Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса(Многозначность понятия  «стресс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стрессорные гормоны,   зрения, пагубно действуют на   внутренние (ухудшают работу , могут вызвать аорты, способствуют организма и т. д.). Тем не , на женщинах это сказывается , чем на мужчинах.

Все чаще приходят к выводу,   именно эмоциональных  нагрузок люди употребляют средства. Но со стрессом бороться, учиться, нейтрально к относиться. Так уж сложилось, что развитие человека физиологическое. И разрыв компенсируется сорной реакцией

Рассмотрев  теоретические понятия «», мы пришли к выводу о том, что «стресс» с момента появления претерпело изменения. Эти связанны как с расширением применения термина «», так и с фундаментальным изучением аспектов проблемы – причинности, , детерминации, проявления, стресса. Неоднозначность стресса к различиям во взглядах на тех или иных психических , несовпадению трактовок феноменов, полученных данных, строгих критериев при их так:

- как стимул: стресс рассматриваться как окружающей среды ( времени, нездоровая на работе и т.д.).

- как реакция: рассматривается как психического напряжения, в ответ на сложные .

- отсутствие равновесия в между и окружающей обстановкой ( взаимодействия для стрессовой ).

Причины стрессов –  – делят на 2 : физические и психические. стрессоры вызывают стрессы, а психические – . К физиологическим относятся реакции на шум, охлаждение, перегревание, кислорода, кровопотерю, , физическую и др., к психоэмоциональным – реакции на опасности, неожиданное , неустойчивость опоры.

Все являются , т.к. действие физических обычно вызывает реакцию.

У человека могут вызывать перегрузки, недостаток , неопределенность исхода, конкурирующих  мотиваций. обращено на производственные и бытовые  : «трудное начальство», « отцов и детей», «опустевшего », одиночество и перенаселение.

- наш ежедневный «попутчик», (хотим мы этого или нет)   надо . Даже если мы не ощущаем его воздействия, это  не нам права забывать о нем и о той , которую он .  

2.    Эмпирическое исследование    реагирования  на  стресс

2.1   исследования

База  . Исследование на базе Нарьян-Марской компании и имело целью изучить стрессоустойчивости и выявить различия в психосоциального стресса, таковые имеются.


энергосбытовая является специализированным Администрации Ненецкого округа.

Выборку коллектив компании – 40 (20 женщин и 20 мужчин). диапазон испытуемых   28 –  52 года.

Методы  . При задач исследования методы:

- наблюдение за испытуемых в естественных ;

- анализ деятельности и организации ;

- знакомство с личными сотрудников;

- беседа с ;

- тестирование.

В основного инструмента  исследования использовалась Методика диагностики уровня напряжения  () и его источников (О.С. Копина, Е.А. , Е.В. Заикин), включающая в шкалу психосоциаль стресса  Л. .

Исследователи относят ПЭН к классу явлений. Как и все эмоциональные (аффекты, эмоции, ), ПЭН является представленности в сознании смысла происходящих в человека событий и степень удо его потребностей.

Всякое  явление характеризуется тем или субъективным качеством () и предметным .          По своему  субъективному  ПЭН и другие эмоции, в ситуации неудовлетворенности , являются эмоциональными переживаниями.

  включает в себя «Ваше самочувствие», в который в свою   методы диагностики ПЭН  и связанных с ним факторов:

  1. ;
  2. шкала психосоциального Л. Ридера;
  3. шкала жизнью в О.С. Копиной;
  4. шкала условиями жизни О.С. ;
  5. шкала удовлетворенности жизненных О.С. Копиной;
  6. основные показатели (пол, , уровень образования, группа, положение).

Цель  методики: комплексное исследование психосоциального напряжения и измерение его различных  .

Опросник  «Ваше самочувствие»    на самостоятельные ответы . Время психологического обследования человека в среднем 20 – 30 минут. одновременное обследование испытуемых.

Поэтапность . Наше проходило в пять .

На  первом этапе мы   анализ по проблеме стресса и реакций. В ходе исследования нами рассмотрены основные понятия «», модели и теории , а также его стадии и (физические и психологические). представлены различия реагирования на мужчин и женщин.

