Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса(Многозначность понятия «стресс»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с трудностями и неожиданностями, которые отражаются на нашем самочувствии и здоровье. Мы говорим, что испытываем стресс. Так что же такое стресс?
Чаще всего под словом «стресс» многие подразумевают какую-либо очень трудную экстремальную ситуацию, ведущую обязательно к развитию заболеваний, однако это совсем не так. Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо иметь правильное представление о механизме возникновения стрессовых нагрузок, об их наиболее типичных проявлениях и последствиях. Кроме того, нужно знать – всегда ли стресс вреден, и как можно справиться с его нежелательными последствиями.
Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на его пути трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают у него эмоциональные бурные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов.
Частые конфликты и большое внутреннее напряжение могут вызывать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение – привести к состоянию стресса.
Исследования в области дифференциальной психофизиологии мужчин и женщин, показали, что половая принадлежность оказывает значительное влияние на формирование уровня психосоциального стресса. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе.
Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже к самоубийству.
Все вышесказанное является актуальным на сегодняшний день, что определяет выбор темы нашего исследования.
Цель нашего исследования: изучить теоретическое обоснование проблемы стресса в психологии и провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Задачи нашей курсовой работы:
- раскрыть понятие стресса;
- рассмотреть теории и модели психологического стресса;
- выявить уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин;
- провести обработку результатов полученных в ходе исследования;
- сделать выводы по поведенной работе.
Объект нашего исследования – показатели и источники психосоциального стресса.
Предмет нашего исследования – уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Гипотеза: существуют достоверные различия в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.
Сформированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как:
- беседа;
- наблюдение;
- тестирование.
В исследовании были использованы такие методики как: методика экспресс диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя шкалу психосоциального стресса Л. Ридера.
Практическая значимость нашего исследования состоит в диагностике и анализе уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Наша работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения и списка литературы.
В первой главе мы рассматриваем основные теоретические подходы к изучению стресса, модели и симптомы стресса. Во второй главе мы рассматриваем реакцию на стресс мужчин и женщин, проводим обработку полученных результатов и подводим итоги исследования.
1. Теоретическое обоснование проблемы стресса в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Многозначность понятия «стресс»
Термин стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряжённость, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта.
В физиологии, медицине, психологии этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего, адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие [11]. Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биологическом, поведенческом и психологическом уровнях.
В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трёх значениях. Во-первых, понятие «стресс» может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Функцией этих физических реакций является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.
В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты можно отметить следующее.
Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность, слабой боли и диссонанса.
Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления.
Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведёт к принятию мер по избежанию агрессии, принятию решения об устранении и ослаблении угрожающих условий.
Понятие «стрессоры» определяется как «неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний» [11] .
Р. Лазарус также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. И для прояснения понятия стресса он сформулировал два положения:
- терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы – например, процесс оценки угрозы;
- реакция может понята только с защитных процессов, угрозой; стрессовой реакции связан с психологической личности, взаимодействующий с ситуацией процессов оценки и .
Р. Лазарус [23] , что «только связывая стрессовой с психическими процессами, в людях с различными структурами, мы можем объяснить явления и получить их предсказывать». И характеризует как обусловленное «угрозой» переживание, оказывает влияние на человека достаточно осуществлять свою .
Г.Н. Кассиль, М.Н., Л.А. [18] и ряд исследователей под стрессом широкий круг изменений проявлений, выраженными неспецифическими биохимических, электрофизиологических и другими реакциями.
К.И. [10], ведущую роль центральной нервной системы общего адаптационного , определяет стресс как напряжения или процессов метаболической головного мозга, к защите или повреждению посредствам нейрогуморальных и внутриклеточных .
Энциклопедический словарь определяет как «совокупность защитных, реакций, в организме животных и в ответ на воздействие неблагополучных факторов ()».
Психологический следующее толкование стресса: « психического напряжения, у человека в процессе в наиболее , трудных условиях, как в жизни, так и при особых » [9].
