке безработными. В данном направлении меры социального обеспечения направлены на помощь в решении социально-экономических проблем молодого безработного и представляют собой различные социальные выплаты - пособие по безработице, выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению Центра занятости.

Анализ проведения мер по социальному обеспечению молодых безработных выявил существование положительного и отрицательного характера деятельности центров занятости Свердловской области в данном направлении. Положительный характер заключается в предоставлении помощи в решении социально-экономических проблем молодого безработного. Отрицательный характер деятельности носит возможность формирования у молодежи иждивенческой ориентации жизни за счет пособий и материальной помощи. При выявлении у молодежи, данной ориентации (путем частых отказов от предлагаемой работы) в центре занятости происходит принятие решения о приостановке выплаты пособия по безработице.

Так же, оказывается содействие в поиске работы выпускникам учебных заведений является реализация программы «Молодежная практика». Целью программы является трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных более трех месяцев, в возрасте от 16 до 26 лет. Данная программа связана с трудоустройством выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных, на временные рабочие места, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки для получения постоянного рабочего места.

Еще одной важной мерой для усиления социальной защищенности молодых людей на рынке труда является принятое постановление о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако в Трудовом кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О занятости населения в РФ» отсутствует закон о квотирование рабочих мест для молодежи, поэтому эта мера по отношению к социально незащищенным категориям молодых людей не действует и соответственно им не гарантируется получение рабочих мест.