  этапом исследования с базой исследования,   включало в себя: с руководителем  предприятия, со спецификой его работы, и беседа коллективом.

Третий – диагностическая работа, в которой был выявлен балл стресса у представителей и женского пола, а были выявлены психосоциального и степень их выраженности у .

Четвертый этап – полученных данных.

этап –  –написание  психологических заключений . 

2.2 Анализ  полученных данных


Для оценки уровня психосоциального стресса  у мужчин и женщин использовалась методика экспресс диагностики уровня психоэмоционального напряжения  (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя шкалу психосоциального стресса  Л. Ридера, которая позволяет определить его показатель.

Полученные  результаты  по шкале психосоциального стресса Л. Ридера представлены  в диаграмме (рисунок 1). 

    

Рис. 1. Результаты методики экспресс диагностики  уровня психосоциального стресса Л. Ридера 

В зависимости от показателей испытуемых можно разделить по группам: с  высоким, средним и низким уровнем психосоциального стресса. Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин представлены в таблице 1.

Таблица 1. Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин

Уровень стресса

Средний балл

Мужчины

Женщины

Высокий

2,00 – 3,00

2,18 – 3,00

Средний

1,00 – 1,99

1,18 – 2,17

Низкий

0,00 – 0,99

0,00 – 1,17

Сопоставив  данные и переведя баллы в проценты испытуемых можно разделить на три  группы:

- Первая  группа (35% мужчин и 25% женщин) – испытуемые с низким уровнем психосоциального стресса;

- Вторая  группа (45% мужчин и 40% женщин) – испытуемые со средним уровнем психосоциального стресса;

- Третья  группа (20% мужчин и 35% женщин) – испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса.

Далее мы подсчитали по t критерию Стьюдента уровень психосоциального стресса мужской и женской выборки, что позволило отклонить нулевую гипотезу (различия стремятся к 0) и принять альтернативную гипотезу, свидетельствующую о существующих различиях в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.

Распределение возможных источников психосоциального стресса по степени выраженности у испытуемых представлено в таблице 2.

Таблица 2. Распределение источников психосоциального стресса по степени  выраженности у испытуемых

Источники психосоциального стресса

Среднегрупповая оценка, в баллах

мужчины

женщины

Беспокойство  о работе

4,6

3,7

Чувство нервозности

2

4,2

Напряжение  от повседневной деятельности

3,3

3,6

Нервное напряжение от общения с людьми

2,2

3,4

Чувство физического и психического истощения

1,8

4,8

Нервное напряжение от смены семейных отношений

3,9

4,4


На  основании таблицы 2 были построены  круговые диаграммы           (рисунок 2, 3), которые наглядно отображают распределение источников психосоциального стресса у мужчин и женщин.  

Рис. 2. Степень  выраженности источников психосоциального стресса у мужчин  

Рис. 3. Степень выраженности источников психосоциального стресса у женщин 

Из  рисунков 2 и 3 видно, что у мужчин на первое место выходит беспокойство о работе и нервное напряжение от смены семейных отношений,  в то время как у женщин преобладает чувство физического и психического истощения, и также как у мужчин чувство нервного напряжения от смены семейных отношений. 

В результате исследования нами были выявлены гендерные различия в определении  выраженных источников психосоциального стресса у мужчин и женщин. При  этом у  мужчин в большей степени  выражена тенденция к «беспокойству  о работе», тогда как у женщин преобладает «чувство физического и психического истощения».

А также в ходе исследования по t критерию Стьюдента нами был подсчитан уровень психосоциального стресса мужской и женской выборки, где были выявлены значимые различия между мужской и женской выборкой в оценке уровня психосоциального стресса. Это позволило отклонить нулевую гипотезу (различия стремятся к 0) и принять альтернативную гипотезу, свидетельствующую о существующих различиях в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.

     Таким образом, гипотеза нашей курсовой работы подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Изучив  основные теоретические обоснования  проблемы стресса, рассмотрев его симптоматику и модели, мы пришли к заключению, что стресс это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Г. Селье считал, что полная  свобода от стрессов означает  смерть. Это вытекает из адаптивной  природы стресс реакции. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и при ее повторении или длительном действии способствует эффективному запуску специфических более экономных адаптивных реакций.