Несмотря на определения в его явлении следует различать:
- комплекс психологических реакций, в общей форме определить как восприятия и переработки значимой для данного информации, содержащейся в и субъективно как эмоционально-негативная;
- процесс адаптации к эмоционально-негативному состоянию;
- состояние дезадаптации, эмоциональными сигналами, нарушения функциональных системы психической , что ведёт к регуляции поведенческой субъекта.
Многообразие проявления стресса, эффектов здоровье и профессиональную де обуславливается тем, что практически человек в течение жизни переживает это . По образному выражению «… вездесущ; он является жизни: одним его вкус, и они его для достижения желаемого , другим он не нравится и их стремится отреагировать на должным » [Р. Лазарус, 23]. В то же время пространства жизненных и событий, индивидуальных человека, с проявлением стресса, многоплановость этого и недостаточную его четкость. Селье , что «стресс, подобно относительности, является концепцией, которая от смешения в представлений, отражающих знание проблемы и её понимание» [20].
утверждения основ теории считают знаменитую статью Г. «Синдром, вызываемый повреждающими агентами», в 1936 . 74 строки этой произвели глубокое на физиологов, врачей, и социологов мира. Речь шла о том, что различные неблагоприятные : холод, тепло, рентгеновскими , инъекция адреналина, , чисто физические воздействия, боль и другие – обычно одинаковый организма, получивший у название «общий синдром» (). В дальнейших его работах сам термин «стресс» - « ответ организма на предъявленное ему ». [20]
В теории Г. рассматривает с позиции на физические, химические факторы. содержание теории быть обобщено в положениях.
Все биологические имеют механизмы поддержания внутреннего баланса или функционирования своих . Соотношение равновесия обеспечивается гомеостазиса. Поддержание является жизненно задачей .
Стрессоры, т.е. сильные раздражители, нарушают равновесие. Организм на любой , приятный или неприятный, физиологическим возбуждением. Эта является защитно-приспособительной.
стресса и к нему проходит стадий. Время и перехода на каждую зависит от резистентности организма, и длительности воздействия .
Организм имеет резервы возможностей по предупреждению – их истощение может к заболеванию и смерти.
результатов исследований Селье обосновать существование стадий процесса адаптационного синдрома:
1: Реакция .
Возникает при первом . В течение короткого периода снижается уровень резистентности , нарушаются некоторые соматические функции, понижение ряда , биологических параметров (). Затем организм резервы и механизмы саморегуляции процессов. Организм перестраиваться – происходит «». На этой человек находится в напряжённости и настороженности. Это своего рода к следующему , поэтому иногда стадия ещё называется « готовностью». Физически и человек себя очень , пребывает в приподнятом . На этой фазе проходят , которые относятся к «психосамотичаских»: гастриты, , язва желудка, , аллергии.
защитные реакции эффективны, утихает и организм возвращается активности. Большинство разрешается на стадии. Такие стрессы могут названы острыми стресса.
2: Сопротивления или резистентности.
в случае продолжительного стрессора. На этой функциональные организма повышаются на выше исходного . На этой стадии сбалансированное адаптационных возможностей. развивает оптимальную , приспособляясь к изменяющимся . Чувствует он вполне сносно, уже без душевного подъёма, для первой стадии. как бы «вработался» и к более или менее усилию по преодолению , однако иногда накопившаяся .
Стадия 3: Стадия .
В результате длительного взаимодействия со , к которому организм , энергия, , на адаптацию иссекает, появл признаки реакции тревоги, и психологическая защиты оказываются . Человек не больше возможности . Состояние человека на ьей стадии похоже на « о помощи», может прийти извне – либо в виде , либо в виде стрессора. А воздействие стрессора не , то наступает летальный .
В настоящее время сравнительно хорошо стадия стресса – стадия резервов («тревога»), на которой в основном новой «функциональной системности» , адекватной новым требованиям среды. и третьей стадиям стресса немногочисленные исследования.