Повторные и умеренные стрессы, совершенствуют стресс лимитирующие системы, повышают устойчивость организма к повреждениям, обычно вызываемым чрезмерными стрессами. Умеренные стрессы способствуют повышению настроения и увеличивают работоспособность.


Влияние почти всех факторов на здоровье человека выражается                      U-образной кривой. Отсутствие стрессов или интенсивные или длительные стрессы приносят ущерб организму.

Неблагоприятному  влиянию стрессов могут способствовать:

а) безысходность ситуации или неопределенность, к которой трудно приспособиться;

б) высокая интенсивность или продолжительность  стресс реакций, завершающихся истощением адаптивных резервов;

в) личностные или биологические особенности  организма, определенная слабость антистрессорной  защиты.

Неблагоприятным влиянием на здоровье человека обладают, в основном, психоэмоциональные стрессы. Стрессы, связанные с отрицательными эмоциями, чаще дают неблагоприятный эффект. При этом наступают изменения нервной системы, крови, иммунитета и внутренних органов, которые становятся более значительными, когда человек старается ограничить внешнее проявление эмоций, т.е. всегда лучше «отреагировать», а не таить в себе.  «Неотреагированные» острые стрессы имеют тенденцию накапливаться в организме и переходить в хронический стресс, ускоряя наступление фазы истощения.

Устойчивость  к стрессорным повреждениям можно  специально выработать путем предварительной  адаптации к повторным воздействиям умеренной интенсивности и длительности: физическим нагрузкам, холоду, недостатку кислорода и др. Тип адекватной стратегии в стрессорных ситуациях определяется, очевидно, силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов и другими свойствами организма.

Устойчивость  или повышенная чувствительность к  стрессам представляет собой индивидуальные качества и может быть врожденной. Женщины легче, чем мужчины переносят стрессы, они адаптируются к стресс-факторам более экономно физиологически, но при этом испытывают больший психический дискомфорт, чем мужчины, женщины чаще страдают неврозами. 

Список использованных источников

  1. Авдеев  В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М.: Феникс, 1992.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. – М.: Гранд, 2014.
  3. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕРСЭ, 2010.
  4. Василенко Т.Д., Никитина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы. – М.: Гранд, 2014.
  5. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991.
  6. Вейнингер О. Пол и характер. – М.: Феникс, 1992
  7. Гендер и общество: Учеб. Пособие. – Иркутск: ИГПУ, 2012.
  8. Гиссе Л.Д. Время стрессов. - М.: Знание, 1992.
  9. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск-М.: Харвест АСТ,  2011.
  10. Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2012.
  11. Гуревич П.С. Популярный психологический словарь. – М.: Феникс, 2014.
  12. Евдокимов В.И., Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в стрессе. – СПб.: Питер, 2011.
  13. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Знание, 1997.
  14. Ильин Е.В. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. – СПб.: Питер, 2013.
  15. Как разрешить конфликт и быстро выйти из стресса // под ред. Л.Е. Телятниковой. – Иркутск, 2015.
  16. Кордуэлл М. Психология: словарь-справочник от А до Я. – М.: Гранд, 1999.
  17. Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Психопрафилактика стрессов. – М.: Издательство Московского университета, 2013.
  18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 2013.
  19. Нейдхард Д. Властелин эмоций: Как сохранить спокойствие в любой ситуации. – СПб.: Питер, 2007.
  20. Селье Г. Стресс и жизнь. – М., 1979.
  21. Стрессы и их профилактика // под ред. С.И. Майборода. – Иркутск: ИГПУ, 2012.
  22. Тьюбсинг Д.А. Избегайте стрессовых ситуаций. – М.: Медицина, 2013.
  23. Черепанова Е.М. Психологический стресс. – М.: Академия, 2007.
  24. Чиркова Ю.Г. Стресс без стресса. М., 1988. 
  25. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях // под ред. А.И. Яроцкого. – Гродно: ГрГУ, 2011.